В работе со сложным начальством порой возникает необходимость отстоять свои права и интересы, не прибегая к крайним мерам вроде увольнения. Как же решать конфликты конструктивно и расставлять границы, сохраняя достоинство и профессиональные позиции?
Ниже мы поделимся 8 советами, которые помогут вам научиться работать с требовательным или некорректным руководителем.
Говорите спокойно и вежливо, избегайте эмоциональных всплесков
Даже если ваш начальник ведет себя вызывающе или необоснованно критикует вашу работу, постарайтесь сохранять спокойствие и отвечать ему вежливо. Не позволяйте эмоциям брать верх над разумом. Не срывайтесь на крик или грубые фразы - это только усугубит конфликт.
Говорите ровным тоном, избегайте ярлыков в адрес оппонента. Аргументируйте свою позицию конструктивно. Это гораздо больше располагает к диалогу и взаимопониманию, чем ответная агрессия.
Да, спокойствие требует определенных волевых усилий. Но именно такая тактика поможет решать спорные ситуации, не наживая врагов и не теряя достоинства.
Четко обозначьте свои профессиональные границы
Если начальник пытается навязать вам задачи, выходящие за рамки ваших должностных обязанностей или компетенции, спокойно укажите на это. Разъясните, какие именно пункты рабочего процесса вы полностью берете на себя, а где видите превышение своих полномочий или квалификации. При необходимости обратитесь к трудовому договору.
Так вы обозначите четкие границы того, что готовы и не готовы выполнять по работе. Это поможет избежать попыток необоснованно загрузить вас, а также последующих конфликтов на этой почве.
Если начальник говорит резко, не отвечайте тем же
Бывает, что из-за напряженной обстановки или личных проблем руководитель срывается на подчиненных, говорит резко, на повышенных тонах. Как бы ни было тяжело, постарайтесь не реагировать зеркально. Не повышайте голос в ответ, не переходите на крик или оскорбления - это не решит проблему, а только подстегнет страсти.
Напротив, отвечайте спокойно и вежливо. Аргументируйте свою позицию разумно, опираясь на факты, а не эмоции. Даже если оппонент неправ, грубостью и агрессией вы только дадите ему дополнительные козыри против себя. Ваша выдержка и конструктивность будут сильнее любых резких фраз.
Сохраняйте спокойствие и работоспособность в стрессовых ситуациях
Порой противостояние с начальством вызывает сильное внутреннее напряжение, стресс, ощущение тревоги. Это нормально, но важно не поддаваться эмоциям.
Сохраняйте хладнокровие, как бы ни было тяжело. Сосредоточьтесь на своих рабочих задачах, выполняйте их как обычно - это поможет отвлечься от негатива.
Такая стрессоустойчивость в сложной ситуации вызывает уважение коллег, да и у начальства тоже. А самоконтроль и работоспособность показывают, что конфликт не сломил вас. Это сильная позиция.
Обращайтесь к начальству уважительно, даже если оно ведет себя вызывающе
Пусть ваш начальник позволяет себе резкие высказывания, грубость или даже оскорбительные намеки - со своей стороны всегда обращайтесь к нему уважительно. Называйте по имени-отчеству, на "вы". Исключите ярлыки и негативные эпитеты, как бы это ни было сложно.
Это не значит, что вы терпите издевки. Просто выбираете позицию зрелого, выдержанного человека. А неуважение с его стороны говорит только о нем самом. Такая тактика вызывает больше доверия у окружающих. Да и начальнику сложнее будет упрекнуть вас в неподобающем поведении.
Документируйте факты необоснованных претензий и грубости
К сожалению, порой конфликты с начальством перерастают в серьезное противостояние, необоснованные претензии и даже травлю. Чтобы обезопасить себя, стоит задокументировать все подобные инциденты.
Ведите дневник, где подробно фиксируйте даты, время и суть конфликтных ситуаций. Дословно цитируйте обидные или несправедливые фразы начальника. Отмечайте присутствовавших свидетелей. Опишите свои ответы и аргументацию позиции.
Сохраняйте переписку, где зафиксированы неправомерные требования или грубости. Делайте копии официальных выговоров, приказов о санкциях.
Такая документальная база станет вашим козырем. Если начальство пойдет на откровенный произвол или домогательства, у вас будут доказательства неправомерности его действий. А значит, вы сможете защитить свои права.
Ищите поддержку у коллег, не бойтесь делиться проблемами
Конфликты и напряженные отношения с начальством способны сильно подорвать эмоциональное состояние. Постоянный стресс, ощущение тревоги, порой даже безысходности.
Чтобы не чувствовать себя одиноким и беззащитным в такой ситуации, очень важно найти поддержку на работе. Поговорите с коллегами, которым доверяете, поделитесь возникшими сложностями. Найдите тех, кто готов выслушать вас, посочувствовать, помочь советом или хотя бы просто отвлечь от негативных мыслей.
Общение с единомышленниками, которые сталкивались с похожими ситуациями, будет очень ценно. Оно поможет эмоционально перезагрузиться, восстановить силы, не чувствовать себя одиноким перед лицом конфликта с начальником.
Развивайте себя профессионально
Конфликты и постоянная критика со стороны начальства способны серьезно пошатнуть веру в себя и свои профессиональные возможности. Чтобы не допустить этого, очень важно продолжать развиваться в рабочей сфере.
Осваивайте новые навыки, полезные для карьерного роста. Посещайте профильные курсы и тренинги. Учитесь у более опытных коллег, наставников, менторов. Совершенствуйте имеющиеся компетенции, изучайте смежные области.
Такое непрерывное профессиональное развитие повышает уверенность в собственных силах и ценности как специалиста. Оно также открывает перед вами новые карьерные перспективы, повышая независимость от текущего начальства.
Обозначая свои профессиональные границы во взаимоотношениях с начальником-абьюзером, сохраняя при этом спокойствие и уважение, а также полагаясь на поддержку коллег, вы сможете отстоять свои интересы и права. А развиваясь профессионально, обретете большую независимость и уверенность в себе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание