КРУ - таинственная аббревиатура, значение которой известно далеко не всем. Что же она означает? Давайте разберемся!
История создания и развития КРУ
Контрольно-ревизионное управление было создано в 1992 году после распада СССР и образования нового Российского государства. Целью создания КРУ было формирование единой системы государственного финансового контроля в стране. До этого контрольные функции были распределены между различными организациями.
Первоначально КРУ входило в структуру Министерства финансов РФ и подчинялось непосредственно министру. С 1998 года оно было преобразовано в самостоятельную службу при Правительстве РФ. Это позволило повысить независимость и объективность проводимых проверок.
В 2011 году произошло очередное изменение статуса - КРУ было интегрировано в структуру Министерства финансов, но сохранило определенную автономность. Таким образом, на разных этапах менялся баланс между подчинением КРУ исполнительной власти и независимостью контрольного органа.
Структура КРУ
КРУ имеет четкую иерархическую структуру.
Во главе находится руководитель КРУ, который назначается Президентом РФ. Ему подчиняются заместители, курирующие различные направления деятельности.
Территориальные подразделения КРУ действуют в каждом субъекте РФ во главе с начальником.
В состав КРУ входят следующие основные подразделения:
- Управление организации и методологии ревизионной деятельности
- Управление правового и информационного обеспечения
- Управление государственной службы и кадров
- Управление бюджетного учета и отчетности
Общая штатная численность центрального аппарата КРУ составляет около 700 человек. В территориальных органах работает порядка 5000 сотрудников.
Задачи и полномочия КРУ
Основными задачами КРУ являются:
- контроль за исполнением федерального бюджета;
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства;
- проверка эффективного использования государственных средств.
Для выполнения этих задач КРУ наделено следующими полномочиями:
- проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- запрашивать и получать необходимые документы и материалы;
- составлять акты по результатам проверок;
- направлять предписания об устранении выявленных нарушений.
КРУ тесно взаимодействует с другими контрольными и правоохранительными органами - Счетной палатой, ФНС, МВД. При выявлении признаков преступления материалы передаются в правоохранительные органы.
В случае отказа устранить нарушения к проверяемым организациям могут быть применены меры воздействия вплоть до приостановки операций по счетам.
Проверки КРУ
Контрольно-ревизионное управление проводит следующие виды проверок:
- плановые - осуществляются в соответствии с утвержденным планом работы;
- внеплановые - при необходимости оперативного реагирования на поступившую информацию о нарушениях;
- камеральные - по документам в офисе КРУ;
- выездные - с выходом на место деятельности проверяемой организации.
Порядок проведения проверок КРУ регламентируется административным регламентом и включает следующие этапы:
- Подготовка к проверке
- Проведение контрольных мероприятий
- Оформление результатов
- Реализация материалов проверки
Наиболее часто КРУ выявляет такие нарушения, как:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- нарушение порядка госзакупок;
- неэффективное расходование госимущества;
- искажение бухгалтерской отчетности.
По результатам проверок могут быть наложены штрафы, взыскан ущерб, возбуждены уголовные дела. Так, в 2021 году КРУ провело около 5000 проверок и выявило нарушений на сумму порядка 500 млрд рублей.
Делопроизводство в КРУ
Деятельность КРУ сопровождается большим документооборотом. К основным документам относятся:
- Акты проверок
- Предписания
- Протоколы об административных правонарушениях
- Уведомления о применении бюджетных мер принуждения
- Заключения по результатам экспертиз
Результаты проверок оформляются актом, который подписывается всеми участниками. При отказе от подписи составляется соответствующий протокол.
Вся документация КРУ проходит архивное хранение в течение 5 лет. Информация по запросам предоставляется в соответствии с законодательством о доступе к информации.
Кадровый состав КРУ
В КРУ работают высококвалифицированные специалисты в области финансового контроля и аудита.
К сотрудникам предъявляются следующие требования:
- высшее экономическое или юридическое образование;
- опыт работы в финансово-контрольных органах не менее 3 лет;
- знание бюджетного законодательства;
- наличие аттестации по соответствующим направлениям деятельности.
Прием на работу осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты проходят собеседование и тестирование.
Для сотрудников КРУ организуется регулярное повышение квалификации в ведущих вузах страны.
Работникам предоставляется социальный пакет, включающий медицинское страхование, санаторно-курортное лечение, участие в программах льготного кредитования жилья.
Бюджет и финансирование КРУ
Финансирование КРУ осуществляется из федерального бюджета в рамках расходов на государственное управление.
На содержание центрального аппарата в 2022 году было выделено около 1,5 млрд рублей.
Территориальные органы финансируются за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ в объеме, установленном региональными нормативами.
Основную долю расходов КРУ составляют затраты на заработную плату и начисления на нее, которые зависят от штатной численности.
Также средства расходуются на содержание служебных помещений, транспорт, командировки, услуги связи, программное обеспечение.
Международное сотрудничество КРУ
КРУ активно сотрудничает с зарубежными партнерами.
Оно является членом ряда авторитетных международных организаций, таких как:
- Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ);
- Европейская организация высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).
Проводятся совместные контрольные мероприятия и обмен опытом с коллегами из других стран.
Такое сотрудничество позволяет изучать и внедрять передовые методики финансового аудита и контроля.
Информационная открытость КРУ
КРУ стремится к повышению прозрачности своей деятельности.
Ежегодно публикуется отчет о работе КРУ за год. В нем содержится статистика проведенных мероприятий, данные о выявленных нарушениях и принятых мерах.
На официальном сайте КРУ размещается информация о планах и результатах его работы. Также там можно ознакомиться с основными нормативными документами, структурой и руководством.
Сотрудники КРУ регулярно дают комментарии для СМИ, разъясняя гражданам суть проводимой работы.
По запросам предоставляются сведения, за исключением информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну.
Перспективы развития КРУ
КРУ постоянно совершенствует методы своей работы, чтобы идти в ногу со временем.
Планируется активнее внедрять современные ИТ-технологии для автоматизации контрольных процедур и сокращения рутинных операций.
Разрабатываются методики применения инструментов Big Data для выявления индикаторов потенциальных нарушений на ранних стадиях.
Ведется постоянная работа по повышению квалификации сотрудников КРУ, их оснащению актуальными знаниями и навыками.
В перспективе возможно расширение полномочий КРУ, например, по проведению внезапных рейдовых проверок хозяйствующих субъектов.
КРУ МВД России
КРУ создано не только на федеральном уровне, но и в структуре отдельных ведомств.
В частности, в системе МВД России действуют подразделения контрольно-ревизионного управления.
Их задача - обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел.
Сотрудники КРУ МВД проверяют соблюдение финансовой дисциплины, целевое расходование бюджетных средств, использование имущества в организациях системы МВД.
Таким образом, КРУ выполняет важную функцию внутриведомственного финансового контроля в крупных госструктурах.
Общественный контроль за деятельностью КРУ
Эффективная работа КРУ невозможна без общественного контроля.
Граждане могут сообщать о ставших им известными фактах коррупции и злоупотреблений в проверяемых КРУ органах и организациях.
Общественные объединения имеют право проводить независимый мониторинг деятельности КРУ, оценивать качество и результативность его работы.
СМИ также играют важную роль, освещая наиболее резонансные проверки КРУ и информируя общество о выявленных фактах растрат и хищений.
Такая многоуровневая система общественного контроля повышает ответственность и прозрачность работы контрольно-ревизионных органов.
Выводы
Подводя итог, можно констатировать, что КРУ является важным элементом системы государственного финансового контроля в России.
От эффективности его работы зависит не только соблюдение бюджетной дисциплины, но и укрепление авторитета государства в целом.
Дальнейшее развитие КРУ связано с внедрением передовых технологий контроля и повышением квалификации кадрового состава.