В Правительстве РФ, а также в экспертных кругах активно обсуждается инициатива, связанная с легализацией в России параллельного импорта товаров. Данная схема предполагает появление преимуществ как для бизнесов, которые поставляют продукцию в РФ, так и для конечных потребителей. Однако перспективы законодательного разрешения параллельного импорта находят противников. С чем это может быть связано?
Сущность параллельного импорта
Легализация параллельного импорта в России, судя по сообщениям СМИ, появившимся в мае 2015 года, коснется ввоза в страну медицинской техники, лекарств, а также автозапчастей. Правительство РФ занимается формированием перечня товаров, которые, возможно, будут импортироваться в Россию в рамках соответствующей схемы.
Что такое параллельный импорт? Под данным термином подразумевается схема ввоза товаров в РФ, альтернативная той, что существует с 2002 года, при которой владелец торговой марки контролирует оборот товара и может запретить его ввоз в страну. Если в государство импортируется продукт, который юридически не принадлежит его разработчику, либо на его продажу не оформлено разрешение — это контрафакт. В данный момент импорт товаров в РФ в рамках схемы, о которой идет речь, запрещен — в положениях ГК РФ сказано, что согласие на ввоз товаров в рамках рассматриваемого механизма должен давать правообладатель. Параллельный импорт предполагает, что перепродажа соответствующего товара одним государством другому в порядке экспорта не будет считаться нарушением закона.
Потребитель получает возможность приобрести продукт в ряде случаев по более справедливым расценкам, чем при поставках официальным дистрибьютором. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Польза параллельного импорта для потребителя
Необходимость в том, чтобы законодательно разрешить параллельный импорт лекарственных средств, медтехники, а также запчастей, как считают эксперты, связана с тем, что соответствующие типы товаров — в числе тех, что находят крайне устойчивый спрос у россиян. Аргумент правительства также в том, что производители соответствующих товаров не должны поставлять свою продукцию в РФ по высоким ценам на правах монополиста. Стоимость реализуемых продуктов должна быть такой же, что и при реализации в других странах.
Параллельный импорт, как считают аналитики, поможет избежать ситуации, когда расценки официальных дистрибьюторов могут быть в несколько раз выше, чем предложения, формируемые независимыми импортерами товаров. Таким образом, правительство желает прежде всего снизить стоимость продукции, ввозимой в Россию, для конечного потребителя. Это свидетельствует о желании властей обеспечить гражданам доступ к более дешевым товарам, имеющим довольно высокую социальную значимость.
Так, недорогие автозапчасти будут только приветствоваться автолюбителями, а также сервисными центрами, которые обслуживают транспортные средства. Доступ к лекарствам по сниженной цене также будет весьма позитивным социальным трендом для тех граждан, которым нужны высококачественные и эффективные препараты.
Легализация параллельного импорта в России должна стать, как считают власти, одной из антикризисных мер. Необходимую продукцию в рамках соответствующей схемы бизнесы из РФ смогут закупать в третьих странах, в которых она может стоить заметно дешевле, после чего переправлять ее в Россию.
Аргументы за и против
Разрешение параллельного импорта — инициатива, которая в России имеет как сторонников, так и противников. Как свидетельствуют сообщения в СМИ, даже на уровне правительства при обсуждении соответствующего проекта мнения разделились.
Аргументы сторонников того, чтобы разрешить в РФ параллельный импорт, сводятся к тому, что дилеры, например, если вести речь о рынке автозапчастей, не имеют права закупать товар у юрлиц, не ассоциированных с импортерами. При этом сторонние поставщики вполне могут предлагать продукцию на порядок дешевле. Это может обусловить снижение отпускной цены товара для конечного потребителя примерно на 30-60%, считают аналитики. В рамках подобной схемы может быть реализован не только параллельный импорт автозапчастей, но также самого широкого спектра других розничных товаров.
В свою очередь, рассматриваемый механизм может оказаться выгодным также и для официальных дилеров. Дело в том, что у них появится возможность стать поставщиками не только для автовладельцев, которые обращаются в сервисные центры по гарантии, но также и для тех владельцев машин, которые ремонтируют транспортные средства самостоятельно. Такие граждане были бы рады возможности покупать дешевые запчасти. Таким образом, рассматриваемая инициатива может, с одной стороны, быть выгодной для бизнесов — в части расширения рынков сбыта, с другой — практически наверняка найдет поддержку в среде граждан, которые увидят снижение цен на импортные товары.
Однако многие бренды против того, чтобы закон о параллельном импорте был принят в России. Например, игроки фармацевтического рынка считают, что рассматриваемая инициатива может стать фактором появления на рынке фальсифицированных лекарств. Есть и контраргументы данной точке зрения. Так, в Европе параллельный импорт разрешен — и это не приводит к увеличению интенсивности оборотов контрафактной продукции.
Не поддерживают реализацию рассматриваемой инициативы также и бизнесы, которые ведут деятельность в сфере продаж бытовой техники и электроники. Дело в том, что соответствующая схема товарообмена может стать фактором, как полагают участники рынка, переноса производства в третьи страны. Вследствие этого в национальной экономике может начаться отток капитала, сопровождающийся снижением собираемости налогов. Вместе с тем в РФ пока что рассматривается, как мы отметили выше, параллельный импорт лекарственных средств, медтехники и автозапчастей — касательно электроники пока что речи не идет. И потому, как считают эксперты, игрокам соответствующего сегмента рынка не о чем беспокоиться.
Дополнительные меры
Наряду с легализацией параллельного импорта власти РФ рассматривают возможности внедрения дополнительных мер, направленных на усиление защищенности национальной экономики в процессе международного сотрудничества в сфере внешней торговли. Так, например, ФАС предлагает ряд инициатив, связанных с защитой от контрафактной продукции — как то формирование таможенных постов особого назначения, повышенный контроль со стороны ФТС, а также создание инфраструктуры, с помощью которой потребитель сможет проверить товар на предмет подлинности.
ФАС также предлагает иностранным производителям продолжить дальнейшую локализацию выпуска товара, включая производство запчастей и расходников. При реализации подобной схемы и достаточном объеме производства ввоз соответствующей продукции из-за рубежа можно будет не разрешать законодательно.
История инициативы
Рассматриваемая нами инициатива — закон о параллельном импорте в России, - фигурирует на правительственных повестках с 2014 года. ФАС тогда подготовила законопроект, по которому предлагалось исключить из положений ГК РФ статью, по которой ввоз в РФ товаров, защищенных товарным знаком, разрешается только в случае, если правообладатель одобрил их импорт в РФ. Таким образом, бизнес, осуществляющий ввоз соответствующей продукции в Россию, имел бы возможность закупать ее у любого поставщика за рубежом без согласования с владельцем бренда.
Изначально предполагалось, что соответствующие поправки вступят в законную силу в 2010 году, в то время как правительство определит конкретные виды и типы товаров, в отношении которых поставки в порядке параллельного импорта могут быть реализованы раньше. Соответствующий законопроект, разрешающий параллельный импорт в России, был передан на общественную экспертизу, которая была завершена в октябре 2014 года. Решение по документу, однако, не было принято.
Преимущества параллельного импорта
Рассмотрим подробнее то, какими конкретно преимуществами может обладать рассматриваемая схема ввоза товара в Россию, которую рассчитывается внедрить на законодательном уровне. Так, основное достоинство, характеризующее параллельный импорт — брендированная продукция, вероятнее всего, будет продаваться в РФ по сниженной цене. Главный фактор, предопределяющий данный экономический эффект — увеличение конкуренции между официальными поставщиками, действующими от имени правообладателя, и бизнесами в статусе независимых импортеров. Также параллельный импорт — автозапчастей, медтехники, лекарств и иных видов продукции позволит осуществлять товарообмен более динамично. Необходимые для россиян товары будут ввозиться в страну быстрее.
Недостатки параллельного импорта
Есть в рассматриваемой схеме импорта и недостатки. Прежде всего следует отметить то, что многие правообладатели могут потерять стимул к инвестированию в локализированные на территории России производства. К тому же, как считают некоторые эксперты, соответствующая схема товарооборота может стать фактором увеличения доли теневого оборота продукции, как результат — будет наблюдаться сокращение налоговых поступлений.
В некоторых случаях производства в РФ, в которые инвестировал бренд, могут оказаться нерентабельными, и это отрицательным образом скажется на функционировании бизнес-модели компании. Есть в отношении данной точки зрения контраргументы. Например, некоторые аналитики полагают, что себестоимость выпуска многих товаров в РФ — одна из самых выгодных в Европе. И потому маловероятно, что импорт продукции неофициальными поставщиками предопределит необходимость снижения цен на изделия, выпущенные брендом локально, тем более - обусловит снижение темпов продаж.
Позиция фармацевтических корпораций
Интересно будет ознакомиться с тем, как оценивают перспективы параллельного импорта фармацевтические корпорации, исходя из опубликованного в СМИ письма, адресованного бизнесами премьер-министру РФ. В данном документе содержится просьба — не допустить параллельный импорт лекарств. Как полагают фармацевты, нет никаких экономических расчетов, которые бы обосновывали положительное влияние на рынок соответствующей схемы товарообмена.
Вместе с тем, как считают бизнесы, внедрение механизма импорта, о котором идет речь, может привести к появлению существенных рисков для рынка, прежде всего в аспекте формирования условий для активизации деятельности поставщиков контрафактной, некачественной продукции. Вследствие этого может снизиться привлекательность фармацевтического сегмента для инвесторов.
Параллельный импорт, легализация его в РФ могут также стать существенной проблемой для российских бизнесов, которые уже вложились в производства, расположенные на территории РФ. Известно, например, что один из лидеров фармацевтической отрасли, компания AstraZeneca, инвестировала более 230 млн долларов в фабрики, работающие в России. Если медицинские препараты начнут ввозиться в РФ в порядке параллельного импорта, как считают топ-менеджеры данной корпорации, то продажи лекарств, выпущенных на локальных производствах, могут сильно снизиться.
Оценки экспертов
Изучим мнения экспертов касательно перспектив легализации параллельного импорта в России. Так, аналитики полагают, что экономический эффект от корректировки текущих ограничений на ввоз товаров в рамках рассматриваемой схемы связан с фактической долей конкретной продукции в общем объеме импорта в РФ. Чем соответствующий показатель больше, тем выше будет экономический эффект от корректировок законодательства.
Эксперты подсчитали, что в числе товаров, что ввозятся в РФ наиболее активно — как раз-таки автозапчасти. Второй по объему сегмент импорта в Россию — ввоз фармацевтической продукции. Весьма значительна доля медицинской техники, а также бытовой химии. В свою очередь, электроника — далеко не лидер рейтинга импортируемых товаров. Таким образом, параллельный импорт запчастей и фармацевтических товаров, исходя из логики экспертов, будет способен оказать значительное влияние на экономику РФ. Как ожидается — позитивное, по крайней мере, в части снижения отпускной цены товаров для конечного потребителя.
Текущий опыт параллельного импорта в РФ
Следует отметить, что, несмотря на то, что параллельный импорт в РФ пока что не разрешен законодательно в полной мере, правоотношения, весьма близкие к нему, в России уже выстраиваются. Правда, их интенсивность не слишком заметна. Неофициальные импортеры ввозят в РФ медицинскую технику, инструменты, одежду, обувь. Как считают аналитики, сложно сделать однозначный вывод касательно перспектив снижения цен на ввозимые товары для конечных потребителей. Хотя бы потому, что те неофициальные импортеры, что уже ввозят продукцию без согласования с правообладателями, выставляют ценник, который ненамного ниже того, что фиксируется официальными поставщиками. В ряде случаев — расценки на товары в рознице даже выше.
Международный опыт внедрения параллельного импорта
Ввоз товаров в порядке параллельного импорта — довольно распространенное явление на зарубежных рынках. Каков практический опыт коммуникаций между иностранными фирмами в рамках соответствующей схемы товарообмена? Исследователи полагают, что снижение цен, возникающее после внесения поправок в регулирующее законодательство, в среднем составляет порядка 2-5%. Для РФ аналитики прогнозируют верхнее значение.
Если цены на импортную продукцию меняются, то к этому адаптируются практически все экономические агенты, которые ведут деятельность в национальном хозяйстве. Если ввоз товаров становится дешевле или дороже, то действия потребителей и экономических агентов будут зависеть от сложившейся практики их активностей, от привычек, приоритетов либо предпочтений. Так, например, параллельный импорт медицинских изделий, запчастей либо медтехники может сопровождаться переключением внимания потребителей и бизнесов на более дешевую продукцию, чем до внесения в законодательство соответствующих поправок. В результате снижаются цены как на промежуточные товары, так и на те, что предназначены для конечного потребителя.
Данный тренд может сопровождаться несколькими эффектами. Во-первых, может увеличиваться интенсивность потребления на уровне домохозяйств. Разумеется, при условии, что текущие доходы граждан сохраняются на прежнем уровне либо увеличиваются. Во-вторых, в экономике может наблюдаться процесс перераспределения факторов, влияющих на производство. Для того чтобы проанализировать возможные последствия, сопровождающие изменения в среде коммерческих коммуникаций, возникшие вследствие корректировок цен на импорт, следует задействовать эффективные подходы к моделированию, как считают эксперты.
Данная методология предполагает учет различных экономических связей между разными коммерческими агентами, которые ведут деятельность в хозяйственной системе. В числе наиболее эффективных инструментов, что могут быть задействованы в этом случае — расчетная модель экономического равновесия. При этом, как отмечают эксперты, характеристики экономической среды могут быть разнонаправленными, вследствие чего интерпретация результатов будет затруднена. Повышение либо понижение цен на те или иные товары не всегда будет свидетельствовать о фундаментальном экономическом тренде.
Резюме
Итак, пока в РФ установлен запрет параллельного импорта, легальный ввоз товаров в страну возможен только официальными импортерами, аффилированными с правообладателем. Во многих западных странах от этой практики решено отказаться. Отмена параллельного импорта, по всей видимости, не стоит на повестке дня правительств западных стран.
Рассматриваемая схема товарооборота, прежде всего, позволяет повысить уровень конкуренции на рынке между официальными поставщиками и теми субъектами коммерческих активностей, которые действуют независимо от них. В результате высока вероятность снижения отпускных цен для конечного потребителя. Список товаров параллельного импорта в случае если он будет разрешен в России, будет включать те позиции, что занимают крупную долю в общем объеме ввозимой продукции в РФ — автозапчасти, медтехнику, лекарства. Данные типы товаров относятся к тем, что имеют большую социальную значимость для России. Поэтому снижение цен на них, вероятно, станет одним из факторов стабилизации кризисной ситуации в экономике, когда отпускная стоимость на многие виды продуктов (в первую очередь импортных) ощутимо растет.
Однако параллельный импорт, невзирая на отмеченные преимущества — в том числе и в аспекте своей социальной роли, - может в ряде сценариев воздействовать на экономику негативно. Так, разрешение на ввоз товаров от неофициальных импортеров может предопределить появление на рынке товаров низкого качества. Кроме того, брендам, локализовавшим производство в России, может оказаться невыгодно продавать изделия, выпущенные в РФ. Те инвестиции, что вложены в фабрики, функционирующие локально, могут не окупиться.
Так или иначе, проблема параллельного импорта обсуждается в России на высшем правительственном уровне и при подключении компетентных экспертов. Вполне возможно, что соответствующая инициатива будет реализована в РФ в том виде, который устроит поставщиков, и в то же время, сможет выполнить позитивную роль в решении социальных задач. Многие эксперты исключительно позитивны в отношении оценки того факта, что инициатива по разрешению параллельного импорта в РФ исходит как раз таки от правительственных структур. Это значит, что власти заинтересованы в том, чтобы расходы граждан в части приобретения импортных товаров снизились.