Рубрики

Конституция РФ, статья 65 с изменениями

В данной статье рассматриваются основные положения статьи 65 Конституции Российской Федерации, ее содержание и последние изменения.

Общая характеристика

Статья 65 Кконституции РФ является одной из ключевых в Основном законе России. Она определяет состав Российской Федерации и перечисляет все 85 ее субъектов.

Согласно Кконституции РФ, статья 65, в состав России входят:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения;
  • 1 автономная область;
  • 4 автономных округа.

Таким образом, статья закрепляет федеративное устройство Российского государства и равноправие всех его субъектов.

Конституция РФ статья 65 с изменениями

За все время действия Конституции в статью 65 неоднократно вносились поправки. Это связано с изменением состава РФ в результате объединения и принятия новых субъектов.

В частности, статья 65 конституции рф изменения коснулись:

  • принятия в состав России Республики Крым и Севастополя (2014 г.);
  • объединения краев и автономных округов;
  • переименования отдельных субъектов.

Последние поправки были внесены в октябре 2022 года.

Конституция РФ статья 65 часть 1

Часть 1 Кконституции РФ статья 65 содержит полный перечень субъектов Российской Федерации с указанием их официальных названий.

Субъекты в перечне расположены в алфавитном порядке с разделением по типам: сначала идут республики, затем края и области, далее города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Данный формат позволяет оперативно находить интересующий регион и вносить изменения при принятии новых членов Федерации.

ДФО Дальневосточный федеральный округ
ПФО Приволжский федеральный округ
СЗФО Северо-Западный федеральный округ

Для удобства субъекты РФ объединены в 8 федеральных округов, имеющих конституция рф статья 65 кодовое обозначение субъекта (см. таблицу).

Портрет группы российских политиков

Конституция РФ статья 65 часть 2

Часть 2 статьи регламентирует процедуру принятия в состав РФ и образования новых субъектов. Эти процессы осуществляются на основании специального федерального конституционного закона.

После принятия нового субъекта его наименование вносится в статью 65 путем издания указа Президента РФ.

Например, так появились в Конституции Республика Крым и Севастополь, Донецкая Народная Республика, Запорожская область.

Таким образом законодательство позволяет гибко реагировать на изменение территориального состава России.

Значение статьи

Конституция РФ статья 65 играет важную роль в определении конституционно-правового статуса субъектов РФ. Она является гарантией их равенства и единства страны.

За все время действия Конституции статья претерпела ряд изменений. Это подчеркивает ее динамичный и "живой" характер, позволяющий учитывать происходящие в России территориальные преобразования.

История формирования статьи

Статья 65 в ее нынешнем виде сформировалась в результате длительной работы Конституционной комиссии в 1990-1993 годах. Изначально в ней было перечислено 89 субъектов РСФСР.

В дальнейшем, по мере изменения состава Российской Федерации, статья неоднократно корректировалась. К настоящему моменту она устанавливает перечень из 85 субъектов.

Здание Конституционного суда РФ

Порядок внесения изменений

Процедура внесения поправок в статью 65 четко прописана в части 2.

Для принятия нового субъекта требуется:

  1. Принятие соответствующего федерального конституционного закона о принятии в состав РФ;
  2. Издание указа Президента РФ о включении наименования субъекта в текст Конституции.

Аналогично вносятся изменения при переименовании существующего члена Федерации.

Правовая природа норм

Нормы статьи 65 носят императивный характер и не предполагают какого-либо иного толкования или порядка, кроме установленного в Конституции.

Перечень субъектов является исчерпывающим и не может быть расширен иначе как путем внесения поправки в текст Основного закона.

Практика Конституционного Суда

Конституционный Суд неоднократно обращался к нормам статьи 65 в своих решениях. В частности, он подтвердил:

  • Недопустимость произвольного изменения правового статуса субъекта Федерации в обход конституционной процедуры;
  • Невозможность лишения субъекта его конституционно-правового статуса;
  • Равенство всех субъектов РФ.

Таким образом Суд гарантирует соблюдение основополагающих принципов российского федерализма, закрепленных в Конституции.

Роль статьи 65 в разграничении полномочий

Положения статьи 65 лежат в основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации.

Поскольку Конституция закрепляет состав России, определяются границы юрисдикции региональных и местных органов власти.

Значение классификации субъектов

Группировка субъектов РФ на категории (республика, край и т.д.) имеет важное политико-правовое значение.

Во-первых, для каждого типа региона предусмотрен особый порядок формирования органов власти и их полномочий.

Во-вторых, такая классификация отражает исторические, национальные и иные особенности субъектов.

Перспективы развития федерализма

В настоящее время ведется дискуссия о целесообразности дальнейшей оптимизации состава РФ, в том числе путем укрупнения регионов.

Однако пока подобные инициативы не получили поддержки федеральной власти и вызывают настороженность субъектов.

Вызовы и угрозы

На фоне военной спецоперации на Украине актуализировалась проблема обеспечения территориальной целостности России.

Ряд экспертов полагают, что потребуются дополнительные меры по укреплению российского федерализма и вертикали власти в проблемных регионах.

Унификация регионального законодательства

В последние годы активно ведется работа по унификации и гармонизации законодательства субъектов РФ с федеральными нормами.

Это связано с необходимостью устранения имеющихся противоречий и пробелов, а также повышения эффективности правового регулирования.

Развитие местного самоуправления

Важным трендом является расширение полномочий и финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Это соответствует общемировым тенденциям децентрализации власти и приближения ее к населению.

Цифровая трансформация регионов

Стремительное развитие цифровых технологий требует их адаптации на региональном и местном уровнях.

В частности, внедряются системы электронного правительства, оказания госуслуг, межведомственного документооборота.

Новые вызовы региональной политики

Среди ключевых вызовов, стоящих перед органами государственной власти субъектов РФ, можно выделить:

  • Сглаживание межрегиональной социально-экономической дифференциации;
  • Стимулирование экономического роста территорий;
  • Решение демографических и миграционных проблем.

Направления реформирования федерализма

Среди перспективных направлений совершенствования российской модели федерализма называют:

  • Повышение сбалансированности бюджетной системы;
  • Расширение полномочий субъектов в сфере социальной политики;
  • Стимулирование межрегиональной кооперации и интеграции.

Развитие гражданского общества

Важнейшим трендом последних лет стало развитие институтов гражданского общества на региональном и местном уровнях.

В частности, активизировалась деятельность общественных организаций, наблюдательных советов, молодежных движений, добровольческих объединений.

Рост политической конкуренции

На фоне повышения политической активности граждан растет уровень конкуренции на региональных и муниципальных выборах.

Помимо парламентских партий, все большую поддержку получают независимые кандидаты и представители новых движений.

Новые механизмы обратной связи

Субъекты РФ активно внедряют цифровые платформы для налаживания обратной связи с населением.

Это позволяет оперативно реагировать на запросы граждан, повышает подотчетность и легитимность региональной власти.

Реформа контрольно-надзорной деятельности

Продолжается реформирование системы государственного и муниципального контроля на основе риск-ориентированного подхода.

Это нацелено на снижение административной нагрузки на бизнес при сохранении защиты прав граждан.

Новые модели местного самоуправления

Ряд субъектов РФ запустили пилотные проекты по внедрению альтернативных систем организации местного самоуправления.

В частности, апробируются модели городских округов с внутригородским делением, укрупнения поселений и др.