Рубрики
...

Судоустройство - это система судебных учреждений. Закон о судоустройстве

Судебная ветвь власти - это одна из трех управленческих властных ветвей, которые образованы в соответствии с нормами статьи 10 Конституции РФ (принцип властного разделения полномочий). Она взаимодействует с другими направлениями, оставаясь при этом самостоятельной, независимой. Судоустройство - это совокупность специальных органов, созданных в соответствии с положениями Федерального конституционного закона № 1.

Особенности судебной ветви власти

Рассматриваемая ветвь влияет на законодательную правовую сферу, осуществляя контроль конституционного типа, признавая различные акты соответствующими (или не соответствующими) конституционным положениям. Если конкретный акт признается не соответствующим, его отменяют, лишая юридической силы.

Судоустройство - это совокупность соответствующих органов, которые взаимодействуют с законодательной и исполнительной ветвями власти. Власть исполнительного характера подготавливает нужные кадры для работы. Судьи осуществляют контроль над тем, чтобы, выносимые властными органами акты, соответствовали нормам законодательства РФ.

ФЗ "О Судебной системе"

Судоустройство - это группа судебных органов (учреждений), которые действуют самостоятельно, без давления со стороны, не вмешиваясь при этом в работу других отраслей власти. В рамках своих полномочий эти органы решают следующие задачи:

  • Обеспечивают соблюдение свобод, интересов и прав граждан, защищая их от различных нарушений со стороны иных субъектов (организаций, граждан, органов).
  • Разрешают конфликты, возникающие в обществе, посредством правового регулирования.
  • Контролируют соответствие издаваемых актов нормам права.
  • Применяют санкционные меры к правонарушителям за незаконные действия.

В статье № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» указано, что такие полномочия есть только у судов (судей и присяжных или арбитражных заседателей). Любые другие органы не вправе выполнять их задачи.

Согласно положениям закона о судоустройстве, в системе России существует два уровня судов: федеральный и субъектный.

Структура

В статье № 4 закона о судебной системе в Российской Федерации указано, что к судам на федеральном уровне относятся следующие типы:

Верховный Суд РФ
  1. Конституционный.
  2. Органы, находящиеся в подчинении Верховного суда. То есть те, которые наделены общими юрисдикционными полномочиями. К ним относятся верховные суды в республиках, органы краевого и областного типа, городские с федеральным значением, окружные и областные (автономные), районные, военные и специализированные.
  3. Органы, находящиеся в подчинении Высшего арбитражного суда. К ним относятся окружные федеральные кассационного типа и субъектов, апелляционные органы.

В субъектах РФ судоустройство - это два вида судов: конституционного типа и участки с мировыми судьями.

Уставные (конституционные)

Систему судебных учреждений субъекты определяют самостоятельно. Создание судов уставного (конституционного) типа осуществляется путем опубликования соответствующих правовых актов.

Финансирование работы этих органов осуществляет соответствующий субъект за счет собственного бюджета. Реализация программы софинансирования от бюджета федерального уровня не предусмотрена. Цель создания судов - нормоконтроль и разъяснение конституций и уставов российских субъектов. Важной особенность таких органов является их отсутствие в некоторых субъектах.

С общей юрисдикцией

Городские и районные суды ведут дела административного, гражданского, уголовного типов в первой инстанции. Для участков мировых судей такие органы являются кассационной инстанцией.

Судья с молотом

Верховные суды республик, областей, краев, городов федерального значения располагаются несколько выше в иерархии, чем районные. Для районных органов они являются кассационной и надзорной инстанцией, рассматривая при этом некоторые категории дел в качестве первой.

Все указанные суды размещаются в иерархии ниже Верховного Суда.

Арбитражные

В систему арбитражных российских судов входят различные органы, разрешающие споры финансового (экономического) характера между организациями и органами, а также прочие дела, которые отнесены Арбитражно-процессуальным кодексом к ведению этих судов.

Обсуждение судебной системы

Арбитражные суды - это специализированные органы. Такая характеристика связана с тем, что они рассматривают разногласия и споры, которые возникают между различными организациями и прочими субъектами экономической деятельности.

В основах системы судов закреплены положения о том, что судебная арбитражная система – это гарантия хозяйственной самостоятельности и независимости организаций, а также отсутствия вмешательства в их работу со стороны государства. Также они обеспечивают развитие и охрану предпринимательства, соблюдение баланса общественных и предпринимательских интересов данных субъектов.

Принципы деятельности судов РФ

Работа судов всех уровней построена на основополагающих конституционных принципах. Они не только определяют организацию работы органов и заседающих в них людей, но и являются гарантом осуществления правосудия в Российской Федерации.

Основные конституционные принципы работы заключаются в следующем:

Конституция РФ
  1. Разбирательства дел проводятся гласно и открыто.
  2. Все субъекты равны перед судом и имеют свободный и одинаковый доступ к осуществлению правосудия.
  3. Стороны в процессе равноправны и состязательны.

Независимость

Реализация указанного принципа выражается в принятии судьями решений и оценке представляемых сторонами материалов (доказательств) самостоятельно, на основании законодательных норм и своих внутренних убеждений.

Уголовный процесс

Наряду с фактической независимостью судей существует и обязательное взаимодействие с различными органами. Одна из особенностей независимости во взаимодействии субъектов судоустройства и правоохранительных органов – вынесение приговоров на основании материалов, предоставленных сотрудниками следствия.

Также независимость и взаимодействие выражаются в том, что при ведении уголовных или некоторых гражданских дел к делу привлекается прокурор, мнение которого обязательно нужно учитывать, вынося, тем не менее, самостоятельное решение.

Также независимость выражается в финансировании работы судов только денежными средствами федерального уровня. Таким образом, с бюджетами субъектов данные органы не взаимодействуют.

Открытость, гласность, состязательность и равенство сторон

Компетенция судов основана на базовых принципах их работы. Среди них - открытость, гласность, состязательность и равенство сторон.

Открытость и гласность судопроизводства является средством контроля членов общества за реализацией правосудия. Каждое действие, кроме принятия решения в совещательной комнате, совершается публично, в присутствии всех участников процесса. Исключения составляют только закрытые заседания, перечень которых установлен нормами законодательства.

Судебное заседание

Равенство всех субъектов перед судом и законом выражается в одинаковом отношении ко всем гражданам, которые привлекаются к рассмотрению дела в качестве истца, ответчика или третьих лиц. Также в отношении всех указанных субъектов действует общий порядок привлечения к ответственности за виновные деяния.

Равенство и состязательность сторон реализуется посредством равных для всех возможностей доказывать свою правоту, отстаивать позицию, представлять доказательства и защищать интересы. Также оно выражается в том, что защита, обвинение и вынесение вердикта осуществляется разными лицами и не может совершаться одним человеком.

Система российских судов представлена значительным количеством органов, специализирующихся на привлечении лиц к ответственности за несоблюдение прав и интересов граждан, организаций и органов. Также суды осуществляют правотворчество в установленных законом пределах. Следует отметить, что эти органы действуют независимо от законодательной и исполнительной властей.