Рубрики

Государственный долг и муниципальный долг. Структура государственного муниципального долга

Государственный и муниципальный долг - важнейшие экономические показатели, от которых зависит благосостояние граждан. Давайте разберемся в их сущности, структуре, формах и видах. Узнаем, как эффективно управлять госдолгом и использовать его с максимальной выгодой.

1. Понятие государственного и муниципального долга

Государственный долг – это сумма долговых обязательств государства перед кредиторами. А муниципальный долг – это аналогичные обязательства муниципальных образований (городов, районов и т.д.).

Государственный и муниципальный долг возникает в результате:

  • государственных и муниципальных заимствований;
  • предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц;
  • других обязательств в соответствии с законодательством.
Государственный долг определяется как обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Виды государственного и муниципального долга

По типу кредитора государственный долг делится на:

Внутренний Перед резидентами РФ в национальной валюте
Внешний Перед нерезидентами в иностранной валюте

государственный и муниципальный долг бывает долгосрочным (свыше 1 года) и краткосрочным (до 1 года).

По форме предоставления различают:

  • Кредиты от банков и других кредиторов;
  • Облигационные займы;
  • Бюджетные ссуды из других бюджетов.

3. Формы государственных и муниципальных долговых обязательств

Основными формами долговых обязательств государства и муниципалитетов являются:

  1. Государственные и муниципальные ценные бумаги (облигации);
  2. Кредиты, полученные от кредитных организаций;
  3. Государственные и муниципальные гарантии.

Доля каждой формы задается по формуле:

Доля_формы = Сумма_формы / Общий_объем_долга * 100%

4. Структура государственного и муниципального долга РФ

На 1 января 2021 года структура госдолга РФ была следующей:

  • Государственные ценные бумаги – 72,3%
  • Бюджетные кредиты – 10,9%
  • Кредиты от кредитных организаций – 7,5%
  • Государственные гарантии – 9,3%

Всего госдолг России составил 20,4 трлн рублей или 17,8% ВВП.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

5. Динамика госдолга и ВВП России в 2010-2020 гг.

За последнее десятилетие государственный долг России вырос более чем в 4 раза с 8,4 трлн рублей в 2010 году до 20,4 трлн рублей в 2020 году. Однако в процентах к ВВП рост был не столь значительным.

Год Госдолг, трлн руб. ВВП, трлн руб. Долг к ВВП, %
2010 8,4 46,3 18,1%
2015 13,0 83,2 15,6%
2020 20,4 114,2 17,8%

Как видно, в 2015 году уровень госдолга к ВВП даже немного снизился.

6. Сравнение уровня госдолга России и других стран

По состоянию на 2021 год отношение госдолга к ВВП в России одно из самых низких среди крупных экономик мира и составляет 17,8%.

Страна Уровень долга к ВВП, %
Япония 256%
США 133%
Германия 70%
Россия 17,8%

7. Причины роста государственного долга

К основным причинам увеличения госдолга в России относятся:

  • Дефицит госбюджета из-за падения цен на нефть и санкций;
  • Необходимость поддержать экономику в кризис;
  • Расходы на оборону и национальные проекты.
Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков.
Министр финансов

8. Методы и инструменты управления государственным муниципальным долгом

Основная цель управления госдолгом – поддержание его на экономически безопасном уровне при минимальных затратах на обслуживание. Для этого используются такие инструменты как:

  • Реструктуризация долга;
  • Досрочное погашение;
  • Размещение ценных бумаг со скидкой.

9. Оптимальный уровень государственного долга

Не существует единого оптимального уровня госдолга для всех стран. Он зависит от многих факторов:

  • Темпов экономического роста;
  • Процентных ставок по кредитам;
  • Доступа к дешевым займам на мировых рынках.

Для развивающихся стран оптимальный порог госдолга обычно составляет 40-60% к ВВП. Для России это около 50%.

10. Риски роста государственного долга РФ

К факторам, которые могут привести к неконтролируемому росту госдолга России, относятся:

  1. Резкое падение цен на нефть и газ;
  2. Ужесточение международных санкций;
  3. Кризис национальной валюты и утечка капитала.

Это вынудит правительство наращивать заимствования для покрытия дефицита бюджета и поддержки экономики.

11. Управление рисками государственного долга

Чтобы минимизировать риски резкого роста госдолга, необходим комплекс мер:

  • Диверсификация экономики, снижение зависимости от сырьевого экспорта;
  • Накопление финансовых резервов в благоприятные периоды;
  • Повышение инвестиционной привлекательности экономики и приток капитала.

12. Перспективы снижения госдолга России

В ближайшие 2-3 года кардинально снизить госдолг РФ вряд ли удастся из-за сохраняющегося дефицита бюджета. Однако по мере восстановления и роста экономики госдолг может снова сократиться до 15-17% к ВВП.

13. Рынок государственных ценных бумаг РФ

Важнейшим сегментом рынка заимствований для российского государства является внутренний рынок государственных облигаций. По состоянию на 2022 год в обращении находилось госбумаг на сумму около 17 трлн рублей.

Основные преимущества заимствований на внутреннем рынке:

  • Независимость от внешних шоков;
  • Низкие ставки по сравнению с мировыми рынками;
  • Выпуск облигаций в национальной валюте.

14. Инвесторы на рынке государственного долга РФ

Основная доля государственных ценных бумаг России (около 70%) находится на балансе крупнейших российских банков – Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и др. Эти бумаги обеспечивают стабильный доход, но при этом не сильно рискованны.

Также держателями гособлигаций являются институциональные инвесторы – страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

15. Перспективы развития рынка государственного долга РФ

В перспективе ожидается дальнейшее расширение внутреннего рынка заимствований для российского государства. Это позволит снизить зависимость от волатильных внешних рынков капитала.

Планируется привлекать на этот рынок средства граждан через выпуск облигаций для населения под более высокие ставки.

Москва фото

16. Риски для инвесторов на рынке госдолга РФ

Основные риски для частных инвесторов, вкладывающих средства в гособлигации России:

  1. Риск девальвации рубля;
  2. Риск введения валютного контроля;
  3. Риск дефолта по гособязательствам.

Однако в целом такие риски оцениваются аналитиками как умеренные.

17. Влияние госдолга на экономический рост

Существуют разные мнения о влиянии госдолга на темпы экономического роста. С одной стороны, заимствования позволяют увеличить госрасходы на инфраструктуру, поддержку бизнеса, что стимулирует рост ВВП.

С другой стороны, при чрезмерном уровне долга возникает эффект вытеснения. Государство занимает средства на финансовых рынках, не оставляя их бизнесу для инвестиций.

18. Влияние госдолга на инфляцию

Рост госдолга может привести к ускорению инфляции. Если государство не может обслуживать долг за счет налогов и прибыли госкомпаний, оно идет на эмиссию денег или занимает средства у центробанка.

Это увеличивает денежную массу, что в итоге ведет к росту инфляции.

19. Влияние госдолга на процентные ставки

Крупные госзаимствования тянут ставки вверх, так как возникает высокий спрос со стороны государства на займы. Это ведет к удорожанию кредитов для бизнеса и населения.

В итоге сдерживаются инвестиции в экономику и потребление домохозяйств.

20. Риск дефолта по гособлигациям РФ

Несмотря на санкции, вероятность дефолта России по гособязательствам остается крайне низкой. У страны достаточно золотовалютных резервов и экспортных доходов для обслуживания долга.

К тому же госдолг РФ на 85% состоит из внутренних обязательств в рублях, а не валютных кредитов.

21. Управление риском дефолта по госдолгу

Чтобы минимизировать риски дефолта, российские власти проводят следующие меры:

  • Накопление золотовалютных резервов и фонда национального благосостояния;
  • Жесткая бюджетная политика, сокращение некритических расходов;
  • Избирательное субсидирование уязвимых отраслей экономики.

Такие действия позволяют свести риск дефолта к минимуму даже в условиях внешних шоков.

22. Политика регионов по управлению долгом

Регионы РФ также активно используют различные методы управления своим долгом, в том числе:

  1. Реструктуризацию и рефинансирование займов;
  2. Досрочное погашение дорогих кредитов;
  3. Привлечение бюджетных кредитов из федерального центра.

Это позволяет снизить стоимость обслуживания региональных долгов и оптимизировать долговую нагрузку на бюджеты.

23. Мониторинг устойчивости госдолга

Для оценки устойчивости госдолга используются различные финансовые показатели:

  • Отношение госдолга к доходам бюджета;
  • Доля расходов на обслуживание в расходах бюджета;
  • Отношение дефицита бюджета к ВВП.

Регулярный мониторинг таких индикаторов крайне важен для предотвращения кризиса госдолга.

24. Международный опыт снижения госдолга

Мировая практика выработала ряд эффективных методов сокращения избыточного госдолга, включая:

  • Жесткую экономию госбюджета;
  • Налоговые и пенсионные реформы;
  • Продажу госактивов для погашения долга.

25. Опыт Греции по сокращению госдолга

Одним из самых показательных примеров борьбы с кризисом госдолга является Греция. С 2010 по 2018 год этой стране удалось снизить отношение госдолга к ВВП с 146% до 167%.

Этого удалось достичь ценой жесточайшей экономии бюджета, пенсионной реформы, приватизации госактивов, в том числе портов и аэропортов.

26. Риски банкротства регионов РФ из-за долгов

В 2014-2015 годах из-за кризиса резко выросли риски банкротства ряда российских регионов, не способных обслуживать долги из-за падения доходов.

Однако федеральный центр не допустил дефолтов регионов, предоставив им масштабную помощь в виде бюджетных кредитов и реструктуризации займов.

27. Перспективы снижения муниципального долга в России

В последние годы уровень муниципального долга в РФ также вырос, достигнув 1,5% ВВП к 2020 году.

Ожидается, что по мере восстановления доходов местных бюджетов, муниципальный долг будет постепенно сокращаться до 1% к ВВП к 2025 году.

28. Роль госдолга в социально-экономическом развитии

Государственные и муниципальные заимствования при грамотном управлении могут играть позитивную роль в развитии страны и регионов. Важно, чтобы средства направлялись на стратегические инвестиции в инфраструктуру, человеческий капитал, инновации, а не на текущее потребление.