Федеральным законом № 343 были внесены изменения в ФЗ № 208 и № 14. Корректировки коснулись части положений, регулирующих крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Изменены были их квалификация, порядок внутрикорпоративного согласования, раскрытия сведений о них. Кроме этого, корректировки коснулись способов защиты участников оборота, правил, по которым обжалуются крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Рассмотрим нововведения подробно.
Контролирующее лицо
В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 343, из критериев, по которым квалифицируется сделка с заинтересованностью для ООО, исключена аффилированность. Вместо этого термина введено понятие "контролирующее лицо". Данное нововведение существенно сузило круг субъектов, которые могут быть признаны заинтересованными. Дело в том, что "аффилированность" – понятие более широкое, нежели "контроль". Если первое предполагает влияние, то второе – способность определять решение о совершении сделки с заинтересованностью. Возможность выступать в качестве контролирующего лица сохранилась для членов совета директоров, коллегиальной структуры управления, единоличного органа, а также субъекта, имеющего право давать обязательные указания.
Специфика нововведения
Анализируя понятие "контролирующее лицо", легко заметить, что оно полностью дублирует аналогичный термин, присутствующий в Законе, регламентирующем рынок ценных бумаг. Законодатель в данном случае избрал путь формализации критериев, не рассматривая надзор в качестве основания для подконтрольности. По мнению экспертов, в правоприменительной практике в этой связи будут возникать разные затруднения. Стоит сказать, что с 2017 г., согласно законодательству, в целях нормативного регулирования сделок с заинтересованностью, муниципалитет, РФ или ее субъект не признаются контролирующими лицами.
Основания
Что такое сделка, в которой имеется заинтересованность? К данной категории могут быть отнесены договора, которые заключаются лицами, определенными нормами, их супругами, детьми, сестрами/братьями (полнородными и неполнородными), родителями, усыновителями/усыновленными либо подконтрольными им субъектами (организациями в том числе) с рядом специальных условий. В частности, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, признается таковой, если указанные лица одновременно выступают в качестве участников другого правоотношения. При этом они могут быть стороной, выгодоприобретателем, посредником, представителем. Это далеко не все критерии, по которым определяется сделка с заинтересованностью. Договор будет отнесен к данной категории и в том случае, если указанные субъекты занимают должность в управляющих органах юрлица, являющегося посредником, выгодоприобретателем, представителем при оформлении соглашения. Стоит сказать, что действующее законодательство не предусматривает для участников юрлица возможность устанавливать в уставе другие критерии. Соответственно, любая другая сделка не является сделкой с заинтересованностью, даже если она прописана в учредительной документации.
Оценка имущества
Правила определения денежной стоимости материальных ценностей также были изменены ФЗ № 343. С января 2017 г. порядок оценки не ставится в зависимость от количества участников. Основным критерием выступает публичность или непубличность фирмы. В последнем случае цена имущества, по отношению к которому заключается сделка с заинтересованностью АО, определяется большинством голосов в совете директоров. При этом законодатель устанавливает важное требование. У этих лиц должна отсутствовать заинтересованность в совершении обществом сделки. Что касается публичных образований, то дополнительно к указанному критерию добавляется обязательное соответствие ряду требований (83 статья ФЗ № 208). В уставе допускается установить необходимость получения большего количества голосов, чем предусмотрено в законе.
Нюансы
Если число директоров, не имеющих заинтересованности, а в публичном образовании – дополнительно соответствующих требованиям, заявленным статьей 83 п. 3 ФЗ № 208, будет недостаточным (составит меньше установленного уставом кворума), оценка имущества осуществляется единогласно членами совета. При этом во внимание могут не приниматься голоса выбывших членов. Это допускается в том случае, если в уставе не предусматривается, что оценка должна осуществляться по решению собрания, принятому по правилам одобрения сделок, в которых есть заинтересованность.
Исключения
В измененных ФЗ № 14 и 208 предусмотрено несколько обстоятельств, при наличии которых договор не может рассматриваться как сделка с заинтересованностью. Так, например, соответствующий режим не применяется к некоторым соглашениям, оформляемым в рамках обычной деятельности предприятия. Чтобы договор не выступал как сделка с заинтересованностью, объединение должно на протяжении продолжительного периода на подобных условиях вступать в аналогичные правоотношения. Проводя сравнительный анализ этого положения и пункта пятого 83 статьи ФЗ № 208 в предыдущей редакции, можно заметить важную особенность. До 2017 г. оформление таких договоров могло согласовываться с советом директоров только в определенных временных рамках – до следующего годового собрания. Важным отличием действующей формулировки выступает то, что условия соглашения в настоящее время следует сопоставить со всеми аналогичными договорами объединения, в заключении которых отсутствует заинтересованность. Еще одно важное требование новой редакции. Необходимо, чтобы соглашения оформлялись неоднократно на протяжении продолжительного срока.
Одобрение сделки с заинтересованностью
Согласие до заключения договора может быть получено от совета директоров или собрания акционеров. Законодательство определяет круг лиц, которые могут обратиться с соответствующим требованием. Это единоличный орган управления, члены коллегиальной исполнительной структуры, совета директоров или акционер, обладающий не менее 1% голосующих акций. Если согласовывается сделка с заинтересованностью для ООО, то доли обращающихся участников в совокупности должны составлять не меньше 1% от уставного капитала.
Возможные проблемы
Как отмечают эксперты, законодатель, устанавливая критерии, соответствие которым позволяет получить одобрение сделки с заинтересованностью, не определил сроки, в рамках которых указанные субъекты с момента уведомления могут требовать созыва собрания или совета директоров. Специалисты указывают, что возможны ситуации, когда положительный ответ будет получен уже после оформления договора. А в некоторых случаях решение об одобрении сделки с заинтересованностью может поступить после исполнения ее условий.
Общие правила согласования
Порядок, в соответствии с которым принимается решение об одобрении, различается для публичных и непубличных объединений. Согласие может давать общее собрание. В этом случае оформляется протокол. Сделки с заинтересованностью могут согласовываться и советом директоров. В любом из указанных случаев, однако, действует ряд правил. В первую очередь устанавливаются требования для содержания документа, согласно которому осуществляется одобрение сделки с заинтересованностью (образец акта представлен в статье). Кроме этого, от участия в обсуждении должны быть отстранены лица, связанные с оформлением договора. Соответственно, их голоса не учитываются. Исключение составляют ситуации, предусмотренные пунктом 4.1 83 статьи ФЗ № 208. Совет директоров должен принять решение большинством, если иное количество не закреплено уставом.
Квалифицированные требования
Возможность их установления предусматривается ФЗ № 208. Квалифицированные требования определяются самой организацией. Они закрепляются в уставе. При установлении квалифицированных требований должен также определяться кворум для проведения заседаний совета директоров, который, в свою очередь, должен состоять не менее чем из двух лиц. Если число субъектов, на утверждение которым представлена сделка с заинтересованностью (образец соглашения при этом по содержанию не отличается от обычного договора), меньше установленного уставом, она обсуждается акционерами.
Собрание участников
Законодательство предусматривает несколько случаев, когда акционерами согласовывается сделка с заинтересованностью. К ним относят ситуации:
- Когда в качестве предмета договора или нескольких взаимосвязанных соглашений выступает имущество стоимостью (по информации из бухгалтерской документации) 10% и больше от балансовой цены активов на последнее отчетное календарное число. Установление указанного минимального порога существенно либерализует порядок одобрения сделок. До утверждения изменений ФЗ № 343 согласования требовали договоры, стоимость которых больше 2%.
- Если сделка предполагает реализацию обыкновенных или привилегированных акций, которые составляют больше 2% от ранее размещенных, а также в которые можно конвертировать эмиссионные бумаги, если в уставе не установлено меньшее количество.
При этом предусмотрены правила для особых ситуаций:
- Если при заключении непубличным объединением договора, требующего согласия от общего собрания, все акционеры, владеющие голосующими акциями, будут признаны заинтересованными, а кто-либо из них требует одобрения, оно предоставляется большинством, участвующим в обсуждении. При этом право обратиться за утверждением соглашения должно быть закреплено уставом.
- Если при заключении договора все акционеры, которые владеют голосующими акциями, признаны заинтересованными, а в совершении сделки заинтересован сторонний субъект, утверждение соглашения осуществляется большинством, участвующим в обсуждении.
Указанный порядок рассматривается как исключение из общих правил.
Возможности непубличных объединений
Указанные общества подпадают под диспозитивное регулирование. В уставе объединения может закрепляться порядок согласования, отличающийся от того, который предусматривается в законодательстве. В учредительном документе также может определяться, что соответствующие нормы закона не применяются при осуществлении предприятием своей деятельности. Такие положения непубличного образования вносятся при его создании, а также в случае внесения изменений в устав. Соответствующее решение должно приниматься на общем собрании единогласно. Аналогичное правило действует и в случае исключения из учредительного документа тех или иных пунктов. Эксперты отмечают, что данная возможность является в определенной степени революционной. Применяя правило, акционеры по своему усмотрению могут единогласно исключить необходимость согласования сделки с заинтересованностью. Как указывают специалисты, эта возможность полезна в рамках семейного бизнеса, а также для экономически зависимых хозяйствующих субъектов.
Согласование в ООО
В случае формирования совета директоров процедура может включаться в его компетенцию. Соответствующее положение должен закреплять устав. Однако законодательство устанавливает ряд исключений. Они касаются сделок, цена которых или стоимость имущества в которых больше 10% балансовой ст-сти активов. Последняя определяется в соответствии с данными бухгалтерской отчетности на последний контрольный период. Решение об одобрении принимается большинством незаинтересованных директоров. Данное правило действует, если уставом не закреплена необходимость большего числа голосов. Решение могут принять и акционеры, также незаинтересованные в совершении сделки. На эти объединения также распространяется принцип диспозитивности. Как и в непубличных организациях, устав ООО может закреплять порядок согласования, отличный от установленного законодательством, или предусматривать неприменение соответствующих положений.
Выводы
Существенные изменения, которые коснулись сделок с заинтересованностью, таким образом, ориентированы на упрощение порядка согласования незначительных по стоимости договоров. Вместе с этим, акционерам и совету директоров предоставляются в настоящее время широкие возможности. В частности, они свободно по собственному усмотрению могут устанавливать порядок согласования, исключать необходимость одобрения сделок с заинтересованностью. Как отмечают эксперты, в целом нормативное регулирование может существенно облегчить деятельность холдингам. Действующие положения закона избавляют группы компаний от необходимости получать согласие при заключении договоров с участием дочерних фирм. В тех объединениях, в которых присутствуют акционеры (участники) с разными, нередко противоречащими друг другу интересами, где единогласного решения достичь не представляется возможным, процедура одобрения не стала комфортнее. В первую очередь проблему создает неопределенность оснований и сроков для предъявления требования управомоченными субъектами.
Признание недействительности
Для сделок, совершаемых с заинтересованностью, оспаривание регулируется правилами 174 статьи ГК (п. 2). Возбуждение производства осуществляется по иску объединения или его акционеров, во владении которых находится в общей сложности не менее 1% от голосующих акций. Указанные требования предусмотрены для АО. Что касается юрлиц с ограниченной ответственностью, то подать иск могут субъекты, владеющие не менее чем 1% от общего количества голосов всех участников. Стоит отметить, что новые положения ФЗ № 14 и № 208 не связывают возможность членов совета и акционеров оспорить сделку с заинтересованностью с фактом предъявления ими требования о проведении заседания для ее согласования. Это обстоятельство, по мнению ряда экспертов, влечет существенную неопределенность для объединений. Она выражается в первую очередь в возможности отсроченного оспаривания договоров.
Правила 174 статьи
Как указывает норма, сделка, которая заключена органом, действующим от имени юрлица без доверенности, в ущерб его интересам, может признаваться недействительной судом. Иск принимается к рассмотрению, если другой участник отношений знал или ему могло быть известно о явном вреде для компании или имели место факторы, свидетельствовавшие о сговоре либо иных совместных действиях виновного и второй стороны. В 84 статье ФЗ № 208 (п.1), а также ст. 45 ФЗ № 14 (п. 6) можно признать недействительность сделки, если она была заключена в ущерб интересам предприятия и доказано, что контрагент должен был знать или знал, что она является для компании договором, в котором присутствует заинтересованность, или о том, что на ее совершение отсутствует согласие. Вместе с этим последнее обстоятельство само по себе не может рассматриваться судом в качестве основания для оспаривания. Стоит отметить также отличие между соглашениями с заинтересованностью и крупными сделками. При оспаривании последних субъектам нет необходимости доказывать нанесение ущерба (причинения убытков, наступления прочих неблагоприятных последствий от заключения договора). Чтобы признать недействительность сделки с заинтересованностью, требуется подтверждение вреда, нанесенного интересам экономического субъекта.
Условия
Законодательство предполагает наличие ущерба, причиненного интересам общества при заключении соглашения, при соблюдении ряда требований. Ими являются:
- Отсутствие согласия на совершение либо последующее одобрение оспариваемой сделки.
- Субъекту, который обратился с иском, не была предоставлена информация, относящаяся к договору, по его требованию. Речь, в том числе, идет о создании препятствий для доступа к документам и прочим материалам, удостоверяющим, что соглашение не причиняет ущерба предприятию, заключено на условиях, которые существенно не отличаются от действующих на рынке и пр.
Если сделка с заинтересованностью была заключена при отсутствии одобрения на совершение, акционеры, во владении которых находится не менее 1% бумаг, или член совета могут обратиться к объединению с требованием предоставить сведения, относящиеся к ней. Данные должны быть получены в срок, не превышающий 20-ти дн. с момента принятия соответствующего заявления. Устанавливая данное правило, законодатель стремился обеспечить защиту указанных лиц. Однако, как считают эксперты, оно может спровоцировать существенную нестабильность в хозяйственных отношениях. Реализация этого правила может рассматриваться в качестве основания потенциальной возможности требовать одобрения на уже заключенный договор. По мнению юристов, целесообразно применить правила процедуры последующего согласования для того, чтобы исключить отрицательные последствия. Презумпция ущерба призвана стимулировать объединение в лице его управомоченных органов на надлежащее исполнение обязанностей, которые были возложены на них уставом, по своевременному предоставлению полной и достоверной информации о сделках, в которых присутствует заинтересованность.