Мониторинг эффективности вузов - актуальная тема для всех, кто связан со сферой высшего образования. Какие последствия ждут российские вузы после очередной проверки результативности их работы осенью 2023 года? Попробуем разобраться.
История вопроса
Система оценки деятельности высших учебных заведений в форме мониторинга эффективности вузов начала складываться в нашей стране около 10 лет назад. В качестве ориентира была принята «Дорожная карта» по развитию образования и науки до 2018 года.
Мониторинг эффективности вузов подразумевал регулярную, ежегодную проверку ряда определенных показателей. Постановлением Правительства был утвержден универсальный перечень таких показателей. В него вошли 1:
- Средний балл ЕГЭ поступивших;
- Доля выпускников, трудоустроившихся в первый год;
- Уровень заработной платы ППС;
- Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника;
- И другие.
Также были установлены единые по всей стране пороговые значения этих показателей. Однако позже стало понятно, что универсальный подход не эффективен. С 2013 года ведется региональная дифференциация требований для вузов в зависимости от местоположения, профиля и других факторов.
За прошедшее время неоднократно корректировались как сами показатели эффективности, так и подходы к их оценке. Рациональность действующей системы можно назвать достаточно высокой. Хотя есть и недостатки.
«Те, кто уже относительно долго трудится в образовательной сфере, невольно вспомнят мониторинговую эпопею 10-летней давности».
По итогам того этапа мониторинга в число «неэффективных» вузов попали в том числе такие крупные и солидные заведения, как МГУ, РГГУ, ГУУ и другие. Это послужило началом волны реорганизаций и оптимизаций.
Результаты последних мониторингов
Анализируя статистику за последние несколько лет, можно отметить ряд тенденций.
Во-первых, снижается количество вузов, признаваемых по итогам мониторинга неэффективными (см. таблицу).
Год | 2017 | 2018 | 2019 |
Доля неэффективных вузов | 12% | 9% | 7% |
Это говорит о том, что адаптированность учебных заведений к текущей системе контроля достаточно высокая.
В то же время есть показатели, которые по-прежнему сложно выполнить значительному числу вузов. Это прежде всего трудоустройство выпускников и объем НИОКР. Требования в этих вопросах постоянно повышаются.
С 2019 года на уровне государства было принято решение о необходимости разработки обновленных подходов к оценке качества работы высших учебных заведений в формате мониторинга эффективности вузов. Результаты должны проявиться уже в ближайшее время.
Подходы Рособрнадзора
Согласно заявлениям руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, очередной этап мониторинга эффективности вузов должен стартовать уже осенью 2023 года. А в дальнейшем подобные проверки будут проводиться раз в три года.
Утвержденные показатели
Приказом Минобрнауки утвержден список из 8 основных показателей эффективност, по которым будут оцениваться вузы:
- Средний балл ЕГЭ поступивших;
- Наличие электронной информационной среды;
- Доля успешно завершивших обучение студентов;
- Уровень квалификации ППС;
- Опыт работы ППС по специальности;
- Трудоустройство выпускников;
- Выполнение целевой подготовки;
- Зарплата ППС.
Цели и задачи
По замыслу Рособрнадзора, данные мониторинга эффективности вузов Минобрнауки в первую очередь должны помочь самим учебным заведениям понять свои проблемные места и принять необходимые меры.
Особенности новой модели
Уже проводилась апробация обновленной модели мониторинга с участием 61 вуза. Был запущен специальный информационный ресурс для сбора и анализа данных от учебных заведений.
Выявлен ряд вопросов, которые еще предстоит доработать для полноценного внедрения системы.
Перспективы и опасения
С одной стороны, заявленный отказ от формирования рейтинга вузов внушает осторожный оптимизм. С другой стороны, остается риск возникновения новой волны оптимизаций и реорганизаций учебных заведений после очередного этапа мониторинга эффективности.