Килекторные суда - уникальный класс кораблей, выполняющий важные подводные работы по обслуживанию морской инфраструктуры. Давайте разберемся, что представляют собой эти загадочные суда и почему они так важны.
История килекторных судов
Название "килектор" происходит от голландского "kiellichter", что означает "грузовое судно". Впервые килекторные суда стали использовать в Нидерландах в 19 веке для проведения различных подводных работ, таких как установка маяков, прокладка кабелей и т.д.
Килектор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter : kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ [1] : постановки мертвых якорей , бонов , расчистки фарватеров, подъема затонувших объектов и т. д.
В Российском императорском флоте килекторные суда также использовались, хотя и не были широко распространены. Они применялись главным образом на Балтике и Черном море.
Наибольшее развитие килекторный флот получил в советское время, когда потребовалось обслуживание обширной морской инфраструктуры и подводных коммуникаций. Было разработано несколько проектов специализированных килекторных судов, таких как проект 141 и проект 419, многие из которых используются и по сей день.
Современные российские килекторные суда, такие, как КИЛ-927, продолжают эту славную историю, выполняя различные важные задачи по обеспечению работы портов, прокладке подводных трубопроводов и кабелей, проведению ремонтных и аварийно-спасательных работ.
Конструкция и особенности килекторных судов
Килекторные суда имеют ряд конструктивных особенностей, обусловленных их специальным назначением:
- Низкий надводный борт для улучшения остойчивости при подводных работах
- Усиленный и разделенный на отсеки корпус
- Мощная грузоподъемная установка (кран, кран-балка, портальная установка) с большим вылетом стрелы
- Специальное оборудование для подводных работ - лебедки, системы позиционирования, водолазное снабжение и т.д.
- Усиленное якорное устройство и швартовые механизмы
Основные технические характеристики типичного килекторного судна:
Длина | 40-150 м |
Ширина | 10-25 м |
Осадка | 3-6 м |
Водоизмещение | 500-5000 т |
Мощность ГЭУ | 500-5000 л.с. |
Экипаж | 10-50 чел. |
Автономность | 10-30 сут. |
Экипаж килекторного судна, помимо обычных морских специальностей (судоводители, механики, матросы), включает:
- Операторов грузоподъемных установок
- Специалистов подводно-технических работ
- Водолазов
- Электриков и электромонтажников
Для выполнения стоящих перед ними задач, килекторным судам требуются высокая маневренность, хорошая остойчивость при крановых операциях, автономность и надежность всех судовых систем.
килекторные суда часто работают в сложных погодных условиях, на мелководье и в стесненных акваториях, что предъявляет повышенные требования к их мореходным качествам.
Назначение и сферы применения килекторных судов
килекторное судно назначение заключается в выполнении различных подводно-технических и подводно-строительных работ. Основные задачи, решаемые этими судами:
- Установка и подключение подводных трубопроводов и кабелей
- Монтаж и обслуживание причальных и портовых гидротехнических сооружений
- Установка и обслуживание навигационного оборудования (буи, маяки)
- Подъем и буксировка затонувшей техники
- Аварийно-спасательные работы и эвакуация экипажей затонувших судов
Благодаря своим возможностям, килекторные суда широко используются:
- В нефтегазовой отрасли при обустройстве морских месторождений
- При строительстве портов и терминалов
- В инженерных войсках флота для обеспечения инженерных работ и разминирования
- Для очистки акваторий и подъема затонувших объектов
- В поисково-спасательных операциях на море
Также килекторные суда могут использоваться как база для водолазных работ, плавучие краны, кабелеукладчики, земснаряды и для решения других задач.
Современное состояние и перспективы развития
На данный момент российский килекторный флот насчитывает около 30 единиц различных судов, в том числе проектов 419 и 141. Несмотря на солидный возраст части флота, многие килекторные суда после модернизации продолжают успешно выполнять поставленные задачи.
Вместе с тем, потребности нефтегазовой отрасли, инженерных служб ВМФ и других ведомств в подводно-техническом обеспечении постоянно растут. Это обуславливает необходимость дальнейшего развития и обновления российского килекторного флота за счет новых судов.
Уже разработаны и проходят утверждение несколько перспективных проектов современных многофункциональных килекторных судов, способных работать на больших глубинах и решать более широкий круг задач.
Килекторное судно КИЛ-168
Одним из наиболее интересных новых проектов является килекторное судно проекта 168, предназначенное для комплексного обеспечения подводных работ на шельфе и в прибрежной зоне.
Судно имеет улучшенные мореходные качества, что позволяет ему эксплуатироваться при волнении моря до 4 баллов. Более мощная энергетическая установка обеспечивает скорость полного хода свыше 12 узлов.
Грузоподъемное оборудование позволяет производить работы на глубине до 300 м. Для повышения эффективности подводных операций судно оснащено современными обитаемыми и автономными необитаемыми подводными аппаратами.
Специальное оборудование килекторных судов
Для выполнения стоящих перед ними задач килекторные суда оснащаются разнообразным специализированным оборудованием, к которому относятся:
- Грузоподъемные устройства (краны, портальные краны-стрелы, лебедки)
- Устройства позиционирования и якорных систем
- Водолазные комплексы
- Аппараты для подводной сварки и резки
- Земснаряды, грунтоотвозные шаланды и трубоукладчики для дноуглубительных работ
Помимо стандартного оборудования, для решения тех или иных задач килекторное судно может дооснащаться специальными устройствами, к примеру, оборудованием для ликвидации разливов нефти, подводными аппаратами или аварийно-спасательными средствами для эвакуации подводных лодок.
КИЛ-158
Одним из самых известных отечественных проектов килекторных судов является проект 158.
Эти универсальные суда длиной около 60 метров оснащены мощным краном грузоподъемностью до 100 тонн и могут производить подводно-технические работы на глубинах до 60 метров в открытом море и до 100 метров на рейде и в гавани.
Благодаря отличной маневренности и ходовым качества, суда проекта 158 могут эксплуатироваться в любых морях как самостоятельно, так и в составе килекторных отрядов при выполнении сложных инженерных задач.
За долгие годы службы зарекомендовали себя около 15 килекторных судов этого проекта, в числе которых известная «Тобол», участвовавшая в спасении подлодки «Курск».