Рубрики
...

Правила перевозки скоропортящихся грузов

Перевозка грузов на дальние расстояния требует профессионального подхода, ответственной организации и строгого соблюдения правил транспортировки. В особенности это касается скоропортящейся продукции, для которой предусматриваются специальные условия перевозки. Помимо юридических формальных аспектов данного мероприятия, существует четкий перечень норм, регулирующих практическую сторону организации процесса. Современная перевозка скоропортящихся грузов должна осуществляться и с учетом косвенных факторов, к которым можно отнести характеристики целевого объекта, специфику средства транспортировки, климатический регион, внешние условия и т.д.

Перевозка скоропортящихся грузов

Основные регулирующие документы

Непосредственный контроль за соблюдением правил транспортировки грузов осуществляет Ространснадзор. Данный орган, в частности, руководствуется соглашением о перевозке скоропортящихся грузов. Оно было подписано в 1976 году в Женеве. Постановление Правительства РФ N272 от 2011 года определило, что данный документ является основным источником требований для регуляции правил перевозки скоропортящейся продукции. Важно отметить, что соглашение распространяется не только на международный, но и на внутренний порядок организации транспортировки грузов.

Правила охватывают нюансы, связанные с технической стороной обеспечения перевозки, условия содержания пищевых продуктов, определяют параметры микроклиматических показателей и т.д. Отдельно был утвержден приказ о порядке выдачи свидетельств компаниям, работающим в рамках соглашения о международных перевозках скоропортящихся грузов и использующих при этом специальные средства наподобие рефрижераторов. Контроль соблюдения требований в отношении внутрироссийских маршрутов осуществляется при выполнении плановых и внеплановых проверок, а также в ходе рейдовых мероприятий.

Какие грузы можно отнести к скоропортящимся?

Основной сегмент материалов и продуктов данной группы составляют пищевые товары. В первую очередь это овощи и фрукты (не считая ананасов и бананов), которые могут сохранять оптимальные потребительские качества при нахождении в пути от 3 до 8 часов. Причем это касается только нахождения в неспециализированных подвижных составах. В эту же категорию включаются корнеплоды и зелень. Распространяются правила перевозки скоропортящихся грузов и на туши крупного рогатого скота. В процессе подготовки к транспортировочным мероприятиям их разделывают на продольные части с формированием полутушек и четвертин. Свиные туши разделываются на полутушки или перевозятся в цельном виде, но без голов. В каждом случае мясные части должны быть зачищены от побитостей, кровоподтеков и загрязнений. Все внутренности с желудочно-кишечным трактом и посторонними веществами удаляются.

Правила перевозки скоропортящихся грузов

Одним из наиболее требовательных к перевозке продуктов является рыба, которая транспортируется в специальных бочках и ящиках. На дне тары должна быть организована подложка из кубиков льда. Но и в этой группе предусматриваются разные требования к перевозке в зависимости от вида рыбы и ее текущего состояния. Например, лососевые или осетровые предварительно упаковываются только в ящики с брикетами, а сардины и сельди перевозят в бочках или банках из белой жести с заливкой на основе маринованного пряного посола.

Разумеется, транспортировке подвергаются не только пищевые продукты. Правила перевозки скоропортящихся грузов охватывают и живую растительность – цветы, плоды, семена, клубни и т.д. К специальным условиям организации транспортировки можно отнести обеспечение физической сохранности груза и поддержку оптимальных микроклиматических параметров.

Общие требования к процессу перевозки

К моменту отправления у грузоперевозчика должны быть перечни с содержанием грузов, их данные, характеристики и сертификационные документы. В зависимости от свойств транспортируемых материалов и продуктов могут применяться дополнительные технические средства. Например, организация перевозок скоропортящихся грузов часто предусматривает включение в составы цистерн-термосов, рефрижераторных блоков, морозильных камер, изотермических контейнеров и отсеков с поддержкой того или иного способа технологической обработки.

Все транспортные средства, которые применяются для обслуживания пищевых и продовольственных грузов, предварительно должны быть освидетельствованы. Перевозчик также получает санитарный паспорт от Госсанэпиднадзора. Процесс освидетельствования с выдачей разрешительных документов происходит непосредственно с участием владельца груза, а расходы на процедуру возмещает грузоотправитель. В следующих случаях перевозка скоропортящихся грузов может осуществляться в особом порядке:

  • Если речь идет об импортных товарах, которые следуют на российские станции через порты.
  • Если тара не соответствует характеристикам груза в рамках установленных требований или применяются новые виды упаковки.
  • Если перевозится груз, срок пребывания которого в подвижном составе истек на момент проверки.
  • Если само транспортное средство не предназначено для осуществления транспортировки скоропортящейся продукции.

В каждой из вышеназванных ситуаций могут быть определены особые правила перевозки в соответствии с соглашением между грузополучателем и отправителем. Договоренность может быть скорректирована или изменена отдельными правками. Но в обоих случаях особые условия грузоперевозки требуют, чтобы отправитель обязательно сделал соответствующую отметку в накладной и дорожной ведомости.

Условия перевозки скоропортящихся грузов

Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

В процессе погрузочных мероприятий отправитель должен размещать и укладывать груз в специальной таре, характеристики которой соответствуют и свойствам продукта, и микроклиматическим показателям на время транспортировки. Сама упаковка для временного содержания должна быть чистой, без повреждений и деформаций. Если в отсеке хранения предусматриваются вертикальные гофры или удерживающие бруски, то подготовленная тара размещается вплотную к ним. В то же время перевозка скоропортящихся грузов исключает близкое размещение продукции непосредственно к стенам транспортного средства. Должна выдерживаться, как минимум, дистанция на 4-5 см.

В случае с бочками размещение производится в один или несколько рядов в вертикальной позиции. Изначально для установки тары следует предусмотреть платформы и днища, обеспечивающие надежную фиксацию бочек. Емкости на 200 дм3 и более необходимо устанавливать на специальные подкладки, толщина которых составляет не меньше 2,5 см. Длина и ширина платформ должна соответствовать диаметру самих бочек. При этом каждый ярус в соответствии с правилами может содержать только тару схожего типоразмера. Установка однотипных конструкций в один ряд повышает безопасность и надежность транспортировки, исключая риск повреждения емкостей.

Транспортировка автомобильным транспортом

Данный вид транспорта чаще используется, если нужно доставить груз от места производства до точки сбыта. Реже осуществляются дальние перевозки фруктов и овощей. При подготовке к перевозке составляется договор между грузоотправителем и непосредственно транспортной организацией, чей автопарк предоставляет машину. Это транспортная накладная, в которой прописываются и условия для транспортировки, и сведения о продукции или сырье. Наиболее требовательны в плане условий содержания груза именно пункты с климатическими показателями. Температурный режим сложнее всего поддерживать в автомобилях, поэтому часто используются рефрижераторы.

Правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

Также к особенностям перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом можно отнести возможность совместного содержания в одном блоке нескольких видов продукции. Например, фура может одновременно перевозить овощи и фрукты. Но это не относится к товарам, которые принадлежат к разным группам и продуктам, имеющим выраженные отличительные характеристики, влияющие на требования хранения. Желательно осуществлять комбинированную перевозку тех грузов, которые могут содержаться в одинаковых условиях – по временному периоду хранения, температурным показателям, параметрам упаковки и т.д. Не допускается совмещенная перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, если продукты обладают резким запахом или ароматом. Данное правило относится к рыбной продукции, мясокопченостям, маргарину, дрожжевому сырью, луку и чесноку.

Перевозка ЖД-транспортом

Использование железнодорожной инфраструктуры дает больше возможностей для поддержания заявленных требований к содержанию скоропортящихся продуктов. Их указывает отправитель в накладной к грузу вместе с другими рекомендациями к транспортировке. Если планируется использование рефрижераторной секции, то владелец предоставляет накладную для каждого вагона. Чувствительные к температурным воздействиям товары, а также продукты, боящиеся подморозки, следует доставлять до станции погрузки уже в защищенном от наружной среды виде. В дальнейшем ЖД-перевозка скоропортящихся грузов в одном вагоне с продуктами других групп допускается только при условии, что у них одинаковые требования к содержанию.

Если соблюдаются условленные сроки перевозки, то допускается и переадресация грузов в следующих случаях:

  • На станции первичного назначения с обновлением перевозочных документов, за исключением международной грузоперевозки.
  • На путях следования, за исключением отправлений, которые следуют по изначально оговоренному прямому международному сообщению.
  • Если речь идет об экспортных и импортных товарах, данные экспертизы которых указывают на сохранность груза после даты доставки на пункт нового назначения.

Независимо от формата транспортировки и условий содержания продукции, скорость перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте должна соответствовать показаниям, заявленным в накладной документации. При этом для партий в специализированных рефрижераторных и изотермических вагонах предусматриваются особые скоростные режимы, учитывающие специфику обслуживаемых товаров.

Правила перевозки воздушным транспортом

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом

На воздушных судах могут перевозиться грузы, которые не теряют своих первоначальных качеств после истечения срока, в который содержимое должно быть доставлено к месту назначения. При этом сохраняются жесткие требования к условиям организации таких перевозок. Изначально отправитель предъявляет весь перечень необходимых документов с удостоверениями и сертификатами. Продукты животного происхождения вместе с этим должны иметь и свидетельства ветеринарного обследования. В отличие от железнодорожной перевозки скоропортящихся грузов, использование воздушных судов не предусматривает переадресацию рейсов. Лишь в исключительных случаях допускается выполнение одной перегрузки в пути следования. Для живых цветов, к примеру, транспортировка осуществляется только прямым рейсом. Как правило, заявки на доставку растений с живым срезом направляются в компанию перевозчика за 10 дней до передачи груза.

Опять же, каждая группа грузов предусматривают свои требования к содержанию. Те же цветы должны иметь упаковку, выполненную из фанеры, фибры или картона. Главное, чтобы обеспечивался контроль доступа к содержимому. Здесь стоит отметить и специфику перевозки скоропортящихся грузов воздушным транспортом как наиболее оперативного способа доставки. По этой причине самолетами пользуются не только флористы, но и рыбные хозяйства. В частности, промысловая рыба, раки и кормовые организмы, предназначенные для акклиматизации и разведения, перевозятся прямыми спецрейсами в сопровождении бортпроводников. С другой стороны, пассажирские воздушные суда могут принимать небольшие партии фруктов и овощей, размещаемых в качестве догрузки. Их обычно принимают на борт в сетчатых мешках, но с определенными условиями. Во-первых, перевозятся только твердые плоды и овощи. Во-вторых, сам мешок должен быть прочным, без разрывов, дефектов и с надежными завязками.

Перевозка скоропортящихся грузов морским транспортом

Соглашение о международных перевозках скоропортящихся грузов

Данный вид перевозки наиболее требователен в плане обеспечения сохранности груза в процессе выполнения рейса. Это связано и со спецификой транспортного обслуживания, и с внешними условиями содержания. Партии размещаются в специальных отсеках, в которых должна быть предварительно обеспечена безаварийная работа климатического оборудования. Загрузка тары осуществляется так, чтобы на нее затрачивался минимум энергии и сохранялся теплоотвод. Особенно если планируются крупные международные перевозки скоропортящихся грузов с большим количеством партий (40-50), то оптимизация энергоресурсов на каждой операции погрузки позволит сэкономить значительную сумму. В этой связи практикуется рационализация размещения штабелей так, чтобы воздушные потоки омывали грузовой отсек с захватом наибольшей площади.

В дальнейшем обслуживающий персонал обеспечивает стабильность фиксации груза, что достигается установкой стапелей, крюков и крепежных ремней, исключающих риск опрокидывания и сдвига тары. Важно не забывать, что удары волн, вибрации и качка – неизбежные факторы, сопровождающие эксплуатацию морского транспорта. Перевозка скоропортящихся грузов в части технической организации отличается и обязательной подкладкой гофрированного или решетчатого настила. Если в случае с ЖД- и автотранспортом главная задача платформы заключается в обеспечении стабильной несущей базы, то перевозка на морских судах должна осуществляться на основе, улучшающей аэрацию нижних грузовых позиций. Между отдельными штабелями также сохраняется небольшой зазор порядка 8-10 см для циркуляции охлаждающего воздуха.

Особенности контейнерной перевозки

Данный способ обеспечения условий грузоперевозки может применяться на разных видах транспорта. Контейнер позволяет обеспечивать оптимальный температурный режим для сохранности скоропортящейся продукции, ее физическую защиту и контроль доступа. Например, конструкция рефрижераторных блоков изготавливается из легких сплавов алюминия или стали, а в облегченных вариантах – из комбинированного каркаса, в котором задействуется клееная фанера и металлические элементы. Наиболее прочные модификации контейнеров рекомендуют использовать правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, так как он в большей степени подвержен рискам механических ударов.

При этом следует разделять тару этого типа по функциональному назначению. Традиционные холодильные установки обеспечиваются толстыми дверями с замками и наружными регуляторами температурного режима. Внутренние поверхности выполняются из гладких стальных панелей, что исключает скопление конденсата. Существуют и специальные модели контейнеров для мяса в тушах. Для такой тары предусматриваются дополнительные тельферы с движимыми крюками, расширяющими возможности транспортировки контейнера. Поскольку правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом указывают и на необходимость постоянного контроля микроклиматических параметров, система управления рабочими показателями контейнера предусматривает вынос теплового регулятора прямо в кабину водителя. Организация взаимодействия с электроникой холодильной установки возможна и проводным, и дистанционным способом. Также в современных рефрижераторах предусматривается автоматический контроль температуры, коррекция которой выполняется на основе поступления данных от наружных датчиков.

Заключение

Соглашение о перевозке скоропортящихся грузов

На сегодняшний день самым прогрессивным и эффективным способом перевозки скоропортящейся продукции является прямое смешанное сообщение. Его реализуют на водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. В каждом случае организация перевозок предполагает выполнение как специфических, так и унифицированных общих процедур. Например, подготовка сертификатов, свидетельств и актов экспертизы зависит только от вида продукта, к которому могут прилагаться те или иные документы с накладной. Что касается специфических нюансов, то, к примеру, автомобильные перевозки скоропортящихся грузов более требовательны к таре и упаковке. Размещение тех же контейнеров и брикетов выполняется с жесткой фиксацией и при необходимости с дополнительным устройством климатического оборудования. Морской и железнодорожный транспорт можно назвать наиболее функциональным с точки зрения организации оптимальных условий содержания. Большие пространства для размещения изотермических секций, в частности, позволяют надежно перевозить туши рогатого скота, охлажденную рыбу и свежие растения.

В то же время остаются и неразрешенные проблемы перевозок скоропортящихся продуктов, которые связаны с порчей, утратой, повреждениями и недостачей. Минимизируется подобный ущерб так же за счет современного оборудования. Другое дело, что не всегда расходы на использование, к примеру, изотермических контейнеров с системой дистанционного контроля температуры и средствами безопасности, оправдывают себя. На их содержание также требуются дополнительные затраты. Помимо энергетических ресурсов и техобслуживания иногда грузоотправители нанимают целые группы персонала для сопровождения технологически сложного оборудования, что тоже требует немалых финансовых вложений.