Рубрики

Что такое КРУ? Контрольно-ревизионное управление: структура и полномочия

КРУ - таинственная аббревиатура, значение которой известно далеко не всем. Что же она означает? Давайте разберемся!

История создания и развития КРУ

Контрольно-ревизионное управление было создано в 1992 году после распада СССР и образования нового Российского государства. Целью создания КРУ было формирование единой системы государственного финансового контроля в стране. До этого контрольные функции были распределены между различными организациями.

Первоначально КРУ входило в структуру Министерства финансов РФ и подчинялось непосредственно министру. С 1998 года оно было преобразовано в самостоятельную службу при Правительстве РФ. Это позволило повысить независимость и объективность проводимых проверок.

В 2011 году произошло очередное изменение статуса - КРУ было интегрировано в структуру Министерства финансов, но сохранило определенную автономность. Таким образом, на разных этапах менялся баланс между подчинением КРУ исполнительной власти и независимостью контрольного органа.

Структура КРУ

КРУ имеет четкую иерархическую структуру.

Во главе находится руководитель КРУ, который назначается Президентом РФ. Ему подчиняются заместители, курирующие различные направления деятельности.

Территориальные подразделения КРУ действуют в каждом субъекте РФ во главе с начальником.

В состав КРУ входят следующие основные подразделения:

  • Управление организации и методологии ревизионной деятельности
  • Управление правового и информационного обеспечения
  • Управление государственной службы и кадров
  • Управление бюджетного учета и отчетности

Общая штатная численность центрального аппарата КРУ составляет около 700 человек. В территориальных органах работает порядка 5000 сотрудников.

Портрет инспектора в костюме.

Задачи и полномочия КРУ

Основными задачами КРУ являются:

  • контроль за исполнением федерального бюджета;
  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства;
  • проверка эффективного использования государственных средств.

Для выполнения этих задач КРУ наделено следующими полномочиями:

  • проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  • запрашивать и получать необходимые документы и материалы;
  • составлять акты по результатам проверок;
  • направлять предписания об устранении выявленных нарушений.

КРУ тесно взаимодействует с другими контрольными и правоохранительными органами - Счетной палатой, ФНС, МВД. При выявлении признаков преступления материалы передаются в правоохранительные органы.

В случае отказа устранить нарушения к проверяемым организациям могут быть применены меры воздействия вплоть до приостановки операций по счетам.

Проверки КРУ

Контрольно-ревизионное управление проводит следующие виды проверок:

  • плановые - осуществляются в соответствии с утвержденным планом работы;
  • внеплановые - при необходимости оперативного реагирования на поступившую информацию о нарушениях;
  • камеральные - по документам в офисе КРУ;
  • выездные - с выходом на место деятельности проверяемой организации.

Порядок проведения проверок КРУ регламентируется административным регламентом и включает следующие этапы:

  1. Подготовка к проверке
  2. Проведение контрольных мероприятий
  3. Оформление результатов
  4. Реализация материалов проверки

Наиболее часто КРУ выявляет такие нарушения, как:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • нарушение порядка госзакупок;
  • неэффективное расходование госимущества;
  • искажение бухгалтерской отчетности.

По результатам проверок могут быть наложены штрафы, взыскан ущерб, возбуждены уголовные дела. Так, в 2021 году КРУ провело около 5000 проверок и выявило нарушений на сумму порядка 500 млрд рублей.

Делопроизводство в КРУ

Деятельность КРУ сопровождается большим документооборотом. К основным документам относятся:

  • Акты проверок
  • Предписания
  • Протоколы об административных правонарушениях
  • Уведомления о применении бюджетных мер принуждения
  • Заключения по результатам экспертиз

Результаты проверок оформляются актом, который подписывается всеми участниками. При отказе от подписи составляется соответствующий протокол.

Вся документация КРУ проходит архивное хранение в течение 5 лет. Информация по запросам предоставляется в соответствии с законодательством о доступе к информации.

Кадровый состав КРУ

В КРУ работают высококвалифицированные специалисты в области финансового контроля и аудита.

К сотрудникам предъявляются следующие требования:

  • высшее экономическое или юридическое образование;
  • опыт работы в финансово-контрольных органах не менее 3 лет;
  • знание бюджетного законодательства;
  • наличие аттестации по соответствующим направлениям деятельности.

Прием на работу осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты проходят собеседование и тестирование.

Для сотрудников КРУ организуется регулярное повышение квалификации в ведущих вузах страны.

Работникам предоставляется социальный пакет, включающий медицинское страхование, санаторно-курортное лечение, участие в программах льготного кредитования жилья.

Офисный интерьер.

Бюджет и финансирование КРУ

Финансирование КРУ осуществляется из федерального бюджета в рамках расходов на государственное управление.

На содержание центрального аппарата в 2022 году было выделено около 1,5 млрд рублей.

Территориальные органы финансируются за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ в объеме, установленном региональными нормативами.

Основную долю расходов КРУ составляют затраты на заработную плату и начисления на нее, которые зависят от штатной численности.

Также средства расходуются на содержание служебных помещений, транспорт, командировки, услуги связи, программное обеспечение.

Международное сотрудничество КРУ

КРУ активно сотрудничает с зарубежными партнерами.

Оно является членом ряда авторитетных международных организаций, таких как:

  • Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ);
  • Европейская организация высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).

Проводятся совместные контрольные мероприятия и обмен опытом с коллегами из других стран.

Такое сотрудничество позволяет изучать и внедрять передовые методики финансового аудита и контроля.

Информационная открытость КРУ

КРУ стремится к повышению прозрачности своей деятельности.

Ежегодно публикуется отчет о работе КРУ за год. В нем содержится статистика проведенных мероприятий, данные о выявленных нарушениях и принятых мерах.

На официальном сайте КРУ размещается информация о планах и результатах его работы. Также там можно ознакомиться с основными нормативными документами, структурой и руководством.

Сотрудники КРУ регулярно дают комментарии для СМИ, разъясняя гражданам суть проводимой работы.

По запросам предоставляются сведения, за исключением информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну.

Перспективы развития КРУ

КРУ постоянно совершенствует методы своей работы, чтобы идти в ногу со временем.

Планируется активнее внедрять современные ИТ-технологии для автоматизации контрольных процедур и сокращения рутинных операций.

Разрабатываются методики применения инструментов Big Data для выявления индикаторов потенциальных нарушений на ранних стадиях.

Ведется постоянная работа по повышению квалификации сотрудников КРУ, их оснащению актуальными знаниями и навыками.

В перспективе возможно расширение полномочий КРУ, например, по проведению внезапных рейдовых проверок хозяйствующих субъектов.

КРУ МВД России

КРУ создано не только на федеральном уровне, но и в структуре отдельных ведомств.

В частности, в системе МВД России действуют подразделения контрольно-ревизионного управления.

Их задача - обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел.

Сотрудники КРУ МВД проверяют соблюдение финансовой дисциплины, целевое расходование бюджетных средств, использование имущества в организациях системы МВД.

Таким образом, КРУ выполняет важную функцию внутриведомственного финансового контроля в крупных госструктурах.

Общественный контроль за деятельностью КРУ

Эффективная работа КРУ невозможна без общественного контроля.

Граждане могут сообщать о ставших им известными фактах коррупции и злоупотреблений в проверяемых КРУ органах и организациях.

Общественные объединения имеют право проводить независимый мониторинг деятельности КРУ, оценивать качество и результативность его работы.

СМИ также играют важную роль, освещая наиболее резонансные проверки КРУ и информируя общество о выявленных фактах растрат и хищений.

Такая многоуровневая система общественного контроля повышает ответственность и прозрачность работы контрольно-ревизионных органов.

Выводы

Подводя итог, можно констатировать, что КРУ является важным элементом системы государственного финансового контроля в России.

От эффективности его работы зависит не только соблюдение бюджетной дисциплины, но и укрепление авторитета государства в целом.

Дальнейшее развитие КРУ связано с внедрением передовых технологий контроля и повышением квалификации кадрового состава.