В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.
Введение
В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.
Экологическая безопасность населения
Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.
Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.
Требования
Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.
Способы защиты населения
Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система – Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.
Участие граждан
Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия – гражданско-правовой и административной ответственности.
Правовая сторона вопроса
Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность – человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.
Реализация прав
Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.
Привлечение к ответственности
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.
Наказание
Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица – 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.
Право на благоприятную окружающую среду – экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.
Сохранение среды
У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:
- компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
- состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
- состояние природно-антропогенных объектов.
Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.