Россия является демократическим правовым государством. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета в стране является народ. Допускаются согласованные демонстрации, митинги, шествия и собрания граждан. В нашем материале будет подробно рассказано именно о собраниях и сходах - важнейших элементах любого демократического строя.
Что такое народное собрание?
Российские граждане имеют право на организацию встреч для решения каких-то насущных вопросов. Например, жители многоквартирного дома, улицы, района или поселка созывают гражданское собрание для обсуждения проблем и поисков путей их разрешения.
На встречу должно приходить довольно большое количество людей. Необходимый минимум везде различный. Известно лишь, что малочисленные собрания приобретают функции представительного органа местного самоуправления, то есть насущные вопросы решаются без учета мнения населения.
Правовая основа проведения собраний
Граждане имеют законную возможность встречаться и решать насущные проблемы. Это закреплено российским законодательством, а именно Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в России". Законодательную базу составляют также региональные акты, закрепляющие правила организации собраний в пределах муниципалитетов.
Процедура созыва гражданских собраний устанавливается уставами регионов. Так, в уставе Москвы сказано, что для принятия решений по локальным делам допустимо проведение гражданских конференций и собраний. Как следствие, органы городской власти российской столицы обладают двойным статусом. Они являются одновременно муниципальными инстанциями и органами региональной власти. Возникает юридический пробел, ведь в статьях 12 и 131 российской Конституции говорится о недопустимости вхождения муниципальных органов в систему государственной власти.
Юридические дыры в законодательстве могут оказывать негативное влияние на организацию собраний граждан в РФ. Из-за нелегально сформированного "двойного статуса" муниципалитетов нередко возникают ошибки и проблемы, когда народ желает реализовать свое право на власть. Проявляется это, как правило, в незаконных отказах на организацию собраний.
Кто имеет право на организацию и проведение собрания
О том, кто именно способен организовывать народные встречи, говорится в местном законодательстве каждого субъекта РФ. Однако положения региональных законов не должны противоречить ФЗ "О местном самоуправлении" и ФЗ "О собраниях, митингах и т. д.".
Согласно статье 5 Закона о митингах, право участия в сходах и собраниях принадлежит только совершеннолетним гражданам. В некоторых муниципалитетах установлен другой возрастной ценз - 16 лет. Само собрание является правомочным, если в нем принимает участие большинство граждан с отдельно взятого участка - района, дома, улицы и т. д. Решения принимаются большинством голосов присутствующих лиц.
Организатор публичного мероприятия также обязан быть совершеннолетним и дееспособным. Он не должен иметь неснятой судимости. Закон запрещает организатору принадлежать к какой-то политической партии или общественному объединению. Собрание должно быть строго регламентировано. Все законные условия, предъявляемые местной администрацией, необходимо соблюдать.
Организация собрания
Созыв собрания начинается с оповещения населения и формирования повестки, выносимой на обсуждение. Открывает собрание руководитель местного муниципалитета. Если же встреча была организована инициативной группой, то открывает собрание ее руководитель. Из этой же группы избираются председатель и секретарь.
Весь ход собрания должен фиксироваться в специальном протоколе. В нем указываются дата и место проведения встречи. Записывается число граждан, имеющих право на участие в собрании. Подлежат фиксации результаты голосования и принятые решения собрания граждан. Протокол подписывается секретарем и председателем, после чего передается в орган местного самоуправления.
Компетенция собрания
Какие функции осуществляются участниками собраний? Во-первых, это обсуждение вопросов жизни местного муниципалитета и отдельно взятой территории. Нужно обсудить проекты органов местного самоуправления, внести в них изменения и поправки. Во-вторых, на собрании инициируются предложения отдельных учреждений, организаций и должностных лиц. Рассматриваются сообщения и отчеты о службе депутатов, а также работников местной администрации.
Должны быть решены вопросы о добровольном принятии жителями социальных обязанностей по участию в благоустройстве, охране порядка, сохранении жилого фонда, экологическому надзору и т. д. Создаются и избираются органы территориального самоуправления, разрабатываются уставы, планируются их финансовая структура. Наконец, немаловажное значение играют вопросы о добровольных пожертвованиях и взносах граждан на общественные нужды.
Сход
Закон о собраниях граждан в РФ содержит в себе понятие "народного схода". Это явление, несколько отличное от собрания, но имеющее общую с ним структуру. Сход также представляет собой форму прямого гражданского волеизъявления для решения местных проблем. Однако проводится он в поселениях с численностью дееспособных жителей не более 100 человек.
Сход считается легальным и правомочным лишь в том случае, если реализовали свое право на гражданское собрание не менее половины жителей. Сход осуществляет полномочия представительного органа местного муниципалитета. В маленьких поселениях нет смысла в его создании, а потому сход целиком берет на себя его функции.
Инициативная группа для созыва схода не должна включать меньше 10 человек. Проведение всего мероприятия обеспечивается главой местной администрации. Сход решает следующие вопросы:
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
- распоряжение муниципальным имуществом;
- установление налогов и сборов;
- содержание транспорта и технических сооружений;
- организация электро-, тепло-, водо- и газоснабжения;
- обеспечение граждан услугами связи.
Сход граждан являет собой яркий пример непосредственного участия населения в решении важных вопросов.
Роль сходов и собраний
Народ должен принимать посильное участие в реализации государственной власти. Местное самоуправление с ее элементами в виде сходов и собраний является прекрасным способом принять участие в работе государства.
Нельзя забывать, что именно самоуправление является гарантом демократического строя в любом государстве. Самостоятельность народа и его зависимость только от законов способствует развитию государства по демократическим и социально-правовым направлениям.