Рубрики

Международная классификация услуг

Расширение сферы товарно-денежных отношений способствовало не только развитию оборота продукции, но и услуг. На протяжении длительного периода эти два сектора существовали как одно целое. Услуги способны удовлетворять потребности людей. В этом их сходство с производимыми продуктами. В мире действует международная классификация товаров и услуг. Она представляет собой упорядоченную систему существующих в большом количестве категорий. При том что услуги и товары обладают общими характеристиками (ассортиментом, стоимостью, качеством), первые имеют свою специфику. Это со временем привело к разграничению этих категорий на относительно самостоятельные сферы. Рассмотрим далее, как осуществляется классификация рынка услуг. классификация услуг

Терминология

Несмотря на то что сфера услуг постоянно расширяется, усиливается ее роль в экономике, в науке все еще не выработано общепринятое определение этой категории. По мнению некоторых ученых, под ней следует понимать особую потребительскую стоимость, являющуюся следствием труда, выраженную не в виде вещи, а в качестве определенной деятельности. С точки зрения маркетинга, услугой считается большое разнообразие коммерческих занятий. Она представлена в качестве объектов продажи в форме удовлетворений, выгод или действий.

Также услугу можно рассматривать как любое мероприятие или благо, которое одна сторона предлагает другой. Оно неосязаемо и не приводит к завладению чего-либо. В течение последних нескольких лет распространение получило определение, которое дал американский эксперт Хилл. По его мнению, услугой считается изменение состояния товара либо лица, которое происходит в результате активности другого экономического субъекта по предварительному согласию первого. Такая трактовка позволяет рассматривать понятие как конкретный итог полезной деятельности. Экономическая выгода делает услугу, таким образом, предметом торговли.

Основные категории

Классификация товаров и услуг предполагает определенное разделение всех категорий по конкретным критериям. К обслуживанию, в частности, относят:

  1. Государственный сектор. В него входят ссудные кассы, суды, биржи труда, пожарная охрана, полиция, военные службы, школы, почта, органы регулирования.
  2. Некоммерческий частный сектор. К нему относят больницы и фонды, церковь и благотворительные фонды, музеи, колледжи.
  3. Коммерческий сектор. В его составе присутствуют:
  • банки;
  • отели;
  • компании по компьютерному обслуживанию;
  • юридические фирмы;
  • консультативные компании по управленческим вопросам;
  • частнопрактикующие врачи;
  • страховые агентства;
  • фирмы по ремонту сантехники;
  • агентства недвижимости;
  • авиакомпании. классификация услуг торговли

С развитием предпринимательской деятельности возникают новые службы. Так, сегодня работают компании, оказывающие помощь по сбалансированию бюджета, поиску жилья, планированию участия в совещаниях и конференциях, обработке необходимых данных, в предоставлении временных секретарей и так далее.

Разделение деятельности

Одной из важнейших практических и теоретических проблем, возникающих в ходе анализа сферы сервиса, выступает вопрос ее структурирования и классификации. Разработка соответствующих критериев направлена на выявление и отбор основных типологических признаков. Эти параметры способствуют разбиению категорий по группам, направлениям. Разнообразие характеристик сервисного сектора, смещение в ту либо другую сторону функциональных акцентов привели к тому, что стали возникать различные классификации как в России, так и за ее пределами. Сервисный сектор включает в себя множество категорий. Классификация сферы услуг способствует лучшему пониманию исследуемого явления, позволяет определять отличительные черты каждой деятельности, выявить специфику управленческих методов.

Подход Ловелока

Способ, по которому осуществляется классификация услуг в данном случае, предполагает их разделение по направлениям и осязаемости. Таким образом, действия подразделяются на:

  1. Осязаемые, направленные на человеческое тело. К этой категории относят: пассажирский транспорт, здравоохранение, парикмахерские, общественное питание, салоны красоты, спортивные учреждения.
  2. Осязаемые, направленные на физические объекты. К этой группе относят охрану, обслуживание и ремонт оборудования, ветеринарные и бытовые услуги, грузовой транспорт.
  3. Неосязаемые, направленные на человеческое сознание. В эту категорию входят радио, образование, кино, ТВ, информационный сервис, музеи, театры.
  4. Неосязаемые с такими же активами. В эту группу входят банковские, юридические, страховые, консультационные услуги, а также операции с акциями. классификация видов услуг

Отраслевой метод

Понятие классификации в общем смысле предполагает распределение предметов, терминов и явлений по отделам, разрядам, видам, в зависимости от общих признаков. Выявление критериев базируется на стоимостных, качественных характеристиках общей совокупности объектов. В соответствии с отраслевым подходом, классификация услуг включает в себя:

  1. Транспорт.
  2. Услуги госуправления.
  3. Информационное обслуживание и связь.
  4. Непроизводственные и бытовые услуги (чистка обуви, фотоателье, парикмахерские и прочее).
  5. Розничную и оптовую продажу.
  6. Обеспечение проживания и питания (рестораны, гостиницы и прочее).
  7. Снабжение, заготовки, хранение материально-технических ресурсов.
  8. Финансы, страхование, кредитование, сделки с недвижимостью, прочие услуги по обеспечению деятельности рынка.
  9. Искусство, культуру, образование.
  10. Научное обслуживание и науку.
  11. Здравоохранение, в том числе спорт и физическую культуру.
  12. Обслуживание домашнего хозяйства. К нему относят поддержание и ремонт жилфонда, коммунальные и производственно-бытовые услуги.

Разделение по Котлеру

Согласно методу, предложенному этим деятелем (основоположником маркетинговой теории), классификация услуг может проводиться по:

  1. Источнику возникновения.
  2. Присутствию клиента в момент совершения заказанного им действия.
  3. Мотивам покупателя.
  4. Целям поставщика.

Рассмотрим эти признаки более подробно. классификация товаров и услуг

Источник возникновения

Классификация услуг по этому признаку предполагает разделение действий на те, которые возникли вследствие работы машин, и те, которые являются результатом человеческой активности. Среди последних есть такие мероприятия, которые могут быть выполнены профессионалами (консультирование по управленческим вопросам, ведение бухгалтерии), квалифицированными специалистами (автосервис, сантехнические работы) или неквалифицированными работниками (уход за газонами и прочее).

Среди услуг, возникающих в результате функционирования машин, присутствуют такие, которые требуют задействования автоматов (торговое оборудование, установки для мойки транспортных средств и так далее). К этой категории относятся и мероприятия, для исполнения которых нужно привлечение устройств, которые управляются операторами относительно низкой квалификации (кинотеатры, такси) или оборудования, функционирующего под управлением высококвалифицированных рабочих (компьютерное обслуживание, авиаперелеты).

Присутствие клиента

Классификация видов услуг предполагает разделение на те, при которых заказчик должен быть обязательно в месте проведения мероприятия. Например, это относится к деятельности в области здравоохранения. Есть и такие услуги, при которых присутствие клиента необязательно (например, во время ремонта авто). Если заказчик должен находиться в процессе исполнения мероприятия в месте его выполнения, то поставщику необходимо учитывать его запросы. Показательным примером может являться любой косметический салон. Такие заведения обычно красиво отделаны, внутри звучит приятная музыка, а мастера в непринужденной форме ведут беседы с клиентами.

Мотивы

Заказчик может приобретать услуги по разным причинам. Некоторые из них необходимы ему для удовлетворения индивидуальных потребностей или деловых нужд. Обычно поставщики разрабатывают различные маркетинговые программы для каждой категории. Вместе с этим у продавца услуги также есть свои мотивы. Например, поставщик может осуществлять некоммерческую или коммерческую деятельность. Разделение проводится и в зависимости от формы предоставления услуги: обслуживание конкретных лиц или общественная работа. международная классификация услуг

Прочие признаки

Как еще проводится классификация услуг? ГОСТ предусматривает разделение по следующим критериям:

  1. Величина капитальных расходов.
  2. Уровень квалификации исполнителей.
  3. Сложность технологических операций.
  4. Социальный статус заказчиков.

Материальные и нематериальные категории

Такое разделение используется сегодня достаточно широко. Классификация по этим признакам предполагает распределение услуг на те, для исполнения которых необходимы материальные ресурсы и те, при выполнении которых они не требуются. Для производства первых, например, могут быть нужны полуфабрикаты, сырье, комплектующие и прочее. Нематериальные услуги, на первый взгляд, не требуют ресурсов. Однако в любой полезной деятельности используются те или иные предметы. К примеру, покупку или продажу товаров можно, по сути, считать информационными услугами. В процессе субъекты получают сведения друг о друге, ведут переговоры и так далее. Осуществление этих услуг требует наличия материальных ресурсов. В частности, нужны средства связи и обработки данных, офис, расходные материалы.

Международная классификация услуг

Статистически учитываемая деятельность в развитых государствах представлена следующими категориями:

  1. Бизнес.
  2. Связь.
  3. Строительство и инжиниринг.
  4. Дистрибьюторство.
  5. Общеобразовательная деятельность.
  6. Путешествия и туризм.
  7. Финансовые услуги и страхование.
  8. Защита природы.
  9. Социальное обеспечение и здравоохранение.
  10. Организация досуга.
  11. Транспорт.
  12. Другая деятельность. классификация услуг общественного питания

Функциональная направленность

Существует не так много категорий услуг, формирующих исключительно определенный сектор по той или иной ориентированности. В этой связи, целесообразно выделить категории деятельности, направленные на:

  1. Производство.
  2. Общество.
  3. Домашнее хозяйство.
  4. Удовлетворение индивидуальных нужд.

К первым, в частности, относят услуги по наладке, техническому обслуживанию, ремонту и настройке оборудования и систем. Также в этой категории присутствует деятельность по складированию и хранению материальных ресурсов, снабжение, функционирование производственной инфраструктуры (подъездные пути, мосты, дороги).

Услуги, которые ориентированы на общество, включают в себя работу государственного аппарата по обеспечению обороны страны и внутренней ее безопасности, поддержанию правопорядка, регулированию социальных процессов и экономики. На домашнее хозяйство направлена деятельность, касающаяся поддержания жилья в нормальном состоянии, коммунальное обеспечение, ремонт бытовой техники, видео- и телеаппаратуры, автомобилей, сервис инвентаря и оборудования для отдыха и досуга. Индивидуальные услуги включают в себя фотоателье, рекреационные службы, обслуживание непроизводственного характера.

Актуальные сферы

Относительно обособлено рассматривается классификация услуг торговли. Продажа может осуществляться в розницу или оптом. Деятельность разделяется на следующие категории:

  • Реализация.
  • Упаковка приобретенной продукции.
  • Прием и оформление заказов.
  • Транспортировка и погрузка/разгрузка.
  • Перечисление средств за купленные изделия.
  • Консультирование о порядке эксплуатации технически сложных приборов и прочее. классификация рынка услуг

Также внимания заслуживает классификация услуг общественного питания. Эта деятельность имеет довольно широкое распространение. Обусловлено оно значением, которым обладает продовольственный сектор, а также относительной своей доступностью. Классификация услуг питания включает в себя следующую деятельность:

  1. Изготовление кондитерских изделий и кулинарии.
  2. Организацию обслуживания и потребления.
  3. Услуги питания.
  4. Организация досуга.
  5. Реализация продуктов.
  6. Информационно-консультативную деятельность.
  7. Другие услуги.