В соответствии с Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом в стране, проводятся парламентские слушания в Государственной думе. Это четко закреплено в пункте 3 статьи 101. Проводятся они исключительно по вопросам, которые находятся в ведении данного органа, не имеют права затрагивать те, что не входят в их компетенцию.
Понятие
В Российской Федерации, как и практически во всех иных странах, ученые придерживаются единого понятия термина парламентские слушания. Под ним понимается обсуждение законодательным органом (парламентом) особо значимых вопросов, касающихся внутренней и внешней политики государства в организованной форме с привлечением экспертов, а также общественности.
Подобные заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми. На первый тип парламентских слушаний в России разрешено приглашать журналистов, а вот вторые могут посещать исключительно депутаты и должностные лица, отвечающие в стране непосредственно за обсуждаемый вопрос. На закрытых слушаниях обсуждаются вопросы, касающиеся государственной или иной тайны, а также те, что в силу обстоятельств должны иметь конфиденциальный характер.
Ответственные лица
Парламентские слушания в Госдуме не могут организовываться без ответственных лиц. Они всегда начинаются с чей-либо инициативы. В стране такими органами могут быть Совет Государственной думы, различные комитеты и комиссии, существующие в ней, а также ряд фракций.
Регламент по созданию парламентского слушания в Думе
Как только компетентный орган вносит вопрос о проведении новых слушаний на заседании Совета, при принятии положительного решения сразу же определяется дата их проведения. После эта информация обязательно должна быть передана СМИ, как и данные о теме парламентских слушаний, месте и дате их проведения. Все это публикуется не позднее чем за 10 дней до начала обсуждения, чтобы оповестить население.
После этого комитеты и комиссии Государственной думы, которые отвечают за проведение парламентских слушаний, определяют состав лиц, которым надлежит явиться на обсуждения. Ответственные комитеты непосредственно назначаются Советом Государственной думы, так же как и иные подразделения аппарата, которые должны принять участие во всестороннем обсуждении.
Стандартно парламентские слушания в РФ проводятся в здании Государственной думы, расположенном в Москве, однако в ряде случаев разрешено их проводить и в зданиях, принадлежащих федеральным органам государственной власти по предварительному согласованию. Всем финансированием, которое требуется комитетам для проведения обсуждения, занимается непосредственно Совет, но при этом по данному вопросу также обязательно должно выйти распоряжение председателя Госдумы.
Участники парламентских слушаний
Как правило, Государственная дума проводит открытые слушания, которые доступны для представителей СМИ, различных общественных объединений, да и вообще всей общественности в целом. Исключениями из этого правила являются закрытые обсуждения, решение о проведении которых принимается непосредственно Советом Государственной думы. Подобные закрытые парламентские слушания действуют на основе регламента, а потому имеют свой ряд особенностей.
Помимо СМИ, также существует ряд лиц, чье присутствие на обсуждениях является хоть и не обязательным, однако приветствуется всегда. При этом совершенно не имеет значения, проводятся ли закрытые или открытые слушания. К ним относятся президент РФ, а также его полномочный представитель в Госдуме. Разрешено присутствие председателя и иных членов Совета Федерации, правительства. Судебная власть также имеет возможность принять участие в диалоге - разрешен вход членам Конституционного и Верховного судов страны. Председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы, генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека, председатель Центризбиркома - все перечисленные выше лица имеют открытое приглашение на совершенно любое парламентское слушание.
Порядок назначения
Непосредственно проводить само слушание должен председатель Государственной думы. Однако в случае необходимости законодательно утвержден перечень лиц, которые могут замещать его. К ним относятся заместитель председателя, а также председатели или заместители ответственного комитета или комиссии, но только по предварительному поручению.
В обязанности человека, который ответственен за председательство, помимо присмотра за порядком обсуждения депутатов и иных делегатов, относится обязательное предоставление слова для выступления. Также он выступает со всеми имеющимися на повестке дня сообщениями.
Сами сроки и порядок проведения парламентских слушаний решаются предварительно Советом Государственной думы исходя из перечня и характера обсуждаемых вопросов. Именно поэтому без особого на то решения дума не проводит подобные обсуждения непосредственно во время своих обычных заседаний. Помимо этого, их также недопустимо проводить в период времени между сессиями, а также во время работы с избирателями, чтобы не допустить их влияния на электорат для повышения популярности.
Проведение слушания
В самом начале парламентского слушания председательствующее лицо обязательно должно произнести краткую вступительную речь. Именно в ней он обрисовывает повестку дня, ее значимость для страны на современном этапе. Также оглашается список приглашенных лиц и сам порядок проведения.
Далее слово дается председателю ответственного за вопрос комитета. Всего его речь не должна занимать больше 20 минут, однако при этом он обязан предоставить полный доклад по обсуждаемому на заседании вопросу. После этого в обсуждении могут принять участия иные депутаты Государственной думы и приглашенные лица. Однако при этом следует принять во внимание, что они не имеют возможности высказаться, если председательствующий не дал им разрешения.
После выступления начинается черед вопросов - их могут задавать любые присутствующие лица или депутаты в письменной или устной форме, причем ответ на них обязателен.
Порядок проведения парламентских слушаний строго регламентирован. Любые нарушители могут быть удалены из зала по решению председательствующего лица даже из-за выкриков или аплодисментов, которые считаются вмешательством в порядок слушания.
Окончание слушания
В конечном итоге подобные слушания в Государственной думе заканчиваются принятием определенного решения по обсуждаемому на собрании вопросу. Все прозвучавшие во время обсуждения рекомендации и советы принимаются исключительно голосованием, причем одобрение должно прозвучать от большинства депутатов, которые принимали участие в собрании.
Протоколирование
Открытые парламентские слушания должны быть доступны для ознакомления любому человеку, поэтому в обязательном порядке ведется особый протокол и стенография заседания. После окончания слушаний протокол подписывается председательствующим лицом, что подтверждает его действительность.
После этого копии стенограмм, материалы и рекомендации, прозвучавшие во время слушаний в течение 10 дней отправляются по различным комитетам и комиссиям, которые отвечали за проведение самих слушаний.
Также экземпляр отправляется и в Парламентскую библиотеку, которая гарантирует возможность ознакомления с материалами любому читателю, интересующемуся данным вопросом, по мере необходимости. Также некоторые рекомендации могут быть опубликованы или размещены в интернете для общего ознакомления на официальном сайте Государственной думы РФ.
При этом следует учитывать, что любые сведения и протоколы закрытых слушаний разрешены к ознакомлению только депутатам Госдумы, президенту и правительству, а также представителям государственных органов, которые непосредственно принимали участие во время заседания.
"О миграционной политике"
В апреле 2018 года Государственная дума провела парламентские слушания по вопросам, касающимся миграционной политики на территории стран, входящих в СНГ. На повестке дня стояла не только борьба с обильной нелегальной миграцией, но и вопрос о репатриации соотечественников. После распада СССР, когда все пространство считалось одной страной, в страну въехало несколько десятков миллионов граждан иных стран, что представляет собой сильный миграционный поток. Были рассмотрены инициативы МВД в данной сфере, вроде обязательности заключения трудового договора на осуществление работы, а также инициатива "резиновых офисов".
"Совершенствование государственной политики охраны атмосферного воздуха"
Данное парламентское слушание проводилось 20 марта 2018 года и затрагивало проблемы экологии, которые столь актуальны в современное время. Неформально было объявлено, что данный год становится годом охраны воздуха, который непосредственно идет от закончившегося года экологии. На обсуждении принимались решения об использовании на предприятиях наилучшего технического оборудования, которое будет препятствовать масштабным выбросам.
Помимо модернизации предприятий, был рассмотрен вопрос и о развитии экологически чистого личного транспорта. По настоящее время автомобильные выбросы - это серьезный источник загрязнения атмосферы, особенно в городах. На дискуссиях была рассмотрена возможность снижения данного воздействия, а также постоянный и новый контроль за распределением автопарка в стране. Также рекомендуется оптимизировать всю транспортную систему, которая имеется в России. Данная повестка дня напрямую пришла от президента Владимира Путина, который в своем послании признал качественный воздух одним из доминантных направлений своей политики.