Рубрики

Ликвидация ФСКН: судьбы и факты

Ликвидация Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2016 году — событие, имевшее далеко идущие последствия для всей системы борьбы с наркопреступностью в России. Давайте разберемся в причинах, ходе и результатах этой масштабной реформы.

История создания ФСКН

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) была образована 12 марта 2003 года указом Президента РФ Владимира Путина на базе Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Основными задачами нового ведомства стали:

  • участие в выработке государственной политики в сфере оборота наркотиков;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотиков;
  • государственный контроль и надзор в этой сфере.

Первым руководителем ФСКН России стал Виктор Черкесов, возглавлявший ведомство в 2003-2008 годах.

Ликвидация ФСКН

5 апреля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ о ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков как самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

Согласно указу все функции и полномочия ФСКН России передавались Министерству внутренних дел РФ. Также в состав МВД переводилась значительная часть штатной численности упраздняемого ведомства.

"Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации."

Таким образом, по замыслу президента, в структуре МВД должно было появиться новое подразделение, отвечающее за вопросы наркоконтроля.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с ликвидацией ФСКН, должны были завершиться к 1 июня 2016 года.

Причины реформы

В указе в качестве официальной причины ликвидации ФСКН называлось "совершенствование государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотиков".

Однако многие эксперты полагают, что на это решение повлиял ряд других факторов:

  • внутренние конфликты и скандалы в ФСКН;
  • обвинения в коррупции против отдельных руководителей ведомства;
  • желание консолидировать правоохранительные функции.

Таким образом, ликвидация ФСКН может рассматриваться как попытка "зачистить" это ведомство от скомпрометировавших себя кадров и вернуть функции контроля за наркотиками в лоно МВД.

Переходный период

Процесс передачи функций ФСКН подразделениям МВД занял более двух лет.

В числе проблем, возникших на этапе реорганизации, можно назвать:

  • приостановка оперативных мероприятий и расследований;
  • сокращение финансирования;
  • потери в кадровом составе.

По оценкам экспертов, на определенном этапе эффективность работы по противодействию незаконному обороту наркотиков снизилась.

Однако к 2018 году этот переходный период можно считать в целом завершившимся.

Ликвидация ФСКН и ФМС

Важно отметить, что в апреле 2016 года наряду с ФСКН была ликвидирована еще одна крупная федеральная структура - Федеральная миграционная служба (ФМС).

Функции ФМС также были переданы МВД. Это позволило провести масштабную реорганизацию всей системы органов внутренних дел.

Обе ликвидированные службы просуществовали в статусе отдельных федеральных ведомств около 13 лет.

Портрет офицера ФСКН

Создание ГУНК МВД

После ликвидации ФСКН в структуре МВД было создано Главное управление по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД России).

Это подразделение унаследовало основные функции упраздненной службы, а именно:

  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • розыск лиц, их совершивших;
  • экспертно-криминалистическое сопровождение расследований.

Также в ведение ГУНК перешли многие сотрудники ликвидированного ведомства.

Статистика после ликвидации ФСКН

В первые месяцы после передачи функций наркоконтроля в МВД наблюдался спад показателей работы. Однако уже к концу 2016 года ситуация начала выравниваться.

По данным ГУНК МВД, в 2017 году было возбуждено более 200 тысяч уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это примерно соответствует уровню 2015-2016 годов.

Кадровые перестановки после ликвидации

Ликвидация ФСКН повлекла за собой серьезные кадровые изменения в системе противодействия незаконному обороту наркотиков. Ряд руководителей службы покинули ее еще до официального упразднения.

Так, в декабре 2015 года в отставку ушел директор ФСКН Виктор Иванов, возглавлявший ведомство с мая 2008 года. Его сменил Владимир Калашников.

ФСКН: дата ликвидации

Официальной датой ликвидации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, как самостоятельного юридического лица, можно считать 1 июля 2018 года.

Именно к этому моменту завершила свою работу ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с указом президента от апреля 2016 года для проведения всех необходимых процедур по реорганизации.

Молоток судьи, весы и значок на столе

Новые задачи и угрозы

Ликвидация ФСКН и передача ее функций в МВД поставили перед системой противодействия незаконному обороту наркотиков новые задачи.

В частности, возникла необходимость более тесной координации между различными службами полиции, чего не требовалось ранее при наличии единого специализированного ведомства.

Кроме того, появились новые каналы распространения наркотиков, такие как Интернет, которые также предстоит перекрыть. Таким образом, реформа только начало сложного пути преобразований.

Судьбы руководителей ФСКН

Руководители упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков после ее ликвидации продолжили карьеру по-разному.

Первый директор ФСКН Виктор Черкесов в настоящее время является депутатом Госдумы. Он по-прежнему занимает активную общественную позицию и комментирует вопросы борьбы с наркоугрозой.

Что касается последнего руководителя службы Владимира Калашникова, то после увольнения из ФСКН он был назначен заместителем министра здравоохранения РФ.

Трудоустройство сотрудников ФСКН

Для рядовых сотрудников упраздненной Федеральной службы по контролю за наркотиками переход в систему МВД также был непростым испытанием.

Хотя большинство из них сохранили работу, многие столкнулись с понижением в должности, потерей льгот, задержками выплат. Это привело к ряду судебных исков.

Таким образом, на уровне отдельных людей реформа также имела свою человеческую цену.

Общественная реакция

В российском обществе ликвидация ФСКН не вызвала однозначной реакции. Опросы показали примерно равное распределение между поддержавшими и осудившими это решение.

С одной стороны, многие негативно оценивали потерю специализированного органа борьбы с наркотиками.

С другой стороны, присутствовали и те, кто считал ФСКН неэффективной и скомпрометированной коррупционными скандалами структурой.

Международная практика

Анализируя ликвидацию ФСКН, полезно посмотреть на опыт других стран в реформировании систем наркоконтроля.

В ряде случаев это приводило к созданию специальных межведомственных комиссий или объединению подразделений в рамках министерств здравоохранения либо внутренних дел.

Такой взгляд со стороны помогает лучше оценить достоинства и недостатки разных подходов.

Новые методы работы

После реформы сотрудникам органов наркоконтроля, теперь в составе полиции, пришлось осваивать новые методы работы.

В частности, требовалось наладить более тесное взаимодействие с другими службами МВД, такими как уголовный розыск и патрульно-постовая служба.

Кроме того, актуальным стало освоение новых технических средств, позволяющих отслеживать продажу наркотиков через Интернет.

Кадровая оптимизация

Еще одним следствием реорганизации стало сокращение штатной численности сотрудников, ранее занятых непосредственно в сфере наркоконтроля.

Часть вакантных должностей была ликвидирована в ходе реформы. Оставшиеся позиции заняли наиболее квалифицированные кадры.

Таким образом, по замыслу реформаторов, должна была повыситься эффективность работы оставшихся сотрудников за счет оптимизации.

Новое нормативно-правовое регулирование

Ликвидация ФСКН потребовала также пересмотра ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере оборота наркотиков.

Ряд полномочий по лицензированию, контролю, надзору был перераспределен между различными ведомствами и структурами.

Эта работа в основном была проведена в 2016-2018 годах и позволила создать обновленную правовую базу.

Новые горизонты и вызовы

Таким образом, несмотря на определенные сложности, переходный период после ликвидации ФСКН можно считать в целом завершившимся.

В то же время, по прежнему остается много вызовов, таких как появление новых видов наркотиков и способов их распространения.

Борьба с этими угрозами требует постоянного совершенствования системы наркоконтроля с учетом текущих реалий.