Рубрики

Фактура: это что такое?

Действующее законодательство Российской Федерации крайне строго отслеживает налоговою деятельность организаций. В действительности с каждым годом становится все сложнее вести бухгалтерскую отчетность и контролировать правильность всех платежей и отгрузок. Наибольшая сложность в налоговом учете по-прежнему остается для предприятий в сфере торговли.

Как ведется учет в организации

Порядок ведения бухгалтерского учета зависит от многих факторов, таких как статус компании, принятая система налогообложения, вид осуществляемой деятельности.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, в обязательном порядке должны оформляться документами, которые называются первичными. Они составляются по введенным унифицированным формам по факту совершения операции или в момент ее совершения.

Формирование документов

Фактура - это

Проведение любой операции, для которой необходим вычет НДС, обязует организацию оформлять специальный документ, называемый счетом-фактурой. Это важнейший первичный документ. Он необходим для ведения хозяйственных операций между обеими сторонами сделки (то есть и продавцом товара, и его покупателем).

Таким образом, фактура - это единственный универсальный документ, подтверждающий, что товар был отгружен, работа проделана, а услуги оказаны.

Как правило, при отгрузках товара к данному документу прикладывается товарная или товарно-транспортная накладная (в случае если доставка происходит транспортной компанией).

Для чего нужен

Для подтверждения права на вычет по налогу на добавленную стоимость (НДС) необходимо предоставить фактуру. Таким образом, при совершении операции по реализации товара или услуги поставщик начисляет НДС путем выписки данного документа и регистрирует в книге продаж, а потребитель делает соответствующую запись в книге покупок. Это дает ему право применить возможность вычета по НДС.

На основании проведенных операций обеими сторонами сделки в конце отчетного периода ведется учет для подачи данных в налоговую декларацию. В результате организация рассчитывает общую сумму налоговых выплат в бюджет.

Проблемы бухгалтерии

В каких случаях не нужен

Данный документ требуется для организаций, деятельность которых облагается НДС. Так, например, компании работающие с Казахстаном, могут оформлять только 1 экземпляр счета-фактуры, так как покупателям не требуется подача данных по НДС.

фактура образец

Помимо этого, так как фактура - это документ, обязательный не для всех организаций, ведущих деятельность на территории РФ, ее могут не оформлять:

  1. Если товар не подлежит обложению НДС (например, беспошлинные товары, товары для реабилитации инвалидов, определенные медицинские средства).
  2. Если предприятие реализует товар в розницу за наличные деньги.
  3. Если организация находится на специализированном режиме налогообложения (ЕСХН, упрощенный или вмененный налог, различные патенты).
  4. По планируемой поставке получен аванс.
  5. Организация передает товар безвозмездно.

Пример возможности неоформления счета-фактуры - банк ежемесячно списывает денежные средства за оказываемые организации платные услуги. При этом он не обязан оформлять данный документ, так как данная статья расходов не облагается НДС.

Порядок заполнения

Процедура заполнения документа достаточно проста и унифицирована, однако у начинающих специалистов по первичной документации может возникнуть ряд проблем, которые при невнимательности приводят к фатальным ошибкам и визитам налогового инспектора.

Образец заполнения счета-фактуры:

Счет-фактура образец
  1. В начале документа необходимо указать дату заполнения и номер счета (по порядковому исчислению). Если происходит нарушение номера, санкций не последует, но особое внимание нужно уделять датам - документ оформляется либо в день совершения сделки, либо в течение 5 дней, следующих после нее.
  2. Обязательно особое внимание необходимо уделить реквизитам обеих сторон по сделке. Если будет допущена ошибка, исправлять необходимо во всех экземплярах. Не забывайте, что фактура - это отчетный документ, поэтому указывайте полное наименование компаний, юридический адрес, ИНН и КПП.
  3. Полная информация о грузополучателе и грузоотправителе.
  4. Затем обязательно необходимо упомянуть порядковый номер и дату заполнения платежно-расчетного документа (счет на оплату).
  5. В конце указывается валюта (согласно ОКВ), по которой производилась оплата.

Это первая часть документа. Далее следует заполнить основные сведения согласно совершаемой сделки.

Бухгалер в организации

Основные сведения по сделке включают:

  1. Объект (предмет) договора.
  2. Условные обозначения продукта по ОКЕИ (например кол-во штук или литров) и код продукции.
  3. Количество товара и цена за 1 единицу.
  4. Цены с налогом и без него. А также размер НДС, по которому совершается сделка.
  5. В конце (последние столбцы таблицы) добавляются сведения о государстве (для зарубежных стран), товары которого участвуют в сделке, и при необходимости номер таможенной декларации.

Подпись, подтверждающую действительность указанных данных, должен поставить руководитель компании и главный бухгалтер.

Счет-фактура в 1С

Если предприятие работает в 1С, то все документы должны проводиться в программе. При этом заполняется один из двух вариантов данного документа: либо выдача, либо получение фактуры.

Каждая из них подразделяется на несколько возможных вариантов.

Фактура, которая была выставлена компанией покупателю товара или услуги, может подразделяться в зависимости от вида на: аванс, реализацию товара/услуги, аванс комитента, корректировочный.

Фактура, которую компания-покупатель получила от поставщика/продавца, делится на следующие виды: на поступление, на аванс, на аванс комитента, а также возможный корректировочный счет.

фактура 1С

Мы рекомендуем вести бухгалтерию не на листочке и не в блокноте, а пользоваться специализированными системами. Как правило, данные программы автоматизированы и позволяют совершать гораздо меньше ошибок в бухгалтерском и налоговом учете.

Обычно подобные программы - это отдельная статья расходов для компании, а зачастую ее можно отнести и к постоянным расходам, ведь помимо покупки недешевого ПО, потребуются регулярные траты на обслуживание специалистом компании, поставляющей 1С. Однако данные программы гораздо дешевле и надежнее, чем услуги сторонних бухгалтеров, а вести в них налоговый учет значительно проще.