Разработка стратегии социально-экономического развития заключается в значительном повышении качества жизни обычных граждан.
Она предполагает повышение конкурентоспособности отечественной экономики благодаря реализации курса на комплексную переработку природных ресурсов, мобилизации человеческого ресурса, располагающегося внутри страны.
Основные приоритеты
Стратегия социально-экономического развития основывается на следующих факторах:
- формирование условий по укреплению человеческого потенциала страны как базы социальных и экономических преобразований и перехода на путь стабильного демографического роста в государстве;
- реализация инновационной модели развития экономики.
В качестве основного ресурса выступают люди с активной гражданской позицией.
Цель существования
Стратегия социально-экономического развития края основывается на стратегической цели. Она заключается в достижении продолжительной конкурентоспособности страны в мировом масштабе посредством формирования требуемых условий для создания инноваций в производстве.
Стратегическая цель должна приводить к улучшению качества жизни населения страны, увеличению инвестиционной привлекательности, организации в компаниях инновационных рабочих мест. При правильном выборе экономического курса повышается уровень доходов, растут бюджетные поступления благодаря внедрению результатов инновационных исследований.
Задачи стратегии
Каково ее предназначение? Стратегия социально-экономического развития региона или страны способствует решению следующих задач:
- наращивание человеческого потенциала в области инноваций, технологий, образования, науки;
- вывод экологических и высокотехнологичных разработок на внешние рынки;
- формирование стабильного спроса на технические инновации;
- появление высокотехнологичных компаний;
- формирование стабильного развивающегося сектора разработок и исследований, который обеспечивает воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на мировом и национальном рынках.
Она способствует формированию позитивного инновационного климата. Стратегия социально-экономического развития региона способствует повышению открытости экономики, расширению многостороннего и двухстороннего межрегионального и международного сотрудничества. Подобная программа развивает и повышает эффективность инновационной инфраструктуры на территории края (страны).
Принципы реализации
Стратегия социально-экономического развития России основывается на следующих принципах:
- выявление проблем, продумывание путей их решения с применением инновационных инструментов;
- гармоничное сотрудничество бизнеса, государства, науки при выявлении приоритетных направлений развития, а также в ходе их реализации;
- формирование системы условий и стимулов для осуществления технологической модернизации экономики на базе повышения эффективности предприятий с применением совокупности мер таможенного, тарифного, антимонопольного, налогового регулирования;
- обеспечение кадровой и инвестиционной привлекательности региона;
- ориентация на международные стандарты при проведении оценки инновационной инфраструктуры и бизнеса инноваций.
Для успешного внедрения концепции необходима скоординированная работа региональной бюджетной, налоговой, социально-экономической, внешнеэкономической политики.
Важные аспекты
Стратегия социально-экономического развития определяет ключевые направления процесса перехода к рыночной экономике. Она является системой мероприятий, ориентированных на достижение долгосрочных целей. При этом важно участие каждого субъекта в решении поставленных задач. Основу концепции социального и экономического развития составляют высокие и достижимые цели.
Основу стратегии социально-экономического развития республики, края либо страны составляют действия, способствующие превращению РФ в динамичное государство с определенной интенсивностью труда и последовательным функционированием правительства.
Условия реализации
Существует несколько факторов, о которых необходимо упомянуть отдельно. Реализация стратегии социально-экономического развития связана с рядом условий:
- выбор цели, которая обладает объединяющим потенциалом (рыночные механизмы основываются на институтах легитимности собственности);
- создание новой социальной системы, которая обеспечивает регулирование поведения нескольких субъектов.
Уровень благосостояния
Стратегия социально-экономического развития области, региона или страны предполагает учет качества жизни населения. Успешность программы определяется во многом динамикой появления внутри государства среднего класса. Стандарт благосостояния заключается в его обеспеченности продуктами длительного применения, качественным и доступным жильем, услугами здравоохранения и образования.
По результатам международных статистических исследований, на сегодняшний день лишь 5 % россиян живет по западному стандарту благосостояния.
Уровень благосостояния выступает решающим условием обеспечения стабильного экономического роста страны.
Инвестиционный прорыв
Стратегия социально-экономического развития образования предполагает обновление содержания в ОУ. В рамках инноваций в отечественную систему образования были введены новые федеральные стандарты. Инвестиционный прорыв связан с поддержкой основных хозяйственных секторов экономики, ускоренным ростом капиталовложений, инновационным наполнением финансирования.
Особую роль отводят машиностроению. Именно поэтому стратегия социально-экономического развития муниципального образования содержит раздел о модернизации машиностроения на основе оборудования, который выпускается на его территории, в иных регионах страны, а также за ее пределами.
Факторы, негативно влияющие на процесс развития
Среди них выделяют:
- несущественный внутренний спрос;
- внешние долги;
- неподготовленность к существенным капиталовложениям инвестиционного комплекса;
- непропорционально высокую скорость увеличения стоимости транспортных затрат, топлива, электрической энергии.
Разработанную программу можно изменять с учетом политической и хозяйственной ориентации функционирования государства на конкретном этапе развития.
Всесторонняя оценка состояния дел
Составляется она и по объективным, и по субъективным показателям. К первым, к примеру, относят макроэкономические условия, отраслевую структуру, специфику разделения труда, географические особенности, присутствие природных ресурсов.
В качестве субъективных факторов рассматривают методы управления. Реформы, происходящие в стране в последние годы, показали, что регионы, использующие инновационные методы администрирования, намного реже сталкиваются с кризисными ситуациями.
Субъекты, применяющие адекватные методы и инструменты управления, имеют относительные преимущества при выходе из кризисных ситуаций. Выход из них может быть весьма болезненным, если со стороны администрации не предпринимается никаких активных действий.
Стратегия социально-экономического развития края либо другого субъекта РФ допускает применение различных действий. Благодаря подобным мероприятиям местной властью поощряется деятельность народнохозяйственного сектора, повышается налоговая база, создаются эффективные рабочие места.
В распоряжении администрации есть множество инструментов и механизмов. С их помощью существенно расширятся возможности определенных видов деятельности, в которых максимально заинтересован край, регион, страна.
Целесообразно выбирать концепцию, состоящую их трех стадий:
- доиндустриальной;
- индустриальной;
- постиндустриальной.
На первой стадии преобладают следующие отрасли: сельскохозяйственная, рыбная, лесная.
Доминирующими элементами на втором этапе считают обрабатывающие сектора: легкую, пищевую, лесную, деревообрабатывающую промышленность, машиностроение, химические предприятия.
В постиндустриальном этапе на первое место выходят нематериальные сферы: наука, торговля, страхование, образование, здравоохранение, финансирование. Происходит существенное снижение товарного производства, возрастает сфера услуг, растет наукоемкость производства, существенно повышается квалификация работников.
Стратегия социально-экономического развития района предполагает качественные преобразования хозяйственной структуры.
Тенденции современности
В настоящее время преимущественной сферой занятости является сфера нематериального производства. Она выступает основой процветания благосостояния граждан. В настоящее время в РФ наблюдается два направленных противоположно процесса:
- деиндустриализация;
- рост сектора услуг.
Подобная тенденция обуславливает смещение хозяйственного комплекса страны на первый этап. К сожалению, это является свидетельством регресса экономики. В ближайшее время в субъектах планируется перераспределение рабочих ресурсов. Акцент делается не на присутствие, а на эффективность применения ресурсов. Крупные населенные пункты первыми разрабатывают и внедряют программы эффективного управления. Практика свидетельствует о максимальной эффективности маркетинга и планирования в качестве инструментов развития. В рамках перехода к рыночной экономике стратегическое планирование можно представить в следующем виде:
- выявление цели;
- оценка внешнего воздействия;
- выявление сильных и слабых сторон региона;
- проработка новых территориальных производств;
- создание плана, который включает определенные действия и мероприятия;
- составление концепции;
- анализ эффективности, корректировка методов и задач их решения.
Стратегическое планирование является непрерывным процессом. Оно способствует созданию ориентиров для принятия разных тактических решений.
Субъекты РФ разрабатывают собственные стратегии, чтобы продумывать собственную социально-экономическую политику, опирающуюся на собственные ресурсы, технологии, кадры. Такая политика должна не только придать экономике конкурентоспособность и социальную стабильность, но и способствовать повышению уровня жизни населения.