В настоящее время таможенные тарифы считаются одним из ключевых инструментов внешнеторговой политики государства. Однако в последние десятилетия наблюдается тенденция ослабления их роли в системе регулирования импорта и экспорта. В современном мире лидеры развитых государств стремятся заключить друг с другом договоры, предусматривающие снижение таможенных тарифов. Несмотря на это, многие предприятия испытывают сложности с ввозом своей продукции на территорию других государств. Связаны эти проблемы с широким распространением мер нетарифного регулирования. По статистике, к началу 21-го в. около 14 % продукции, импортируемой Японией, странами ЕС и США, попало под ограничения. Рассмотрим далее особенности нетарифных мер регулирования внешней торговли.
Общие сведения
Меры тарифного и нетарифного регулирования применяются для защиты отечественных производителей. Эти инструменты различны по своей сути. Нетарифные меры регулирования внешней торговли не так прозрачны, как таможенные пошлины. Зачастую их используют произвольно, создавая тем самым неопределенность на международном рынке. Принимая это во внимание, ВТО ставит перед собой задачу провести тарификацию, предполагающую постепенный отказ от количественных ограничений. Вместо них планируется введение тарифов, обеспечивающих эквивалентную защиту.
Классификация
Каждое государство для поддержки своих производителей вводит единые меры нетарифного регулирования для других стран. Конкретные инструменты выбираются в зависимости от специфики деятельности зарубежного предприятия. В России основными нетарифными мерами внешнеторгового регулирования являются:
- Лицензирование.
- Квотирование.
- Технические ограничения.
- Добровольное ограничение вывоза продукции.
- Антидемпинговые меры.
Сегодня особую роль играют лицензирование и квотирование. Рассмотрим их специфику.
Квотирование
Эта нетарифная мера внешнеторгового регулирования предполагает установление лимитов на объем импорта. Лимитирование осуществляется посредством сезонных, индивидуальных, глобальных и других ограничений.
На долю глобальных квот приходится 2/3 всех случаев применения мер нетарифного регулирования. Это лимитирование предполагает установление ограничения на объем импорта в натуральных либо стоимостных показателях на конкретный срок. Общий размер допустимого количества поставок при этом по странам не распределяется.
Индивидуальная квота – мера нетарифного регулирования в отношении определенного государства или товара (либо производителя). При ее распределении во внимание принимаются встречные обязательства стран по импортированию продукции соответствующего субъекта внешнеэкономической деятельности. Они закрепляются в торговых соглашениях и выступают в качестве двусторонней квоты, основанной на договоре.
Сезонное лимитирование предполагает ограничение объема импорта в конкретное время года. Если временной период не учитывается, то ограничение принимает форму неконкретизированной квоты.
Квотирование как экономическая мера нетарифного регулирования направлена на приведение в соответствие платежных балансов и внешней торговли. С его помощью осуществляется управление спросом и предложением на внутренних рынках, обеспечивается исполнение международных обязательств, достижение взаимной выгоды в ходе межправительственных переговоров.
Лицензирование
Это еще одна весьма популярная мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Лицензирование – это процедура получения производителем/поставщиком специального разрешения или права на ввоз определенного количества продукции. В лицензии может закрепляться порядок вывоза или ввоза продукции.
В международной практике эта нетарифная мера таможенного регулирования считается временной. В основе ее применения лежит строгий контроль товарных потоков. Лицензирование вводится в тех случаях, когда необходимо ограничить нежелательный поток продукции.
Сегодня основными инструментами ограничения являются индивидуальная и генеральная лицензия. Последняя представляет собой разрешение предприятию импортировать определенные товары из указанных стран без ограничений по стоимости и объему. Генеральная лицензия является постоянно действующей. В некоторых случаях в ней указывают изделия, запрещенные к ввозу.
Индивидуальная лицензия представляет собой разрешение на совершение одной торговой операции с конкретным видом продукции (видов может быть и несколько, но товарная группа обязательно одна). В документе указываются сведения о его получателе, стране происхождения, стоимости, количестве товаров. Индивидуальная лицензия – это именное разрешение. Его нельзя передать другому импортеру. Кроме этого индивидуальная лицензия выдается на непродолжительный период (обычно не больше чем на год).
Одним из компонентов лицензирования является контингентирование. Оно представляет собой установление государственного, централизованного контроля над ввозом/вывозом за счет ограничения номенклатуры продукции в рамках стоимостных или количественных квот на конкретный период.
Добровольные ограничения
Эта мера нетарифного регулирования получила широкое распространение в начале 70-х гг. прошлого века. Добровольное экспортное ограничение – это установление квоты не страной-импортером, а государствами-экспортерами. Последние принимают на себя обязанность ограничивать поставки продукции в определенную страну.
Сегодня действует достаточно большое количество соглашений, предусматривающих добровольные ограничения поставок автомобилей, текстильной продукции, бытовой техники и пр. Разумеется, далеко не всегда ограничения вводятся экспортерами добровольно. Нередко решения о мерах нетарифного регулирования принимаются под влиянием угроз применить более строгие меры или вследствие политического давления.
По своей сути добровольные ограничения – это та же квота. Только вводится она не импортером, а экспортером, и последствия от ее применения отличаются более негативным характером, чем введение импортной квоты или тарифа.
Технические барьеры
Введение этой меры нетарифного регулирования предполагает установление особых требований к импортной продукции для обеспечения безопасности населения, защиты природы. Для преодоления технических барьеров субъекты внешнеэкономической деятельности должны соблюсти определенные таможенные формальности – нормы и стандарты, требования к маркировке, упаковке продукции, нормативы ветеринарного, санитарного контроля.
По своей сути указанные формальности являются необходимыми. Но их можно сформулировать так, что они или станут препятствовать товарному потоку или будут использованы для ущемления интересов отдельных стран.
Виды технических барьеров
В качестве мер нетарифного регулирования могут применяться запреты или ограничения импорта материалов и товаров, загрязняющих природу. К ним, к примеру, относятся каменный уголь, ядохимикаты, нефть с высоким уровнем серы.
Технические барьеры могут устанавливаться в отношении промышленного оборудования, транспорта, прочих видов товаров, эксплуатация или использование которых может привести к загрязнению воздуха.
Кроме этого предусматриваются специальные требования к качеству продукции. Они направлены на защиту потребителей от дефектных товаров, способных причинить ущерб здоровью. Они устанавливаются в первую очередь в отношении бытовой техники, лекарственных средств, медтехники, детских товаров, пищевой продукции. Во многих странах предусмотрены санкции для поставщиков, не исполняющих обязанность по информированию потребителей о рисках, связанных с использованием импортной продукции.
Стимулирование экспорта
Защита отечественного производителя может осуществляться не только введением ограничений и запретов для зарубежных предприятий. Одновременно государство может разрабатывать программы по стимулированию экспорта. В качестве одной из форм поощрения вывоза продукции выступают экспортные субсидии. Они представляются собой финансовые льготы, с помощью которых предприятия могут расширить объем вывоза. Экспортные льготы позволяют реализовывать продукцию на внешних рынках по стоимости ниже той, которая установлена на внутреннем рынке.
Субсидии могут быть прямыми либо косвенными. В первом случае предполагаются выплаты производителю при выходе на внешние рынки. Во втором случае вводится льготное налогообложение, страхование, кредитование и пр.
Специфика отраслевой защиты производителей
Даже в самых экономически развитых странах практикуется жесткая политика аграрного протекционизма. Как показывает статистика, в благополучных западноевропейских государствах таможенные тарифы на ввозимые сельскохозяйственные товары выше, чем в РФ.
На стадии создания и на протяжении первых лет функционирования ГАТТ – соглашения, призванного обеспечивать либерализацию международной торговли, – государства-участники договорились, что аграрный сектор будет находиться за рамками сферы его действия. Во всех прочих случаях при возникновении противоречий между национальными интересами или законодательствами и общепринятыми торговыми нормами страны-участницы будут стремиться к компромиссу.
В итоге за пределы свободной (с определенными оговорками) международной торговли вышло множество отраслей и видов продукции. Некоторые из них были поддержаны посредством ограничений и субсидий, но на непродолжительное время, необходимое для адаптации отечественными предприятиями к условиям внешнего рынка и перестройки своей структуры. После этого началась открытая конкуренция в рамках так называемого воспитательного протекционизма.
Самой защищенной отраслью считается сельское хозяйство. Оно получает большие дотации даже в государствах с благоприятными природными условиями, жестко ограничивается импорт, субсидируется экспорт.
Демпинг
Он предполагает реализацию продукции на внешнем рынке по стоимости, существенно ниже нормальной цены, установленной на внутреннем рынке.
Демпинг может обусловливаться, во-первых, внешнеэкономической политикой государства, предусматривающей субсидирование экспортеров. Кроме этого такая мера может вводиться в рамках монополистической практики. Речь о ситуациях, когда экспортер, являющийся монополистом на своем внутреннем рынке, максимизирует доход при неэластичном спросе и повышает цены. При этом на внешнем рынке при эластичном спросе предприятие для достижения того же результата расширяет объемы реализации и снижает стоимость продукции. Дискриминация такого вида возможна при сегментированном рынке, когда выравнивание цен осложняется за счет перепродажи продукции из-за установленных ограничений или высоких расходов на транспортировку.
Антидемпинговые меры
Они предполагают взимание с предприятия-экспортера компенсаций за ущерб, причиняемый национальному производству. Возмещение осуществляется посредством выплаты дополнительной пошлины. Констатация демпинга осуществляется на основе двух критериев: стоимостного (ценового) ущерба и экономических потерь.
Ставка дополнительной пошлины определяется в каждом случае индивидуально. Она вводится неавтоматически – взимание производится после расследования случая и установления фактического размера экономических потерь.
Во многих странах для предупреждения экспортеров о возможных строгих санкциях вводятся так называемые временные пошлины. Если субъект внешнеэкономической деятельности не воспринял предупреждение, против него вводятся постоянные пошлины. Их применение влечет серьезные потери вплоть до ухода с рынка.
Вместе с антидемпинговой политикой могут вводиться и другие протекционистские меры. Так, например, при определенных условиях экспортер может быть вынужден принять на себя обязательство соблюдать минимальный уровень цен ("нормальную стоимость") или ограничить объем поставок.
Экономические санкции
В качестве крайней формы ограничения государством внешнеторговой деятельности выступает эмбарго. Оно представляет собой запрет на ввоз/вывоз определенного вида продукции. Введение эмбарго обусловливается, как правило, политическими причинами. Стоит сказать, что экономические санкции могут быть и коллективными. Такие меры вводятся, к примеру, по решению ООН.
Заключение
Безусловно, каждое государство стремится обеспечить надлежащую экономическую защиту своим предприятиям. Однако политика протекционизма должна быть адекватной. В противном случае принятые меры не только не обеспечат защиту производителям, но и повлекут значительный экономический ущерб. В связи с этим при выборе тех или иных инструментов необходимо тщательно проанализировать ситуацию на внешнем рынке, оценить вероятные риски.