Рубрики
...

Неотложные следственные действия - это что такое?

УК рассматривает дознание как одну из форм активности при расследовании произошедшего случая. В рамках неотложных следственных действий дознание представляет собой форму исследования ситуации с целью быстрого и точного осуществления правосудия. Это явление характерно для выяснения обстоятельств дел, проходящих в уголовных отделах правоохранительных инстанций. Официальная классификация такой деятельности – процессуальная форма расследования. Решения, которые принимают лица в ходе мероприятий, должны удовлетворять требованиям УПК, действующим в настоящий момент.

Производство неотложных следственных действий

Организация работы – залог успешного результата

Чтобы в рамках неотложных следственных действий дознание было максимально результативным, необходимо уметь организовать рабочий процесс с наивысшей степенью эффективности. Ответственность за это возложена на руководящий состав правоохранительной инстанции, контролирующий подчиненный состав, все дела в ведении отделения. Руководство должно особенно четко отслеживать ситуации, требующие предварительного тщательного исследования. Право на возбуждение таких дел в общем случае принадлежит следователям.

Оперативность производства неотложных следственных действий, дознания – залог обнаружения доказательной базы. Быстрота реакции госорганов, ответственных за предварительные мероприятия по выявлению полезной информации, позволяет эффективно закрепить все важные сведения. На основании этой базы можно понять, кто виновен в совершенном правонарушении, а значит, изобличение преступника потребует меньше времени. Цель неотложных мероприятий – минимизация временного промежутка, разделяющего совершение противоправного деяния и официальное оглашение приговора виновному.

Что предпринять?

Проведение неотложных следственных действий допускается, если обнаружены такие признаки нарушающего законы деяния, которые требуют соответствующей меры. Полный перечень, равно как и сам официальный процедурный порядок, описаны в 146-й статьей актуального УПК. В соответствии с регламентом этого норматива, ответственный госорган начинает уголовное дело, в рамках которого и организуются неотложные действия по исследованию ситуации. Как правило, нужда в таких действиях обусловлена невозможностью для следователя по объективным причинам начать официальное задокументированное изучения случая в скорейшем времени. Следователь, открывающий дело, неподследственное для него, становится инициатором неотложных мероприятий. В его сфере обязательств – передача такого дела прокурору, чтобы далее изучение обстоятельств было организовано в соответствии с официальным регламентом.

Неотложные следственные действия: дознание

Производство органом дознания неотложных следственных действий наблюдается, если дознаватель инициирует дело в соответствии со статьей УПК, при этом уровень тяжести оценивается как небольшой, а дальнейшее развитие ситуации показывает, что конкретный случай находится в ведении иного дознавательного органа. В такой ситуации должностное лицо обязано передать дело в адрес прокурора, который направляет документацию в отдел, отвечающий за такую категорию правонарушений.

Официальная терминология

В соответствии с УПК неотложные следственные действия – важное понятие, упоминаемое в этом сборнике нормативных актов не менее четырех десятков раз. В то же время четкого однозначного официального определения в действующем законодательстве не сформулировано. Юристы оценивают это как инициативу законодателя представить рассматриваемую категорию действий как подвид процессуальной активности. Если обратить внимание на информацию, опубликованную в 86, 87 статьях, можно понять, что основная задача такого мероприятия – сбор данных о случае с последующей проверкой доказательной базы. При этом процессуальная активность – существенно более глубокое, обширное явление, нежели неотложные мероприятия.

Дознание как неотложные следственные действия предварительного следствия представляет собой выявление максимально актуальной информации сразу по мере поступления данных о совершенном правонарушении. В обывательской среде это обозначается интуитивно понятным выражением «по горячим следам». В рамках такой активности правоохранительные госинстанции могут пресечь преступление даже в процессе совершения, если для этого достаточно времени. В противном случае цель защитников правопорядка – поиск преступника, едва только противоправное деяние совершено. При этом подозреваемые задерживаются, в ответственные лица производят положенные установленным порядком мероприятия. В рамках активности необходимо обнаружить максимальное количество доказательств, обеспечить меры по сохранности объектов, закреплению доказательной базы.

Что можно делать?

Понятие неотложных следственных действий предполагает такую активность, права на которую есть у дознавательного госоргана. Проводить подобные мероприятия можно только в том случае, когда особенности уголовного дела это допускают с учетом декларированного законом. Должностные лица фиксируют следы произошедшего противоправного деяния, официально выявляя его, ищут доказательства, закрепляют их, изымают для последующего изучения. Об этих мерах гласит девятнадцатый пункт пятой статьи принятого в нашей державе УПК.

Нормативы, которым подчинены следственные инстанции наших дней, несколько отличаются от правил, действовавших ранее в РСФСР. Современными законами хоть и оговорен порядок неотложных следственных действий, но нет четкого абсолютного списка действий, допустимых в рамках такой активности. Если анализировать буквальное объяснение понятия, можно прийти к выводу, что к неотложным при определенной точке зрения можно причислить любые действия следователей.

Срок неотложных следственных действий

Оценивая корректно

Так как исчерпывающего перечня неотложных следственных действий в УПК не приведено, необходимо анализировать мероприятия на присущие им критерии, выявляя, есть ли среди них неотложность. Таковая основывается на вероятности потери, трансформации доказательств. Если есть предположение, что совершившее преступление лицо может скрыться, оно является базой для проведения неотложных мероприятий. Законами отрегулирована необходимость максимально быстрого прибытия для исследования места событий, трупа, проведения допроса и обыска лица, подозреваемого в совершении противоправного деяния. Для корректного ведения дела требуется срочное освидетельствование.

В общем случае юристы говорят, что медлить с реализацией неотложных следственных действий по уголовным случаям не стоит, если есть серьезные основания предполагать, что скорейшее прибытие на место событий позволит получить больше сведений, нежели простой допрос, скажем, гражданина, чьи интересы, права были ущемлены. Если ситуация сопровождается нанесением матущерба, важно в самом начале ведения дела сформулировать план восстановления. Обычно для этого обыскивают подозреваемого, арестовывают принадлежащее ему имущество. Можно написать поручение в ответственные за дознание госорганы с целью поисковых мероприятий.

Всему свое место

Хотя производство неотложных следственных действий во многих случаях является необходимой частью следствия, оно не может заменить собой все предварительные мероприятия по выяснению обстоятельства дела. Ответственный за процедуру дознания госорган не может организовать прочие исследования в рамках случая, кроме неотложных, нельзя заниматься процессуальной активностью, способной скорректировать результаты изучения данных. Нельзя реализовывать в рамках неотложных мероприятий такие действия, которые законом отнесены в сферу ответственности следователя и никому (за исключением этого должностного лица) не даны.

Понятие неотложных следственных действий

Рассматривая примеры, какие следственные действия неотложными не являются, необходимо упомянуть:

  • формулировку обвинения;
  • выбор пресечения;
  • прекращение уголовного производства;
  • приостановление исследования случая;
  • написание заключения.

Теория и практика

Рассматривая производство неотложных следственных действий, необходимо уделить внимание тесно связанному с ним понятию процессуального действия. К числу таких принадлежат, как видно из 32-го пункта пятой статьи действующего УПК, активности, принимаемые судом, следствием и рядом иных госструктур.

Ответственный за процедуру дознания госорган, проводящий неотложные следственные действия, имеет возможности, преференции, благодаря которым можно организовать оперативные мероприятия, розыск. А вот у конкретного дознавателя прав на подобную инициативу нет. Возможность организации определенных мер для выявления обстоятельств по конкретному случаю строго нормирована действующим законодательством.

Возможности и правила

Проводя неотложные следственные действия, ответственный за процедуру дознания госорган выбирает лицо, которому вменяется в обязательства проведение оперативной деятельности, розыска. Для этого выбирается дознаватель. Решение в пользу конкретного должностного лица принимает начальник структуры. Этот факт декларирован первой частью принятой под 41-м номером статьи УПК. Законами установлено, что полномочия не могут быть доверены лицу, которое ранее уже проводило розыск, оперативные мероприятия в рамках того же дела либо уже назначено за них ответственными и проводит в настоящий момент.

Среди прав, данных дознавателям действующими законами относительно неотложных следственных действий, особенное внимание стоит уделить возможности организации следственных действий, иного рода процессуальных. У должностного лица есть привилегия принятия соответствующих решений. Впрочем, есть и исключения – это прямо указанные в УПК ситуации, требующие предварительного согласования запланированных мер, выводов с начальником отделения. В ряде случаев требуется санкционирование, одобрение прокурором, судебной инстанцией.

Срок производства неотложных следственных действий

Надо – значит, надо

Если случай таков, что неотложные следственные действия предполагают организацию оперативных мероприятий, розыска, можно организовать встречу должностного лица ответственного за дознание органа и подозреваемого по происшествию. Для этого необходимо сперва обратиться к дознавателю за получением разрешительной официальной документации. Ответственность за оформление такого письменного разрешения несет дознаватель, ведущий делопроизводство по конкретному случаю.

Нужно и обязательно

Действующее законодательство содержит нормативы относительно компетенции дознавательных структур. При этом в расчет берется оценка функциональности госоргана, подследственность с учетом предмета, персон, применимых к ним правил. Особенного внимания заслуживает статья УПК, изданная под номером 157, а именно, ее четвертый и пятый пункты. Из них следует, что оценка компетенции обязывает обратить внимание на место, где противоправное деяние было совершено.

Входящие в структуру ОВД дознаватели вправе организовать неотложные исследования по делам, подпадающим под УПК, если таковые – в сфере ответственности следователей ОВД. Современные законы во многом отражают и нормативы принятого еще в РСФСР закона, посвященного работе милиции и декларировавшего, что криминальный отдел этой структуры имеет право организации неотложных мероприятий. Если объект преступления связан с противоречащим правилам оборотом психотропных, способных спровоцировать наркотическое опьянение веществ, ответственность и права по организации неотложных мероприятий возлагаются на дознавателей структуры, связанной с такими веществами. Если преступление оценено по второму пункту второй части 151-й статьи УПК, обязанность организации дознания возлагается на госорганы федбезопасности. Определенные преступления берет на себя таможенная правоохранительная структура.

Особенный случай

Специальные права даются командирам военчастей, подразделений в составе военсил державы, начальникам учреждений, военгарнизонов. Их сфера ответственности – проведение неотложных мероприятий в рамках исследования обстоятельств подпадающего под УПК случая, по которому подозреваемым проходит военный или гражданин, оказавшийся на военсборах. Ответственность за неотложные мероприятия возлагается на эту группу начальников, если в качестве подозреваемого – некто из числа гражданского персонала ВС, иных войсковых формирований, военорганов. Основное условие – исполнение обязательств по службе, сопряженное с совершением противоправного деяния. Придется рассматривать и все те случаи, когда событие произошло с участием перечисленных категорий граждан в части, гарнизоне, военучреждении, военсоединении.

Перечень неотложных следственных действий

Отдельный вопрос – УИС. Начальники госорганов, учреждений этой системы отвечают за организацию неотложных мероприятий в рамках следствия, связанного с возбужденным по УПК делом, если преступное деяние было совершенно против служебного порядка. Указанная категория лиц имеет право организации неотложных мероприятий, если правонарушитель – сотрудник госоргана, госучреждения в их сфере подчинения, а также иное лицо, совершившее противоправное деяние в границах госоргана, учреждения, за которое отвечает обозначенный управленческий персонал.

От обязанностей не уйдешь

Есть определенная категория лиц, напрямую в законе не указанная, но располагающая правами на организацию неотложных действий и обязанная заниматься этими вопросами при выявлении противоправного поведения некоторого гражданина. Речь идет о должностных лицах, не включенных в структуру дознавательных органов, но имеющих соответствующие полномочия при выполнении ряда условий.

УПК относит к таким специализированным категориям капитанов кораблей, курсирующих по рекам и открытому водному пространству, если совершается дальнее плавание. Их сфера ответственности – противоправное деяние, произошедшее на конкретном судне. Если событие случилось в период зимовки группы, проводящей разведывательные, геологические работы, тогда ответственность за неотложные мероприятия возлагается на руководителя. Применительно к преступным событиям, выявленным в пределах консульских учреждений, представительств нашей державы в иных государствах, право на организацию первичного изучения дается главе такого учреждения.

Что делать?

Указанные категории лиц в упомянутых условиях могут инициировать уголовное дело и организовать по нему неотложное исследование в рамках следствия. Важно незамедлительно поставить в известность прокурора. Все материалы по случаю, постановление, официально декларировавшее возбуждение дела, следует направить прокурору, как только для этого появляется возможность. Такое условие содержится в четвертой части статьи УПК, изданной под 146-м номером.

Проведение неотложных следственных действий

Как и когда?

Срок производства неотложных следственных действий – довольно спорный момент, как следует из действующих законов, поскольку четкого окончательного определения в настоящее время не представлено. К числу неотложных следует относить мероприятия, которые ответственный за дознание орган проводит сразу, едва только дело возбуждено. При этом учитывается такой факт: для выявления справедливости важно провести предварительное расследование, но задержка по времени может стать причиной потери ценной информации. Неотложные мероприятия позволяют вовремя исследовать и закрепить важные факты.

Если проанализировать 157-ю статью УПК, из нее можно выявить, что присутствие преступных признаков, указанных в этом правовом документе, допускает и обязывает проводить дознавательные предварительные мероприятия в срок до десяти суток с момента старта уголовного дела. По истечении этого временного промежутка орган дознания, проявивший инициативу и взявший на себя исследование ситуации, обязан перенаправить всю документацию по делу в адрес руководителя органа следствия.

Законы: применяем на практике

Указанный срок неотложных следственных действий дается на организацию незамедлительных мероприятия, необходимых для последующего успешного определения всех особенностей ситуации. В рамках такой инициативы ответственный орган, должностное лицо принимают обязательные меры, откладывать которые категорически недопустимо, в противном случае высока вероятность затруднения выявления справедливости либо полное исключение такой возможности.

Важно помнить о необходимости соблюдения сроков неотложных следственных действий, если активность правоохранительных структур направлена на предупреждение противоправного деяния. Корректный подход к ситуации, позволяющий не затягивать время, дает возможность перехватить злоумышленника раньше нанесения вреда гражданам и имуществу или поймать его в момент совершения проступка. Есть вероятность, что следователь, если таковой уже ведет случай, не имеет возможности лично начать расследование. Причины для этого должны быть строго объективными: географическое удаление, проведение исследования иного места в рамках другого изучаемого случая. Оценивают, насколько высока вероятность, что виновники скроются с места событий.

Всему свое время

Уже не раз опытные правоведы обращали внимание, что именно правильно и оперативно организованные неотложные действия позволяли собрать необходимые доказательства и раскрыть противоправный поступок с точным определением виновных и выявлением меры их вины.

Какие неотложные следственные действия

Ранее действовавший нормативный акт (еще в период РСФСР) допускал в качестве неотложных только ограниченный набор активностей дознавателя. К числу таких мероприятий относились исследование места, освидетельствование, работа с подозреваемым (выемка, обыск, допрашивание, задержание), со свидетелями и персонами, чьи права и интересы были ущемлены (допрос). При организации мероприятий нужно учитывать некоторые особенности. К примеру, пострадавшие, свидетели со временем забывают точные детали происшествия, поэтому важно получить от них сведения как можно быстрее. Более того, есть возможность переезда, полной потери связи с человеком, что станет причиной информационного пробела для следствия. Нередко тут речь идет даже не о десяти сутках, а о часах и минутах.