В современной политической системе страны, которая сложилась после принятия Конституции в 1993 году, парламентский контроль в Российской Федерации стал актуальным правовым явлением, которое нуждается в тщательном изучении. Для обеспечения нормального функционирования политики сдержек и противовесов было явно недостаточно просто разделить 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этот период по-прежнему можно было заметить резкую несбалансированность различных ветвей на практике, поэтому постепенно на повестке дня встал парламентский контроль над правительством. Данная тема актуальная не только в контексте России, но и всего остального мира, особенно стран, отличающихся высоким экономическим развитием, желающим утвердить демократические ценности. С появлением парламентского финансового контроля появился эффективный инструмент, с помощью которого представители общества имеют возможность осуществлять контроль над властными органами для установления большей прозрачности.
Понятие контроля
Прежде чем дать определение самому термину, первоначально следует понять, что же ученые подразумевают под словом "контроль". Ни в одной юридической книге невозможно найти единого, утвержденного понятия данному слову. Для одних это как элемент, институт, средство, явление, другие в основу ставят слова гарант, регулятор, условие. Все это приводит к тому, что понятие контроля считается многогранным и полностью индивидуальным от подхода. Однако в целом многие авторы сходятся на том, что контроль - это проверка деятельности кого или чего-либо, принимаемых решений, которые помогают выяснить существующие недостатки и причины их появления. Все это делает контроль одной из функций социального управления.
Историческая справка
Первые попытки утвердить государственный контроль начались в августе 1905 года, когда представителям народа дали возможность участвовать в контроле над работой властей. Данное понятие еще не было отрегулировано, однако начали проявляться первые зачатки будущего института. Однако имперская власть попросту не могла дать что-то большее. Второй виток начался после образования СССР. В этот период все контрольные функции отошли именно к Советам, поэтому понятие "парламентский контроль" априори не существовало.
Окончательный этап становления начался только после распада СССР. Была принята Конституция, разделившая ветви власти, а потому и институт парламентского контроля претерпел резкие изменения. В начале своего развития практически все контрольные функции отошли Счетной палате, поэтому самостоятельного органа не имелось.
Понятие
Для любого государства, которое претендует на демократичность, естественно разделять различные ветви власти. Их осуществляют обязательно различные органы, которые не могут подавлять друг друга и каким-либо образом вмешиваться в работу. Однако система сдержек и противовесов не могла в полную меру справиться со своими обязанностями, что и привело к наличию актуальных проблем для политологов, которые заметили, что на практике исполнительная власть имеет тенденцию иметь более сильную роль по сравнению с законодательной. Именно здесь на помощь и приходит парламентский контроль.
В различной литературе существует несколько понятий данному термину, которые полностью зависят от мнения ученого. На самом деле, парламентский контроль в РФ можно назвать одной из форм государственного контроля, носящую административный или политический характер. Под самим понятием понимается основанная на демократических принципах деятельность, осуществляемая исключительно российским парламентом или иными утвержденными на то органами, с целью обеспечения контроля над деятельностью властных органов и должностных лиц, которые служат в них. Помимо этого, в компетенцию данного вопроса входит защита прав и свобод человека и гражданина страны.
Законы о парламентском контроле
В процессе своего становления в России законодательные органы большую часть своего времени посвящали именно совершенствованию законодательства, во многом отодвигая контрольные функции на задний план. Это привело к тому, что в научном смысле формы парламентского контроля начали появляться относительно недавно. Однако законодательная база этой функции не мала. В первую очередь она закреплена непосредственно в Конституции страны, которая является основным законом, на который опираются все ветви власти. Согласно 5 главе данного документа, орган парламентского контроля имеет следующий ряд полномочий контроля:
- за исполнением бюджета правительством;
- за соблюдением в стране прав и свобод человека и гражданина;
- за деятельностью властных органов;
- за сферой государственного управления в области кадровых полномочий;
- за осуществлением внешней и внутренней политикой страны.
Помимо самой конституции видное место в области контрольной функции занимает и другой документ. Им является ФЗ "О парламентском контроле", принятому в 2013 году. В нем четко описаны не только основные черты, но и отдельные формы, которые применяются в области контроля.
Цели
Когда обычный человек слышит о парламентском контроле, то обычно считает, что его цель ограничивается законностью действий других государственных органов и должностных лиц. Однако полный перечень отнюдь этим не исчерпывается. Дополнительно парламент должен проверять целесообразность их действий относительно существующего законодательства в сфере исполнительной власти. Но при этом парламентский контроль имеет свой ряд нюансов, поскольку их способы реагирования довольно сильно отличаются. В первую очередь это обосновано тем, что российский парламент не может применять никаких принудительных мер. В их полномочиях остается отправлять заявления и обращения вышестоящим лицам, которые и обязаны принять меры.
Формы парламентского контроля
Для нормального осуществления любой контрольной деятельности очень важно знать формы, в которых она может быть реализована. В основном, в юридической литературе их подразделяют на следующие группы:
- Организационно-правовые - органы, которые формируются палатами законодательной власти для осуществления непосредственно контрольной деятельности. К ним относится Счетная палата, Уполномоченный по правам президента, а также иные комиссии и комитеты.
- Функционально-правовые формы непосредственно реализуются при помощи сессий и заседаний палат, различных расследований и экспертиз.
- Процессуально-правовые формы относятся к отчетам и докладам представителей власти, право депутатского запроса и вопроса , а также постановка доверия или недоверия к президенту и правительству, вплоть до отрешения главы государства от его должности.
Парламентские расследования
В последнее время наиболее важным шагом в плане парламентского контроля стало закрепление за парламентом института расследований. Этот институт уже долгое время используется на практике в западных странах в тех случаях, когда требуется изучить тщательно существующие события и обстоятельства, которые могут быть связаны с нарушением законодательства должностными лицами властных органов. Несмотря на то, что подобная практика в России появилась еще в 1906 году под эгидой Государственной Думы, единого определения понятию так и не было дано вплоть до 2003 года. Сейчас под парламентским расследованием понимается форма контроля палат Федерального собрания за деятельностью федеральных органов и должностных лиц (за исключением президента) с целью укрепления демократического порядка в стране и нормального функционирования государства.
Принципы парламентского расследования
Любое расследование обязательно должно базироваться на следующем ряде принципов, которые считаются фундаментальными и отображают сущность института:
- принцип законности - неуклонное соблюдение требований законодательства;
- принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- принцип уважения чести и достоинства личности;
- принцип равенства всех граждан перед законом, несмотря на их статус и происхождение;
- принцип народовластия;
- принцип разделения властей;
- принцип коллегиальности парламентских расследований - ни одно расследование не может вести только один человек.
Помимо вышеупомянутых принципов, существует еще ряд иных, которые обязательно должны быть приняты во внимание во время проведения расследования.
Иные формы
Помимо парламентских расследований, существуют и иные формы контроля:
- Государственная Дума может рассматривать вопрос о доверии к Правительству РФ.
- Палаты и комитеты Федерального собрания и Счетной палаты имеют возможность контроля в сфере бюджетных правоотношений.
- Госдума ежегодно заслушивает отчеты о деятельности Правительства и Центрального банка.
- Федеральное Собрание РФ может отправлять своих представителей в организации для получения отзыва о их деятельности.
- Проводить парламентские слушания по актуальным вопросам.
Вывод
В современном государстве парламентский контроль имеет особое значение, помогая обеспечить существующую систему сдержек и противовесов. Однако на практике для эффективности требуется возможность для парламента осуществлять свою деятельность беспрепятственно, а также возможность заставить властные органы отвечать за свои действия. Именно поэтому контролирующая деятельность зависит от огромного количества факторов, как субъективных, так и объективных. В подобной ситуации даже "человеческий фактор" может сыграть огромную роль. На первый план встает компетентность людей, участвующих в данной деятельности. В целом институт контроля во многом еще нуждается в дальнейших разработках, а также законодательном закреплении.