Рубрики

Платежный агент: закон о деятельности

Платежные агенты играют важную роль в современной экономике, обеспечивая удобство оплаты товаров и услуг для граждан. Однако не все знают, как устроена работа платежных агентов и какие требования предъявляет к ним законодательство.

Основные понятия

Согласно Закону о деятельности платежных агентов No 103-ФЗ от 03.06.2009, под платежным агентом понимается организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей от физических лиц. Эта деятельность заключается в получении денежных средств от граждан для дальнейшей передачи поставщикам товаров и услуг в счет исполнения обязательств перед ними.

Также выделяют такие понятия, как:

  • оператор по приему платежей — платежный агент, внесенный в специальный реестр Банка России;
  • платежный субагент — организация или ИП, заключившие договор с оператором по приему платежей для осуществления этой деятельности.

Правовое регулирование

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность платежных агентов, является Федеральный закон No 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Этот закон устанавливает обязательные требования к платежным агентам, в частности:

  1. иметь договоры с поставщиками услуг, в пользу которых принимаются платежи;
  2. использовать специальные банковские счета;
  3. применять контрольно-кассовую технику;
  4. идентифицировать плательщиков и т.д.

Также следует отметить, что банки и некоторые виды НКО не могут выступать в роли платежных агентов.

Виды платежных агентов

Молодой бизнесмен оплачивает покупку через смартфон

Виды платежных агентов

Существует несколько разновидностей платежных агентов:

  • платежные агенты в сфере ЖКХ, которые принимают плату за коммунальные услуги;
  • банковские платежные агенты – принимают платежи в пользу банков через специальные устройства;
  • платежные агенты в розничной торговле – чаще всего это терминалы в магазинах;
  • интернет-эквайринг – для приема онлайн-платежей.

Особенности налогообложения

Деятельность платежных агентов облагается налогом на прибыль и НДС. При этом есть некоторые особенности исчисления НДС.

В частности, согласно статье 161 НК РФ, по операциям по приему платежей платежный агент выступает в роли налогового агента. Это означает, что НДС on исчисляется и уплачивается в бюджет платежным агентом за поставщика услуг.

Оплата картой через бесконтактный терминал

Требования к отчетности

Платежные агенты обязаны представлять отчетность в установленном порядке. В отчете указывается информация о принятых за отчетный период платежах с разбивкой по поставщикам услуг.

Отчетность платежного агента включает:

  1. Бухгалтерскую отчетность;
  2. Налоговую декларацию по НДС с указанием сумм НДС, исчисленного к уплате в бюджет;
  3. Расчет по страховым взносам в ФНС;
  4. Сведения о среднесписочной численности работников в ПФР.

Требования к договору с платежным агентом

Договор между поставщиком услуг и платежным агентом должен содержать следующие обязательные условия:

  • Порядок перечисления денежных средств платежным агентом;
  • Размер и форма вознаграждения, выплачиваемого платежному агенту;
  • Ответственность сторон за неисполнение условий договора.

Риски в работе платежных агентов

Деятельность платежных агентов сопряжена с определенными рисками как для самого агента, так и для его клиентов.

Риски для платежного агента

  • Невыполнение условий договора с поставщиком услуги и риск финансовых санкций;
  • Технические сбои платежных терминалов;
  • Мошеннические действия в отношении платежного агента.

Риски для клиентов платежного агента

  • Ненадлежащее оказание услуги по приему платежей;
  • Утеря персональных данных клиентов;
  • Хищение денежных средств клиентов.

Меры по снижению рисков

Для минимизации перечисленных выше рисков платежному агенту необходимо:

  1. Тщательно выбирать надежного партнера-поставщика услуг;
  2. Использовать сертифицированное оборудование;
  3. Обеспечить надлежащий уровень защиты персональных данных.

Поручение банку на перечисление средств

Платежный агент оформляет поручение банку на регулярное перечисление денежных средств поставщику услуги после вычета причитающегося платежному агенту вознаграждения.

Поручение банку на перечисление средств

Платежный агент оформляет поручение банку на регулярное перечисление денежных средств поставщику услуги после вычета причитающегося платежному агенту вознаграждения.

Реквизиты поручения

Поручение платежного агента банку на перечисление средств должно содержать следующие основные реквизиты:

  • Номер и дата поручения;
  • Наименование и номер счета платежного агента;
  • Наименование и номер счета поставщика услуги (получателя средств);
  • Сумма платежа;
  • Назначение платежа.

Порядок заполнения поручения

Поручение заполняется платежным агентом в двух экземплярах и подписывается руководителем или уполномоченным сотрудником агента. Один экземпляр передается в банк, второй остается у платежного агента.

Сроки перечисления средств

Средства должны перечисляться банком поставщику услуги в срок, указанный в договоре между платежным агентом и поставщиком. Как правило, это 1-3 рабочих дня после сдачи выручки в банк.

Комиссия банка

За перечисление денежных средств банком взимается комиссия согласно тарифам. Размер комиссии зависит от суммы платежа.

Комиссия банка

За перечисление денежных средств банком взимается комиссия согласно тарифам. Размер комиссии зависит от суммы платежа.

Оплата комиссии банка

Комиссию банка за перечисление средств может оплачивать как платежный агент, так и поставщик услуги. Этот вопрос должен быть прописан в договоре.

Отражение комиссии в отчетности

Сумма комиссии банка отражается платежным агентом в бухгалтерском и налоговом учете как расходы на расчетно-кассовое обслуживание.

Мониторинг платежей

Платежному агенту рекомендуется на постоянной основе отслеживать статус платежных поручений в системе "Банк-клиент" и контролировать своевременность зачисления средств поставщикам.

Ответственность банка

Банк несет ответственность в соответствии с законодательством в случае несвоевременного или ошибочного перечисления средств по поручению клиента.

Претензионная работа с банком

При выявлении нарушений со стороны банка платежный агент должен незамедлительно направить претензию. В претензии излагается суть проблемы и указывается требование о ее устранении.

Судебное урегулирование споров с банком

Если банк отказывается удовлетворять требования платежного агента по устранению допущенных нарушений, возможно обращение с иском в суд.

Смена обслуживающего банка

В случае систематических нарушений со стороны банка, платежному агенту имеет смысл рассмотреть вопрос о смене обслуживающей кредитной организации.

Риски при смене банка

Однако при смене обслуживающего банка возможны определенные сложности технического характера, которые необходимо учитывать.

Нарушение графика платежей

Может возникнуть ситуация, когда в процессе смены банка будут нарушены сроки перечисления средств поставщикам услуг. Это связано с необходимостью повторной интеграции с системами поставщиков.

Увеличение издержек

Потребуются дополнительные временные и денежные затраты на интеграцию с новым банком, переоформление договоров, обучение персонала.

Риск мошенничества

В переходный период увеличиваются риски мошеннических действий и хищения денежных средств, поскольку процедуры смены банка сложны для контроля.

Меры минимизации рисков

Чтобы снизить перечисленные выше риски, необходим тщательный анализ надежности нового банка-партнера и качественное планирование всех этапов процесса смены обслуживающей кредитной организации.

Анализ альтернативных вариантов

На первом этапе следует проанализировать несколько возможных банков и сравнить условия их обслуживания по ключевым параметрам: скорость проведения платежей, тарифы, удобство интерфейсов и т.д.

Тестовый период

Рекомендуется установить тестовый период для отработки взаимодействия с потенциальным новым банком перед полноценным переходом на его обслуживание.

График перехода

Необходимо составить поэтапный график осуществления перехода с указанием сроков и ответственных на каждом этапе.

Резервирование

На период переходного процесса рекомендуется предусмотреть резервирование каналов для приема платежей у действующего банка.

Чтобы снизить перечисленные выше риски, необходим тщательный анализ надежности нового банка-партнера и качественное планирование всех этапов процесса смены обслуживающей кредитной организации.