Рубрики
...

Реформа местного самоуправления в России - особенности, требования и последствия

Местное самоуправление - это такая организация действий в государстве, при которой население занимается вопросами местного значения, исходя из своих интересов. Существование правового демократического государства невозможно при отсутствии реформ местного самоуправления.

В становлении Российского государства немалую роль сыграли реформы, которые коснулись местных органов.

В статье подробно разберем ключевые реформы органов местного самоуправления в России, их специфику и значимость.

Реформы эпохи Петра Великого

Петр Великий

Автор первых реформ местного самоуправления - Петр Великий, его реформаторская деятельность была направлена не только на усиление самодержавия и военной мощи, но и на социальные сферы общества.

Предпосылки реформ:

  • Во время Великого Посольства Петр I воочию увидел европейскую систему органов администрации и взял ее за основу будущих изменений.
  • Старая система сдерживала развитие экономики.
  • Необходимо было укрепление вертикалей власти, чтобы предотвратить бунты.
  • Шла Северная война со Швецией, и нужно было снабжать армию за счет налогов.

Петр Великий создал 2 основные реформы местного самоуправления: губернскую и городскую.

Губернская реформа Петра I

Первый этап губернской реформы начался в 1708 году и делил государство на губернии. Это было сделано для того, чтобы налоги с каждой губернии могли содержать армию и флот.

Второй этап начался после войны - 7 декабря 1718 года было утверждено создание провинций, которые делились на дистрикты.

Петр I назначал губернаторов, которые полностью управляли губерниями. Администрация и воеводы назначались Сенатом, а подчинялись коллегиям. Воевода был главой провинции.

Городская реформа Петра I

Петр Первый осматривает владения
  • Население городских посадов в крупных городах подчинялось магистратам, в мелких - ратушам.
  • Магистрат ведал полицией, судом, управлял городским хозяйством.
  • Магистраты и ратуши находились в подчинении у Главного магистрата и Камер-коллегий.
  • Магистрат не отменял избираемых властей, а был выше них.

Сложившаяся система была достаточно устойчивой, изменения в нее вносились редко.

Общество до реформы Александра II

Вторым реформатором в сфере местного самоуправления был Александр II.

После поражения в Крымской войне стало очевидно, что Россия значительно отстает от стран Запада почти во всех сферах: в экономике, в военной подготовке, в политике и в социальном строе государства. Все эти факторы влияли не только на мощь империи, но и на жизнь всех слоев населения. Политологи и ученые того времени прекрасно понимали несовершенство устоев самодержавного управления. Общество было не просто неоднородным, а была огромная пропасть между низшими и высшими слоями.

Класс дворянства делился на богатых представителей, средних и бедных. У более чем 90 % дворян не было в подчинении крепостных крестьян. Обычно дворяне работали на государственных должностях и были напрямую зависимы от государства. Те, кто имел в собственности большие участки земли, соответственно, владели и множеством крепостных крестьян в подчинении. Поэтому даже среди дворян сложилось очень неоднозначное отношение к отмене крепостного права.

Крепостные крестьяне не имели никаких гражданских прав, их жизнь была самой настоящей рабской жизнью. Крепостные крестьяне делились на 2 группы:

  • Оброчные крестьяне - состояли в сельской общине, платили повинность своему помещику, при этом могли наниматься в качестве рабочей силы в городах. Основная масса оброчных крестьян была сконцентрирована в центральной России.
  • Барщинные крестьяне - их так назвали потому, как они трудились на помещичьих землях и платили барщину. Такая система была распространена на юге России.
Крестьянское общество

Предпосылки реформы

В XIX веке произошло событие, которое оставило глубокий след в истории Российского государства, крепостное право было отменено. Об этом и пойдет речь.

К середине XIX века возник диссонанс между развитием крепостного права и формированием капиталистического строя. Эти два фактора никак не могли сосуществовать, поэтому нужно было было что-то менять в социальном укладе.

  1. Промышленность росла быстрыми темпами, технологии производства становились сложнее. Крепостные крестьяне в качестве рабочих на станках были совершенно неприменимы, порой они их ломали специально.
  2. Возникла потребность в постоянной рабочей силе на заводах, при этом рабочие должны были быть квалифицированными.
  3. После Крымской войны для всего мира и для самой России стала очевидна отсталость страны от стран Запада. Российская самодержавная власть подверглась резкой критике со стороны европейских политологов.

Ввиду этих обстоятельств Александр II не хотел проводить реформу самостоятельно, а решил пойти по западному пути - создать специальный комитет.

В 1857 году был создан Секретный комитет (население страны не знало о его существовании). 20 ноября того же года был создан респрикт, который утвердил Александр II, в нем от каждой губернии выбирали комитеты дворян, которые должны были принимать участие в создании реформы.

В ходе обсуждений выявилась основная проблема: отпустить крестьян без земли или выделить надел? Дворяне, которые не имели земель во владении, хотели освободить крестьян с землей, помещики же были категорически против этого. Компромисс был следующий: освободить крестьян с малым количеством земли за денежный выкуп.

Реформа 1861 года об отмене крепостного права была проведена, затем для дальнейшего совершенствования государства необходимо было провести реформы местного самоуправления.

Крестьяне 19 век

Реорганизация системы государственного управления

Отмена крепостного права вызвала потребность в проведении следующих реформ:

  • земская реформа;
  • городская реформа;
  • реформа судопроизводства;
  • реформа армии и флота;
  • реформа в сфере образования.

Эти реформы проводились не все сразу, а последовательно.

Подробнее о каждой далее.

Земская реформа Александра II

В 1864 году была проведена первая земская реформа местного самоуправления. 1 января было издано и утверждено царем "Положение о губернских и уездных земских учреждениях".

В соответствии с положением в уездах и губерниях создавались:

  • органы исполнительной власти - уездные и губернские управы;
  • органы распорядительной власти - уездные и губернские земские собрания.

Оба вида органов местного самоуправления избирались сроком на 3 года.

Выборы проводили на основе имущественного ценза. Избирателей делили на три курии:

  1. Уездные землевладельцы, которые имели в собственности не меньше 200 десятин земли или недвижимое имущество суммой не меньше 15 тысяч рублей. Эту категорию представляли дворяне-помещики и торговые буржуа.
  2. Городские избиратели - купцы трех гильдий, обладатели недвижимости в городе, обладатели торговых или фабричных предприятий.
  3. Выборные избиратели от сельских сообществ - по этой курии выборы были многоступенчатыми, не предполагали существования имущественного ценза. Сельский сход отбирал уполномоченных на волостной сход, волостной сход выбирал выборщиков, затем выборщики выбирали гласных уездного земского собрания. Эта курия была создана правительством для того, чтобы в земствах могли присутствовать богатые и надежные из крестьян.

В реформе местного самоуправления 1864 года земства выполняли функции культурно-хозяйственной деятельности: организовывали медицинскую помощь в селе, занимались школами, вели статистические данные, занимались почтовыми работами. Для всех этих работ земства нанимали рабочих, врачей, учителей, воспитателей и других.

Для финансирования этой деятельности существовали земские сборы, которые составляли 1 % с доходов земель и промышленных предприятий.

При большом количестве полномочий деятельность земств была достаточно ограничена: земства не могли вмешиваться в политические дела. Председатели земств были зависимы от распоряжений и приказов губернатора. Губернатор и министр внутренних дел могли вмешиваться в любые вопросы, решаемые земствами, и даже изменять решения председателей.

Несмотря на это, земства в реформе местного самоуправления усилили активность населения в общественных вопросах.

Александр 2 отменяет крепостное право

Городская реформа Александра II

16 июня 1870 года "Городовое положение" ввело местное самоуправление в 508 городах России.

Согласно городской реформе местного самоуправления основали распорядительный орган - городскую думу, которая избиралась сроком на 4 года. Городская дума избирала на этот же срок городскую управу. Во главе городской управы стоял городской глава.

Избираться в органы городского самоуправления могли только представители сильного пола от 25 лет, имевшие во владении имущество. Избирателей делили на три курии.

Судебная реформа Александра II

20 ноября 1864 года царем были утверждены новые судебные уставы, именно тогда ввелись совершенно иные принципы судопроизводства. Теперь деятельность суда не зависела от местной администрации, действовал принцип несменяемости судей и следователей, все граждане были равны перед законом, процесс стал гласным.

Суд делился на коронный и мировой. Эта система была скопирована с европейских судов, что ставило российское судопроизводство в один ряд с мировыми судами.

Высшим судебным органом был Сенат, который обладал правом апелляции, его решения были обязательными для Окружной судебной палаты - суда нижней инстанции. Ключевое звено в судопроизводстве - Окружной губернский суд, который занимался процессами на местном уровне.

Мелкие уголовные процессы в городах разбирались в Мировом суде, состоявшем только лишь из судьи.

Судебная реформа решила вопрос с телесными наказаниями: их отменили, исключение составлял лишь Волостной крестьянский суд.

Военная реформа Александра II

Военной реформой занимался Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра. Военные нововведения проводились по трем направлениям:

  1. Процесс обучения в военных учебных заведениях делился на три ступени: сначала студенты поступали военную гимназию, затем оттуда могли пойти в военное училище, а затем для получения высшего образования в военную академию.
  2. Новая система укомплектования армии - территорию страны разделили на 15 военных округов, установили общую воинскую повинность (с 1874 г.), которая касалась мужчин, достигших 20 лет, срок службы был равен 15 годам.
  3. Армию перевооружили - поступило нарезное оружие вместо гладкоствольного. Началось укрепление парового флота армии.
Российский флот

Реформа образования Александра II

  1. Реформа начального образования. Появилось право открывать начальные учебные заведения как государственным органам, так и частным лицам. Программа обучения включала в себя обучение чтению, арифметике и письму. Также изучалось церковное пение.
  2. Реформа среднего образования. В 1864 году утвержден "Устав гимназий и прогимназий". Гимназии были классическими и реальными, срок обучения составлял 7 лет. Классические гимназии изучали гуманитарные науки, а реальные - математические дисциплины. Прогимназии - четырехклассные заведения, их выпускники могли начать обучение в классической гимназии с 5-го класса.
  3. Реформа высшего образования. В 1863 году создали Университетский устав, согласно которому в университетах организовали 4 факультета: математический, юридический, исторический и медицинский.

Итоги реформ Александра II

1864 год можно считать годом реформ местного самоуправления, ведь именно тогда было проведено самое большое количество реформ.

Реформы середины XIX века называют "великими реформами", потому как они затронули все сферы жизни: экономику, местное самоуправление, армию и образовательные институты. Именно Александр II положил основу развития капиталистического общество в России. Суть реформ местного самоуправления была в достижении уровня развития стран Запада.

Изменения в разных сферах не затронули политическую структуру: государственная система не изменилась, принципы управления остались без изменений. Политический режим и форма правления также не подверглись нововведениям.

В результате реформ местного самоуправления социальные отношения все равно остались на уровне феодальной эпохи, это основной диссонанс реформ середины XIX века.

Реформы в Российской Федерации

Современная Россия

Реформы местного самоуправления в РФ также имеют место.

Новой Конституции РФ (1993 г.) признано существование местных органов самоуправления на законодательном уровне. Конституция выделила органы местного самоуправления как самостоятельную единицу проведения власти.

6 октября 2003 года принят федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который установил новые принципы организации управления на местах. Эти реформы местного самоуправления в России действуют по сей день.