Рубрики

Искусственные земельные участки: федеральный закон

Земельные наделы представляют собой определенный фрагмент суши, земли, материка, то есть, являются неотделимыми частями внешней среды. Многие прибрежные страны стремятся получить больше суши за счет водных объектов. Это осуществляется посредством намыва и грунтовой подсыпки. В результате получается искусственно созданный надел земли.

Искусственные земельные участки: земельное право

Примеры искусственных объектов

К примеру, более половины части суши Голландии является польдером, то есть участком, образованным искусственно посредством осушки озер и болот. Острова Пальм в Объединенных Арабских Эмиратах – это архипелаг, состоящий из искусственных островов, площадь которых составляет 60,35 квадратных километров. В Японии новые территории создаются даже из прессованного мусора. Также планируется получить участок из коралловых ростков и признать его территорией, принадлежащей Японии.

Несмотря на то, что Россия – самая большая страна на планете, образование искусственных островов является актуальной и для нее. Это необходимо в приморских городах, характеризующихся плотной застройкой. Например, в СПб часть территории является насыпной. Для Сочи разработан проект намывного острова «Федерация», площадь которого составляет 250 гектаров. Таким образом, искусственные земельные участки – это актуальная тема в настоящее время. Поэтому таким важным является регулирование процесса их образования.

Создание искусственных земельных участков

Определение вчера и сегодня

В настоящее время главным правовым актом, который регламентирует порядок образования и освоения созданных подобных наделов, служит закон об искусственных земельных участках, образованных на водных объектах, расположенных в федеральной собственности, № 246-ФЗ. До того момента, пока он вступил в законную силу, определение данного участка содержалось в законе о морских портах в РФ № 261-ФЗ. При этом правительство изменило определение искусственных земельных участков.

В законе о морских портах под ним понимался надел, то есть фрагмент земной поверхности. Только последующее описание позволяло определить, что речь идет о рукотворном объекте. Действие данного закона имело ограниченный характер и относилось к строительству, а также к открытию и закрытию морских портов. В результате подобный участок изучался как территория, которая нужна лишь для создания инфраструктуры порта. Порядок самого образования в этом случае не затрагивался.

Искусственно созданный земельный участок

Территория или участок?

Промежуточным шагом для получения понятия, раскрытого в документе № 246-ФЗ, можно назвать определение, которое содержится в Пояснительной записке к проекту закона об искусственных земельных участках. Там с самого начала говорится о территории, а не об участке. От данной дефиниции впоследствии отказались из-за того, что Комитет госдумы негативно отозвался по поводу местного самоуправления, посчитав его применение неправильным. Причина этого объяснялась тем, что территория как таковая не может быть образована человеческим трудом.

В результате законодатель определил данный участок сооружением или объектом капитального строительства, который может быть признан участком земли при наличии требований, установленных законом. Из-за этого искусственный участок земли утратил характеристику неотделимого фрагмента земной поверхности. Определение приобрело более нормативный характер, так как участок может быть признан земельным, из чего следуют соответствующие правовые выводы.

В связи с чем возникают споры?

Хоть закон и появился, спорные моменты относительно искусственного земельного участка на водных объектах остаются. Например, некоторые теоретики считают, что само определение не является правильным, так как к земле относятся природные объекты, появившиеся без человеческого участия, а потому не могут быть образованы им.

Другие специалисты исходят из двойственной природы данных объектов, которые до введения в эксплуатацию признаются результатом капитального строительства, а после этого – участком земли. Но на самом деле, трудно назвать его и объектом капитального строительства. Например, в Пояснительной записке прямо указывается, что к этим участкам данное описание применяется не в общеупотребительном значении, закрепленном с Градостроительном кодексе. Безусловно, дефиниция искусственных земельных участков больше, чем «объекты капитального строительства». Основное значение в данном случае придается их незавершенному характеру.

Искусственный земельный участок на водном объекте

Объект капитального строительства

Давая такое название, законодатель, скорее всего, указывает на то, что объект – искусственный, технический, то есть не относится к природным. Но на него распространяются все положения земельных правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данное название было присвоено потому, что в гражданском и земельном праве отсутствуют нормы, которые бы регулировали режим данного объекта.

Разграничение понятий

Другие проблемы связаны с различием таких понятий, как «искусственный остров», «гидротехническое сооружение» и, разумеется, «искусственный земельный участок». Каждый из них является объектом, образованным человеком. При этом в некоторых законодательных актах данные понятия применяются как синонимы.

Закрепленного определения искусственного острова в законе нет. Но это словосочетание применяется в некоторых правовых актах. Так, в вышеуказанной Пояснительной записке говорится о том, что остров и участок не являются тождественными понятиями. Первый относится к виду сооружения. Но вот в ПП РФ № 44 о нем говорится лишь как об объекте капитального строительства. При этом не выделяется описание как о части суши. Ничего подобного не приводится и в СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения».

Не помогает в разграничении понятий и определение гидротехнического сооружения, которое приводится в законе о безопасности гидротехнических сооружений. В нем выделяются основные цели образования, например, защита от берегового разрушения, наводнений и так далее. Считалось, что эти цели помогут разграничить понятия. Однако на практике технология образования объектов является тождественной. Также на гидротехнических сооружениях могут располагаться здания для административного персонала и технических целей.

Получается, что разграничение является проблематичным на основе установленных норм. В связи с этим появляются и трудности на практике. Правда, можно отметить, что остров является сооружением, которое не обладает правовым режимом соответствующего участка, так же, как и в случае с гидротехническим сооружением.

Искусственно созданный земельные участки на водных объектах

Земли водного фонда

Определение, представленное в законе № 246-ФЗ, указывает на то, что искусственно созданный земельный участок образуется не с поверхности дна водного объекта, а с применением земель водного фонда. В ст. 102 ЗК РФ говорится, что к землям данного вида относятся такие, которые покрыты водами, а также заняты сооружениями, расположенными на водоеме. В ВК не содержится понятия поверхностных вод, но указывается о единстве их и покрытых ими земель в рамках береговой линии. В совокупности это составляет понятие поверхностных водных объектов. Получается, что поверхностные воды являются неделимым целым с покрытыми землями.

Однако при создании искусственных земельных участков данная связь утрачивается, и земли водного фонда переводятся в иную категорию. Согласно положениям закона о переводе земель и участков из одной категории в другую № 172-ФЗ, земли водного фонда и участки в их составе могут переводиться при прекращении наличия водных объектов, изменении границ, русла и других, в т. ч. образованных искусственных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством.

ФЗ об искусственных земельных участках

Способ создания

Приращение, как способ приобретения права собственности, не может применяться к искусственным земельным участкам. Земельным правом, в частности, законом № 246-ФЗ, указывается о его образовании. Поэтому способом появления собственности определяется создание. В соответствии со ст. 218 ГК РФ, собственником такого объекта является тот, кто его создал.

Мероприятия по образованию надела заканчиваются при подписании официальных бумаг, которые подтверждают соответствие участка техрегламентам, проекту, акту приемки. После этого объект вводится в эксплуатацию. В соответствии со ст. 14 закона ФЗ об искусственных земельных участках, такое разрешение – это и есть решение о переводе земель водного фонда в другие категории, а также установления видов разрешенного пользования надела. Если участок предполагается отнести к землям населенных пунктов, то после ввода его в эксплуатацию следует внести изменения в генпланы городов и поселений, а также в схемы планирования территории муниципалитетов в отношении изменения границ.

Постановка на учет

На кадастровый учет искусственный земельный участок ставится на основании закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ. После его ввода в эксплуатацию надел приобретает новый режим. Образование и эксплуатация данных участков представляет собой взаимодействие таких областей права, как земельное, водное, гражданское, экологическое и градостроительное.

Закон об искусственных земельных участках

Заключение

Регулирование должно осуществляться лишь в совместном использовании данных норм при реализации правоотношений. Это предполагает, что правовой режим должен регламентироваться посредством применения комплексного законодательства. Причем, кроме правовых норм, к нему относятся и отдельные положения, которые отражают специфические общественные отношения.

Необходимость искусственно созданных земельных участках на водных объектах в настоящее время является неоспоримым. Однако законодательно данный вопрос требует урегулирования, для чего специалистам в данной области предстоит большая работа как сейчас, так и в будущем.