Рубрики

Бюджетная эффективность - это...

Когда разговор заходит об эффективности инвестиционных проектов, то априори за основу берется коммерческая логика, которая ищет выгоды от их реализации. Но при этом из поля зрения зачастую упускается возможная общественная польза. Как это исправить? Чтобы получить более полное представление о результате осуществленных проектов, было введено такое понятие, как бюджетная эффективность.

Общая информация

Не все инвестиционные проекты коммерчески выгодны для бизнеса. Часть из них при этом является общественно полезными. Показатели бюджетной эффективности используются для сравнения этих двух моментов и принятия решения, необходимо ли реализовывать проект. Самая лучшая ситуация – это когда он и полезен, и выгоден. Но так бывает не всегда. И очень часто приходится иметь дело с полезными проектами, которые, тем не менее, не являются прибыльными. Что делать в таких случаях? На помощь приходит сопоставление. То есть оценивается, имеет ли смысл вкладываться во что-то, стоит ли общественный эффект потраченных средств? Для государства ответ на этот вопрос является важным, когда рассматривается обоснование для поддержки определенного проекта. Во внимание берутся факторы, что дают определенные косвенные и перераспределительные эффекты. Причем это относится как к положительным, так и к отрицательным моментам. Часто факторы не учитывают рынок, но имеют существенное общее влияние.

Давайте рассмотрим небольшие примеры для каждой группы. В качестве положительных эффектов можно привести результаты образовательных проектов (нужно убирать за собой после того, как побывал на природе; как делать массаж сердца; личная гигиена). К отрицательным можно причислить ухудшение состояния природы и экологической безопасности. Косвенные эффекты – это те, что возникают за пределами осуществляемого проекта, пускай даже и с учетом рыночного взаимодействия. Например, искажение коммерческих оценок от общественной стоимости производимых продуктов и ресурсов. А это уже может привести к проблемам при формировании результирующего отчета (например, властью перед избирателями или другими инвесторами).

Как еще проводится оценка бюджетной эффективности?

эффективность бюджетных средств

Особенное внимание уделяется также перераспределительному эффекту. Они влияют на издержки и выгоды проекта. Все зависит от его направленности. В качестве примера можно привести:

  1. Дотации.
  2. Гарантии.
  3. Налоги, сборы, пошлины.
  4. Субсидии, трансферы, субвенции.
  5. Налоговые льготы.
  6. Социальные отчисления от зарплаты.
  7. Доходы от лицензирования и иных разрешительных мероприятий, конкурсов, тендеров.

Проекты, обладающие значительной общественной важностью, должны пребывать в центре внимания государства. Особенно необходимо отметить те из них, что соответствуют реализовываемой стратегии развития государственных институтов. Они должны обеспечиваться первостепенным вниманием. Но не следует забывать про эффективность бюджетных расходов. А как посмотреть на их результативность? Для этого необходимы показатели. Чему необходимо уделить внимание?

О показателях

оценка бюджетной эффективности

В первую очередь необходимо определиться с тем, какой уровень бюджетной активности наблюдается для конкретного проекта. Выбор здесь небольшой. Может быть государственный, региональный и муниципальный бюджет. В первую очередь необходимо рассмотреть следующие факторы влияния:

  1. Без/с субъектом РФ.
  2. Какой эффект от средств, что направляются на компенсирование части купонного дохода по облигациям, что эмитируются компанией для привлечения инвестиций.
  3. Влияние бюджета от участия в проекте (как пример – в уставном капитале).

Следует отметить, что уровень бюджета и вид участия влияет на методические различия, как правило, не значительным образом. Хотя здесь есть определенные сложности. Например, вычленение данных про потоки денежных средств, поступающих из бюджетных расчетов. Чтобы не уходить в теоретические абстракции, давайте будем использовать имеющиеся и реально применяемые документы. И в качестве таковых выберем Распоряжение ПМ от 29.04.2004 года № 838-РП. В этой методике рассматривается две формы расходов бюджета: кредиты и субсидии. Особенно рассматриваются в ней инвестиции, которые были совершены с использованием облигационных займов.

Чтобы рассчитать чистый дисконтированный доход рассматривалась весьма большая формула притоков денежных средств. А именно – сумма налога на прибыль, пошлин и сборов, арендной платы за землю и помещения, дивидендов (для тех лет, что подлежат перечислению согласно бизнес-плану), акцизов, а также платежи для погашения кредитов (но не всех). Хотя, следует отметить, что это в большем мере относится к локальной оценке поступлений. В общей практике распространена ситуация, когда состав несколько шире.

И это все?

Далеко не так. Кроме уже перечисленного, имеется типовой перечень оттоков бюджетных средств. Он схож с только что рассмотренным. А как же оценка бюджетной эффективности? Для конкретных проектов осуществляется ее уточнение. Следует помнить, что от структуры этих двух списков будет зависеть и состав используемых показателей. Например, если государство дало слово об обеспечении проекта, то будет применим индекс гарантийной доходности. Для расчетов показателей используются определенные, конкретные формулы.

Существенное влияние при этом оказывает закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Следует отметить, что у него есть довольно много критиков. Например, если затрагивать повышение эффективности бюджетных средств, то часто можно услышать мнение, что не нужно перебирать вслепую разработки из других стран. Необходимо ориентироваться на те условия и ситуацию, что существует у нас. Благо, сделать это не так уж и сложно, ведь в РФ с момента перестройки было выпущено миллионы юристов и экономистов, для которых оформить правильно все это не должно быть проблематичным. Имея такое множество кадров, несложно найти профессионалов своего дела, которые смогут выделить общественные акценты и улучшить эффективность бюджетных расходов посредством правовых и административных улучшений. Ведь если частный сектор с чем-то хорошо справляется, то зачем ему мешать?

О расходах и доходах

показатели бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность, если ее изучить более внимательно, не является чем-то целостным. При простейшем рассмотрении видно, что она формируется из доходов и расходов. Под первую категорию подпадают:

  1. Рента, направляемая в бюджет со стороны российских и иностранных предприятий, а также получаемые налоговые платежи.
  2. Поступления акцизов и пошлин, которые имеют отношение к ресурсам, используемым в инвестиционном проекте.
  3. Эмиссионный доход, полученный от выпуска ценных бумаг для реализации задуманного.
  4. Подоходный налог, направляемый в бюджет с заработных плат отечественных и иностранных работников, трудящихся над проектом.

Расходов, следует отметить, будет побольше. Список в данном случае выглядит таким образом:

  1. Средства, что идут на прямое финансирование осуществляемого проекта.
  2. Деньги, полученные в банковских учреждениях, которые будут компенсированы за счет бюджета.
  3. Выдача пособий для лиц, что потеряли работу из-за выполнения проекта.
  4. Бюджетная помощь на ценовые надбавки на топливо и энергоносители.
  5. Государственные и региональные гарантии рисков для отечественных и иностранных участников.
  6. Денежные средства, что выделяются на ликвидацию отрицательных последствий, что возникают из-за реализации проекта.
  7. Выплаты по ценным бумагам, которые являются государственными.

Это краткий перечень, который может меняться зависимо от определенных индивидуальных особенностей.

О бюджетных учреждениях

Когда разговор заходит о проектах, то на ум приходит реализация чего-то масштабного. Но это не всегда так. Может быть проект осовременивания родильного дома или создание отделения для недоношенных детишек. И в связи с этим становится актуальным эффективность бюджетного учреждения. Как оценивать результативность в сложных ситуациях, хотя бы с тем же родильным домом? Ведь если просто было проведено обучение и/или повышение квалификации, то это не обязательно значит, что ситуация улучшилась. Ведь может сыграть свою роль халатное отношение со стороны персонала к своим обязанностям. И тут уж, сколько новейшего оборудования не закупай, сколько обучения не проводи, если недоношенных детишек сразу будут списывать со счетов и не дадут шанса на жизнь, подключив к спасительным машинам, ситуация не поменяется. И эффективность бюджетных средств, выделенных на их спасение, будет, как говорят математики, стремиться к нулю.

Поэтому, при отслеживании результата, необходимо брать во внимание не только коммерческий, но и общественный фактор. Необходимо помнить, что, согласно Конституции, человеческая жизнь является наивысшей ценностью. Причем под этим понимается не только возможность функционировать, но и чтобы это происходило в достойных условиях. Комфорта никто не обещает, но относиться к человеку как отбросу никто не имеет права. Это одна из плоскостей для повышения эффективности бюджетных расходов. Хотя далеко не единая.

Как можно поспособствовать повышению бюджетной эффективности?

Этот вопрос особенно актуален в существующих кризисных условиях, когда российская экономика пребывает под давлением санкций и целого ряда иных негативных внешних факторов (например, невысокая цена на нефть). Из-за этого наблюдаются сложности с доходной частью бюджета, и приходится тратить сбережения двух последних десятилетий ужасающими темпами – всего за пару лет они просели в несколько раз. Поэтому данный вопрос актуален как никогда.

эффективность бюджетного учреждения

В первую очередь необходимо отметить потребность в создании условий и предпосылок для максимальной эффективности процесса управления государственными финансами. Но не следует забывать и о количественной стороне. То есть должна быть определенная совокупность результатов. И говоря про эффективность использования бюджетных средств, в первую очередь необходимо уделить внимание социальным последствиям. Не лишним будет и дооформить правовое поле, в котором приходится действовать. Так, к примеру, существует ст. 34 Бюджетного кодекса, в которой рассматривается эффективность и закреплен принцип результативности. Это хорошо, но часто встречаются жалобы на то, что понятия и определения прописаны недостаточно четко. Особенно это актуально для случаев, когда затрагивается бюджетная эффективность.

Что необходимо делать?

эффективность бюджетная

Предлагается сделать так, чтобы повышалась бюджетная эффективность программы, которая реализуется. Как этого сделать? В качестве одного из вариантов рекомендуют отказываться от сметного планирования. А выбор делать в пользу системы управления государственными финансами, которая работает по критериям результативности, используя множество различных форм контроля и оценки, будучи ориентированным на получение определенного эффекта. Благо, определенные подвижки в этом направлении есть. Так, в последних изменениях, принятых к бюджетному законодательству, акцент делается не на расходы, а на выполнение функций, не на контроль за тратами, а за выполнением заявленных результатов.

Полезна также тенденция расширения горизонтов планирования, когда внимание уделяется не только краткосрочной, но и среднесрочной перспективе. Посильную помощь в этом случае оказывает новая методология, что называется БОР – бюджетирование, ориентированное на результат. Так, она предусматривает распределение средств между объектами зависимо от результата. То есть сначала выделяются условно равные суммы. А затем, зависимо от полученного эффекта, происходит корректирование. Хотя на практике, конечно, внимание уделяется приоритетам и общественным ожиданиям.

Что есть сейчас?

повышение эффективности бюджетных средств

Осуществляемая политика обеспечивает планомерный переход на более высокий качественный уровень. Бюджетные услуги сейчас финансируются по заранее определенным каналам, и все необходимые средства направляются получателям для удовлетворения существующих нужд и потребностей. Существенно облегчает ситуацию повальная компьютеризация. Использование информационных технологий позволяет иметь оперативное представление о положении дел, быстро реагировать на потребности и принимать взвешенные решения, базирующиеся на точных и свежих данных. Все это позитивно сказывается на бюджетной эффективности.

Кроме этого, продолжается реорганизация учреждений, оптимизация сети получателей средств, нормативно-целевое финансирование. Хотя есть и существенные недостатки. В первую очередь необходимо вспомнить о довольно невысоком качестве управленцев и принимаемых ими решениях. Сейчас ставка делается на то, чтобы предоставлять ответственным лицам большую свободу решений. Также осуществляется работа по тому, чтобы избежать ситуаций, когда направляет финансирование один человек, а ответственность за использование средств несет другой.

Заключение

эффективность бюджетных расходов

В целом, тема бюджетной эффективности довольно интересная. И одновременно сложная. Изучить ее полностью только по теории – дело непростое. Ведь необходимо не только ознакомиться с цифрами и рассчитывать формулы, но и следить за фактическим исполнением проектов. Ибо на бумагах все может быть очень хорошо, тогда как в реальности вообще ничего не сделано. Что делать? Казалось бы, следует ужесточать контроль. Но часто результатом этого является только усугубление проблем или их выход на новый уровень. Поэтому необходимо сделать так, чтобы злоупотребления пресекались на системном уровне. Чтобы вообще не было возможности для них. А там, где это невозможно, следует обеспечить прозрачность выполнения всех операций, дабы каждый желающий мог зафиксировать злоупотребления и передать информацию о них в компетентные органы.