Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ называют также закупками малого объема или малыми закупками. В рамках госзаказа таким образом часто приобретают коммунальные и сервисные услуги, канцелярию и другие товары для офиса. Рассмотрим, что это за способ заключения контракта и почему он так популярен у заказчиков.
Что такое закупка малого объема по 44-ФЗ
Малая закупка — это заключение контракта, стоимость которого - не более сотни тысяч рублей. В отличие от более дорогих контрактов, заключать которые в большинстве случаев заказчикам позволено только через конкурентные процедуры, контракт в рамках малой закупки подписывается с поставщиком напрямую.
Какие-либо ограничения по объекту закупки для таких процедур отсутствуют. Иначе говоря, заключить контракт с поставщиком или исполнителем напрямую можно на приобретение чего угодно. Например, весьма часто объектом такой закупки выступают услуги по водо- и энергоснабжению или техобслуживанию автотранспорта.
Что касается планирования, то закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ в план-график включаются общей суммой отдельной строкой. Указывается их общая предполагаемая стоимость без детализации по отдельным контрактам.
Ограничение по объему
Помимо стоимости контракта, проведение малых закупок ограничено суммой годового объема таких контрактов в денежном выражении. Заказчик может проводить малые закупки, пока их совокупная стоимость в год не дойдет до одного из пороговых значений:
- 2 миллиона рублей;
- 5 % от СОГЗ, но не более 50 миллионов рублей.
СОГЗ — это объемом закупок в денежном выражении, то есть количество средств, выделенных заказчику в финансовом году.
Заказчик самостоятельно выбирает, на какое из указанных значений стоит ориентироваться.
Простота проведения
Главное преимущество закупок до 100 тысяч по 44-ФЗ перед проведением торгов — все предельно просто. При осуществлении малой закупки не нужно:
- готовить пакет документации, составлять техническое задание;
- публиковать извещение в ЕИС;
- собирать и оценивать заявки, давать разъяснения на запросы потенциальных участников;
- согласовывать контракт с контролирующими органами и представлять обоснование такой закупки;
- составлять отчет после того, как контракт подписан.
Скорость заключения контракта
Когда заказчик проводит процедуру определения поставщика, например, аукцион или открытый конкурс, он должен соблюдать сроки, регламентированные федеральным законом 44-ФЗ. На каждый этап таких процедур выделяется определенное количество дней, и сокращать эти периоды нельзя. В итоге торги и подписание контракта растягивается на несколько недель.
В противоположность этому, малые закупки позволяют в кратчайшие сроки удовлетворить потребности, которые возникли внезапно.
Возможность работать с проверенным контрагентом
Еще один плюс для заказчика заключается в том, что малые закупки позволяют ему работать с проверенными компаниями и предпринимателями. Долгосрочные партнерские отношения обеспечивают:
- ценовые преференции — скидки и бонусы;
- уверенность в том, что покупатель получит товар надлежащего качества в срок.
В итоге выгода от работы с таким контрагентом может быть даже больше, чем экономия по результатам аукциона, конкурса либо иной процедуры.
Недостатки
Однако описанные выше преимущества неконкурентных закупок реализуются в идеальных условиях. На практике же зачастую оказывает влияние человеческий фактор. Контракты в рамках малых закупок — непрозрачная процедура, в которой есть место для коррупции. Не стоит заблуждаться, что такой контракт не привлечет нарушителей из-за своей дешевизны. Ведь даже некрупные заказчики в ходе своей деятельности заключают множество контрактов, львиная доля из которых — малые.
Федеральный закон 44-ФЗ требует от заказчиков исключать конфликт интересов, но на практике это проверить контролирующим органам удается не всегда. Поэтому зачастую малый контракт уходит исполнителю, который может заинтересовать представителя заказчика (взятки, «откаты»), либо аффилированному поставщику, например, компании, которая принадлежит родственникам, друзьям специалистов заказчика.
В итоге контракты в обход в конкурентной процедуры, в том числе закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ, стали весьма популярны среди заказчиков. Из года в год Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в госзакупках, называет это одним из главных нарушений при проведении государственных тендеров.
Еще один минус в том, что зачастую на практике такие контракты заключаются далеко не по самой выгодной цене. Заказчики предпочитают не тратить время на изучение рынка, когда речь идет о столь незначительных суммах.
Как проводить закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ
Процесс проведения достаточно прост. В первую очередь заказчик определяется со своей потребностью, в том числе с ценой, которую готов уплатить. Далее он предлагает выбранному поставщику заключить контракт, стороны оговаривают все условия и приходят к соглашению. Контракт заключается в любой форме, которая разрешена Гражданским кодексом.
Опасность дробления контракта
Применительно к малым закупкам необходимо упомянуть о так называемом дроблении контрактов. Нередко у заказчиков возникает соблазн разделить всю сумму закупки на несколько контрактов, каждый из которых не будет превышать сотню тысяч рублей. Это позволит формально соблюсти ограничение и заключить каждый такой контракт без проведения конкурентной процедуры, то есть напрямую с поставщиком или исполнителем. Специалисты настоятельно рекомендуют воздержаться от подобных идей, поскольку контролирующие органы без труда раскроют эту «хитрость».
Например, заказчику нужно 10 компьютеров. Общая их цена превышает сотню тысяч рублей, а вот цена каждого компьютера меньше этой суммы. Заказчик решает заключить 10 отдельных контрактов на поставку каждого компьютера. Правомерно ли это? Практика показывает, что если все 10 контрактов были заключены с одним поставщиком и имеют небольшой разброс по времени, то все это будет рассматриваться контролирующими органами как единая сделка.
Если заказчик будет признан виновным в дроблении закупки, то должностное лицо, ответственное за это, будет наказано штрафом, сумма которого - 50 тысяч рублей.
Что ожидается
По инициативе Правительства (распоряжение № 842-р) готовится к запуску единый агрегатор для проведения закупок до 100 тысяч по 44-ФЗ. Это интернет-портал, на котором будут размещать свои потребности государственные заказчики, а поставщики смогут предлагать товары и услуги своего производства. Предполагается, что агрегатор станет удобной площадкой для заключения малых контрактов.
Работу над порталом ведет дочерняя организации Ростеха. Ожидается, что с середины 2018 года система заработает на добровольной основе. А уже с 1 ноября часть федеральных заказчиков для осуществления своих малых закупок должна будет использовать агрегатор в обязательном порядке.