Рубрики

Килекторные суда: история, особенности и перспективы

Килекторные суда - уникальный класс кораблей, выполняющий важные подводные работы по обслуживанию морской инфраструктуры. Давайте разберемся, что представляют собой эти загадочные суда и почему они так важны.

История килекторных судов

Название "килектор" происходит от голландского "kiellichter", что означает "грузовое судно". Впервые килекторные суда стали использовать в Нидерландах в 19 веке для проведения различных подводных работ, таких как установка маяков, прокладка кабелей и т.д.

Килектор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter : kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ [1] : постановки мертвых якорей , бонов , расчистки фарватеров, подъема затонувших объектов и т. д.

В Российском императорском флоте килекторные суда также использовались, хотя и не были широко распространены. Они применялись главным образом на Балтике и Черном море.

Наибольшее развитие килекторный флот получил в советское время, когда потребовалось обслуживание обширной морской инфраструктуры и подводных коммуникаций. Было разработано несколько проектов специализированных килекторных судов, таких как проект 141 и проект 419, многие из которых используются и по сей день.

Современные российские килекторные суда, такие, как КИЛ-927, продолжают эту славную историю, выполняя различные важные задачи по обеспечению работы портов, прокладке подводных трубопроводов и кабелей, проведению ремонтных и аварийно-спасательных работ.

Конструкция и особенности килекторных судов

Килекторные суда имеют ряд конструктивных особенностей, обусловленных их специальным назначением:

  • Низкий надводный борт для улучшения остойчивости при подводных работах
  • Усиленный и разделенный на отсеки корпус
  • Мощная грузоподъемная установка (кран, кран-балка, портальная установка) с большим вылетом стрелы
  • Специальное оборудование для подводных работ - лебедки, системы позиционирования, водолазное снабжение и т.д.
  • Усиленное якорное устройство и швартовые механизмы

Основные технические характеристики типичного килекторного судна:

Длина 40-150 м
Ширина 10-25 м
Осадка 3-6 м
Водоизмещение 500-5000 т
Мощность ГЭУ 500-5000 л.с.
Экипаж 10-50 чел.
Автономность 10-30 сут.

Экипаж килекторного судна, помимо обычных морских специальностей (судоводители, механики, матросы), включает:

  • Операторов грузоподъемных установок
  • Специалистов подводно-технических работ
  • Водолазов
  • Электриков и электромонтажников

Для выполнения стоящих перед ними задач, килекторным судам требуются высокая маневренность, хорошая остойчивость при крановых операциях, автономность и надежность всех судовых систем.

килекторные суда часто работают в сложных погодных условиях, на мелководье и в стесненных акваториях, что предъявляет повышенные требования к их мореходным качествам.

Портрет капитана килекторного судна

Назначение и сферы применения килекторных судов

килекторное судно назначение заключается в выполнении различных подводно-технических и подводно-строительных работ. Основные задачи, решаемые этими судами:

  • Установка и подключение подводных трубопроводов и кабелей
  • Монтаж и обслуживание причальных и портовых гидротехнических сооружений
  • Установка и обслуживание навигационного оборудования (буи, маяки)
  • Подъем и буксировка затонувшей техники
  • Аварийно-спасательные работы и эвакуация экипажей затонувших судов

Благодаря своим возможностям, килекторные суда широко используются:

  • В нефтегазовой отрасли при обустройстве морских месторождений
  • При строительстве портов и терминалов
  • В инженерных войсках флота для обеспечения инженерных работ и разминирования
  • Для очистки акваторий и подъема затонувших объектов
  • В поисково-спасательных операциях на море

Также килекторные суда могут использоваться как база для водолазных работ, плавучие краны, кабелеукладчики, земснаряды и для решения других задач.

Современное состояние и перспективы развития

На данный момент российский килекторный флот насчитывает около 30 единиц различных судов, в том числе проектов 419 и 141. Несмотря на солидный возраст части флота, многие килекторные суда после модернизации продолжают успешно выполнять поставленные задачи.

Вместе с тем, потребности нефтегазовой отрасли, инженерных служб ВМФ и других ведомств в подводно-техническом обеспечении постоянно растут. Это обуславливает необходимость дальнейшего развития и обновления российского килекторного флота за счет новых судов.

Уже разработаны и проходят утверждение несколько перспективных проектов современных многофункциональных килекторных судов, способных работать на больших глубинах и решать более широкий круг задач.

Подводные работы килекторного судна

Килекторное судно КИЛ-168

Одним из наиболее интересных новых проектов является килекторное судно проекта 168, предназначенное для комплексного обеспечения подводных работ на шельфе и в прибрежной зоне.

Судно имеет улучшенные мореходные качества, что позволяет ему эксплуатироваться при волнении моря до 4 баллов. Более мощная энергетическая установка обеспечивает скорость полного хода свыше 12 узлов.

Грузоподъемное оборудование позволяет производить работы на глубине до 300 м. Для повышения эффективности подводных операций судно оснащено современными обитаемыми и автономными необитаемыми подводными аппаратами.

Специальное оборудование килекторных судов

Для выполнения стоящих перед ними задач килекторные суда оснащаются разнообразным специализированным оборудованием, к которому относятся:

  • Грузоподъемные устройства (краны, портальные краны-стрелы, лебедки)
  • Устройства позиционирования и якорных систем
  • Водолазные комплексы
  • Аппараты для подводной сварки и резки
  • Земснаряды, грунтоотвозные шаланды и трубоукладчики для дноуглубительных работ

Помимо стандартного оборудования, для решения тех или иных задач килекторное судно может дооснащаться специальными устройствами, к примеру, оборудованием для ликвидации разливов нефти, подводными аппаратами или аварийно-спасательными средствами для эвакуации подводных лодок.

КИЛ-158

Одним из самых известных отечественных проектов килекторных судов является проект 158.

Эти универсальные суда длиной около 60 метров оснащены мощным краном грузоподъемностью до 100 тонн и могут производить подводно-технические работы на глубинах до 60 метров в открытом море и до 100 метров на рейде и в гавани.

Благодаря отличной маневренности и ходовым качества, суда проекта 158 могут эксплуатироваться в любых морях как самостоятельно, так и в составе килекторных отрядов при выполнении сложных инженерных задач.

За долгие годы службы зарекомендовали себя около 15 килекторных судов этого проекта, в числе которых известная «Тобол», участвовавшая в спасении подлодки «Курск».