В государстве бюджетный период составляет финансовый год. Но временной отрезок, на который формируется смета расходов и доходов организации, может быть как меньшим, так и большим. Сроки, на которые устанавливается бюджетный период, имеют большое значение для организации управления компанией. Кроме того, этот временной отрезок в целом обуславливает эффективность процесса бюджетирования.
Выбор бюджетного периода
На различных предприятиях выбор бюджетного периода предопределяется спецификой деятельности компании, отраслью, к которой она принадлежит, организационными особенностями, общей системой управления процессами и другими внутренними и внешними обстоятельствами.
Согласно теории управления, главной целью планирования является создание таких условий деятельности компании, при которых она продолжительное время оставалась бы конкурентоспособной. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить прочность и устойчивость организации. Другой основной функцией является получение и последующая обработка информации, что позволяет задать правильные ориентиры для руководящего персонала, менеджеров среднего звена, а также мотивировать их на реализацию установленного плана и достижение поставленных перед компанией целей. Названные факторы обуславливают существование нескольких подходов в процессе выбора бюджетного периода. Каждый из них имеет свои характерные особенности.
Стратегическое планирование
Принципы стратегического планирования деятельности предприятия дают возможность установить задачи компании. В первую очередь это касается цели существования организации. Стратегический бизнес-план предприятия задаёт основное направление в выборе финансирования и производства продукции, повышения уровня продаж и захвата части рынка. Кроме того, в этом документе описывается общий вектор работы организации, который определяет вид деятельности. Другими словами, стратегическое планирование предопределяет предметно-производственную специализацию.
Наряду с этим, такого рода планирование определяет способы достижения поставленных целей. Основанием для такой стратегии являются долгосрочные прогнозы. В их анализе и разработке планирования принимают участие работники планово-экономического отдела, маркетологи, финансисты, специалисты производственной и технической служб. Отличительной особенностью такого плана является низкий уровень детализации. В нём в общем отражены основные параметры рынка и производства. Например, объём рынка по основным категориям товаров и услуг, а не реализация конкретной продукции.
Недостатки долгосрочного бюджетирования
В то же время необходимо отметить, что подготовка лишь долгосрочных программ развития, бизнес-планов и бюджетов, при отсутствии строгого бюджетирования на короткий срок, не создаёт условий для эффективного управления компанией. Такие планы становятся неактуальными, если процесс управления не сопровождается регулярными действиями, направленными на осуществление контроля выполнения поставленных задач.
Кроме того, необходимо учитывать, что макроэкономическая ситуация имеет свойство меняться. Особенно это чувствительно в долгосрочной перспективе. В такой ситуации на первое место выходят те факторы, которые не зависят от предприятия и его структурных подразделений. Среднесрочный бюджетный период — это то, что позволяет компании избежать серьезных негативных последствий макроэкономических изменений.
Среднесрочный бюджетный период
Концепция планирования на средний срок охватывает разработку мероприятий, направленных на реализацию стратегии, вырабатывание финансовой политики, создание бизнес-планов, в которых указываются источники для привлечения инвестиций. Кроме того, в них определяются векторы развития средств производства, указываются требования к сотрудникам, материальным и финансовым инструментам.
Формирование подробного плана производства продукции на основе оценки вероятного объёма продаж и в соответствии с производственными мощностями, а также создание смет для структурных подразделений предприятия составляют концепцию краткосрочного планирования.
Краткосрочный бюджетный период
На самом деле, бюджет организации на короткий отрезок времени представляет собой документ, обязательный для исполнения. Другими словами, он является своего рода основным законом для компании. Ответственность за планирование и осуществление бюджетных положений устанавливается организационно-регламентирующими документами. Но как существенные отступления от запланированных показателей, появление дополнительных расходов средств, так и экономия обязательно анализируются и аргументируются. Как правило, краткосрочный бюджетный период составляет 1-3 месяца.
В заключение необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективным вариантом является использование нескольких бюджетных периодов одновременно. Кроме того, бюджеты должны быть взаимосвязаны и направлены на реализацию текущих целей и стратегическое развитие предприятия.