В процессе финансовой деятельности муниципальных образований и государства возникают различные общественные отношения. Все они требуют четкого регулирования, закрепления обязанностей, юридических возможностей, а также ответственности субъектов, участвующих в них. Система и принципы финансового права исполняют в этом главную роль.
Особенности института
Все, что составляет финансовое право – предмет, методы, принципы, меры и прочие элементы, – касается и иных сегментов юридической отрасли. Вместе с этим внутри самого института нормы по-разному распространяются на те или иные звенья. Это обусловлено тем, что принципы российского финансового права касаются оборота муниципальных и государственных средств, обладающих публичным характером.
Определение
Финансовое право представляет собой отрасль, нормы в которой регулируют отношения, появляющиеся в ходе формирования, использования, распределения децентрализованных и централизованных средств. Эти ресурсы находятся в ведении муниципальных и государственных структур. Данные средства необходимы для реализации задач, поставленных перед указанными образованиями.
Классификация отношений
Взаимодействия, выступающие в качестве предмета финансового права, разделяются на следующие группы:
- Между субъектами, административно-территориальными подразделениями, муниципальными образованиями и Российской Федерацией. Эти отношения касаются процесса распределения денежных средств.
- Между налоговыми и финансовыми органами страны с одной стороны и учреждениями, предприятиями и организациями с другой. Данные взаимодействия касаются исполнения обязательств перед государством и муниципальными формированиями, распределения между ними либо расходования денежных ресурсов.
- Между финансово-кредитными муниципальными (государственными) структурами. Эти отношения связаны с формированием, использованием и распределением соответствующих средств – страховых, кредитных, внебюджетных, бюджетных.
- Между муниципальными и государственными учреждениями, организациями, предприятиями с одной стороны и государственными (муниципальными) вышестоящими органами с другой. Эти взаимодействия касаются распределения и использования в соответствующих экономических отраслях и областях общественной жизни кредитных либо бюджетных ресурсов, собственных средств учреждений, предприятий и организаций.
- Между гражданами, юрлицами с одной стороны и финансово-кредитными структурами с другой. Эти отношения связаны с распределением страховых централизованных фондов и кредитных (государственных) ресурсов.
- Между гражданами и финансово-кредитными государственными структурами. Эти взаимодействия касаются обязанности физлиц вносить платежи в бюджет, целевые внебюджетные фонды и прочие структуры.
Способы регулирования
В качестве главного метода выступает властное предписание. Оно исходит от уполномоченных структур местного самоуправления и государства. Данный метод в некоторой степени используется и при применении правительством добровольных платежей для образования собственных ресурсов. В качестве таких "выплат" могут выступать лотереи, казначейские обязательства, госзаймы и так далее. Методом властного предписания, в частности, определяются условия осуществления данных платежей. Кроме этого, финансовое право предусматривает использование и иных способов регулирования. В частности, это методы договоров, согласований, рекомендаций.
Принципы и источники финансового права
Деятельность структур местного самоуправления и государства в бюджетной сфере осуществляется в соответствии с определенными критериями. Они представляют собой требования и правила, посредством которых выражены ее целенаправленность и наиболее значимые особенности. Их содержание определяют Конституционные основы. Принципы финансового права – это плановость, гласность, законность и федерализм. Рассмотрим их более подробно.
Федерализм
Данный принцип выражается в установленном Конституцией разграничении компетенции регионов и непосредственно РФ в финансовой сфере. Статья 71 устанавливает, что в ведении государства находятся:
- Федеральные сборы и налоги.
- Денежная эмиссия.
- Федеральный бюджет.
- Кредитное, валютное, финансовое регулирование.
- Федеральные банки.
К совместному ведению регионов и государства относят установление общего порядка налогообложения и отчисления сборов.
Законность
Данный принцип выражен в том, что ход всего процесса формирования, использования и распределения финансов детально регламентирован нормами. Их соблюдение обязательно для всех сторон отношений. Обеспечение исполнения осуществляется за счет возможности применять к нарушителям мер принуждения.
Гласность и плановость
Первый принцип выражен в процедуре обнародования содержания проектов разнообразных финансово-правовых документов, результатов ревизий и проверок, принятых отчетов. Плановость предусматривает, что вся деятельность, связанная с оборотом денежных средств, базируется на комплексе плановых актов. Их структура, порядок исполнения, утверждения и составления закреплены в соответствующих положениях законодательства.
Общеотраслевые аспекты
Выше приведены конституционные принципы финансового права. Они охватывают весь институт в целом. Общеотраслевые принципы финансового права отражают специфику отрасли более конкретно. К ним, в частности, относят:
- Приоритетность общественных (публичных) интересов в ходе регулирования отношений.
- Единство денежной системы и финансовой политики, федерализм, равноправие субъектов в рассматриваемой сфере, самостоятельность структур местного управления.
- Распределение функций в соответствии с принципом разделения исполнительной и представительной (законодательной) властей.
- Участие граждан в осуществлении финансовой деятельности государственных и местных структур.
Данные принципы финансового права закреплены не только в Главном Законе страны. Они также конкретизированы в соответствующих отраслевых нормах.
Приоритет публичных интересов
Этот принцип предусматривает применение финансово-правовых структур для обеспечения экономического регулирования в соответствии со значимыми общественными задачами. Он устанавливает необходимость в совершенствовании норм, посредством которых закрепляется механизм государственного влияния на кредитные и финансовые отношения, четком определении самого понятия властного управления как в целом, так и в различных областях.
Сочетание интересов
Оно поддерживается за счет принципа федерализма в финансовой сфере. Государственные федеральные и субъектные органы осуществляют свои функции в соответствии с определенным разграничением предметов отношений. Совершенствование исполнения принципа федерализма в финансовой сфере относится к ряду первостепенных задач в РФ.
Единство направлений
В соответствии с отраслевыми нормами самостоятельность регионов страны определяют принципы финансового права, налогообложения и сборов, а также федеральной политики в денежной сфере. В законодательстве закрепляется единство бюджетной сферы, порядка пополнения расходов и прочее. Кроме этого, принципы финансового права выступают в качестве базовых критериев для формирования перечня налогов. Единство государственной политики в сфере денежного оборота считается неотъемлемым условием гарантированной государством целостности экономического пространства, свободы перемещения средств.
Равноправие регионов
Для каждого субъекта в равной степени распространяет свое действие финансовое законодательство. За пределами ведения РФ и совместного управления с регионами, субъекты осуществляют собственное регулирование денежного оборота, соответствующую деятельность, устанавливает налоги, утверждает бюджет и так далее. Конституция гарантирует самостоятельность местных органов управления. В своей деятельности они руководствуются законодательной базой соответствующего региона страны. Они сами могут устанавливать бюджет, формировать и использовать целевые внебюджетные фонды, определять сборы и налоги согласно федеральным нормативным актам.
Социальная направленность
Она исходит их конституционных положений, которые характеризует РФ как социальное государство, в котором политика власти ориентирована на формирование условий, способствующих свободному развитию человека и обеспечивающих ему достойную жизнь. В соответствии с этим в нормативной базе закрепляются положения об охране труда, здоровья, жизни, определяется гарантированный минимум зарплаты, устанавливаются государственные пенсии, компенсации, прочие социальные гарантии.
Планирование
В современных условиях это направление деятельности в сфере финансов претерпело существенные изменения в сравнении с существовавшим ранее при административно-командном режиме. Планирование не только согласуется с принципами рыночных отношений, но и выступает как необходимый и важнейший элемент в процессе регулирования денежного оборота.
Мировой денежный оборот
Главным его компонентом выступают принципы международного финансового права. В них закрепляются обязанности и юридические возможности всех субъектов отношений, связанных с мировым оборотом средств. Кроме того, они выступают в качестве базы для формирования других норм, способствуют обеспечению единства института и пр. В российских научных изданиях отсутствует единый подход к содержанию и составу принципов МФП. Тем не менее можно выделить две их группы:
- Имеющие процессуальное или материальное наполнение.
- Исполняющие роль средства уравнивания и сопоставления условий, которые предоставляют субъекты друг другу.