Все мы помним басмачей из советских кинофильмов, рассказывающих об Азии. В нашем подсознании эти люди являются вооруженными бандитами. Сейчас специалисты склонны утверждать, что басмачи не были злостными преступниками. Изначально басмачество носило освободительный характер. Конечно, в движении оказывались совершенно разные люди, цели которых не были мирными.
Что такое басмачество?
В странах Центральной Азии басмачество появилось в качестве освободительного движения. За последнее столетие было снято немало фильмов, в которых его участники показаны не в лучшем свете. Это сформировало негативное отношение зрителя к басмачам. Сейчас некоторые специалисты склонны полагать, что негативный образ басмачей был создан Советской властью намеренно. Изначально басмаческое движение появилось не для борьбы с новой властью. Оно имело форму гражданской войны местного масштаба. В итоге движение стало частью внутренней борьбы в рамках Российской империи.
Советская идеология преподнесла образ басмачей в виде коварных и страшных бандитов. Сейчас в период пересмотра старых стандартов этих людей начали называть борцами за свободу и независимость. Так ли это на самом деле?
Сам термин «басмачи» был придуман большевиками. А вот участники движения называли себя «мужахит», а точнее «моджахедами – борцами за веру».
Враги или борцы?
Среди басмачей были совершенно разные люди. Изначально в движение пришли мужчины, недовольные экономической ситуацией. Люди хотели добиться снижения поборов и облегчения налогов. Среди борцов были и религиозные фанатики. К басмачам также примкнули отдельные шайки, которые только грабили и убивали. Такие представители не имели никаких высоких целей, кроме наживы. Именно они вызывали ненависть местного населения. С такими людьми и ассоциируются в нашем сознании басмачи.
Представители движения были очень разными. Одни из них воевали за веру и землю, а другие – лишь грабили и без того бедное население. Именно с последних был списан образ киношных басмачей. Представители движения восставали из-за голода и страха против большевиков. По мнению историков, в Туркменистане от голода к 1920 году умерло более миллиона человек. Коренное население было вынуждено отдавать продразверстку голодая.
Самый известный басмач
Самым известным киношным басмачом можно смело назвать Черного Абдулу из знаменитой ленты «Белое солнце пустыни». Этот фильм стал одним из первых советских боевиков. Однажды Сталин посмотрел ленту «Потерянный патруль» режиссера Джона Форда и был настолько впечатлен, что поручил главе Совкино Шумяцкому сделать ремейк американского фильма. Режиссерам проекта назначили Михаила Ромма. В итоге была снята история, которая происходила в пустыни. Главными героями стали басмачи. Фильм «Тринадцать» был признан одним их первых истернов в истории советского кино.
В ленте басмачи были изображены вооруженными до зубов головорезами. Такими же они предстали перед зрителями в фильме «Белое солнце пустыни».
Вооружение
Историки полагают, что вооружение басмачей не было столь значительным, как принято считать. Очень часто в фильмах показано, что у бандитов на вооружении были английские пулеметы Льюиса. Это связано с тем, что в Центральной Азии Великобритания поддерживала Закаспийское временное правительство. Позднее она приняла строну белого движения.
По данным разведывательных групп большевиков, в 1920 году против Ферганской группы воевало всего 5500 басмачей. На вооружении группировки было лишь одно орудие, 11 пулеметов и винтовки различных систем. Однако пулеметы басмачи не использовали, поскольку банально не хватало патронов. Что касается винтовок, то по трофеям можно было судить, что люди были вооружены русским оружием. Никаких данных о том, что у басмачей были английские пулеметы или винтовки, не было.
Все это позволяет историкам утверждать, что большая часть басмачей была слабо вооружена, а то и вовсе была безоружной. Поэтому образ бандита с ножами и пулеметом – это скорее миф, чем реальность. Отчеты советских командиров подтверждают слабое вооружение повстанческого движения. Что в полной мере противоречит образу киношных басмачей.
Большая часть представителей движения были простыми людьми. Отчаяние от массовых убийств и голода заставляло их бороться в рядах повстанцев с несправедливостью. Некоторые восставшие поддерживали идею независимости Туркестана. Все это дает основание по-новому взглянуть на басмаческое движение и переосмыслить некоторые факты.
Мнение старожил
Узбекский исследователь басмачества Бахтияр Шахназаров брал интервью у Абдулхамеда Кочара, который сбежал из Туркестана в 20 лет. На момент беседы мужчине уже было 100 лет. Он изложил свое мнение относительно басмаческого движения. Абдулахмед утверждал, что басмачи были проектом советской власти, которая стремилась провести советизацию Туркестана. По воспоминаниям Кочара, эмиссары переодевали людей, которые сочувствовали новой власти, под бандитов, отправляя на ночные грабежи, чтобы вызвать недовольство и ненависть простых жителей.
Старик подтвердил, что большая часть повстанцев в Средней Азии боролась за национальное освобождение. Люди протестовали из-за конфискации имущества и продразверстки.
Прекращение движения
В двадцатых годах последние отряды повстанцев были выдавлены Красной Армией в Северный Афганистан. Но на советской территории басмачи оставили большую агентурную сеть, которая со временем утратила свое значение.
В качестве организованного движения басмачество прекратило существование со смертью последнего лидера Джунаид-хана к 1938 году. Из Афганистана он руководил группами бандитов, которые совершали в тридцатые годы вылазки на туркменскую территорию. Но их деятельность не имела никакого отношения к освободительному движению.
Неоднозначные личности в истории
Многие историки описывали в своих произведениях басмаческое движение в Средней Азии. Среди них были исследователи Ильяс Дауди и Александр Пылев, которые изложили историю жизни одного из лидеров басмачества, неразрывно связанную с борьбой. Махмуд-бек, как и прочие лидеры движения, эмигрировал в 1921 году в Афганистан. Но из-за границы он умело получал сведения от своих агентов. Полученную информацию он активно продавал иностранной разведке, разбогатев на этом. В начале ВОВ гитлеровцы сумели привлечь курбаши на свою сторону для сотрудничества. Переманить бывшего лидера было несложно, достаточно было предложить хорошее вознаграждение. Махмуд-беку предложили руководить шпионским подразделением «Унион». Для расширения агентурной сети на территории союза ему выделили приличную сумму. Позднее он готовил по заданию Абвера диверсионные группы для заброски в СССР.
Вместо послесловия
В книге «Афганская война Сталина» Юрий Тихонов писал о том, что советской разведке все-таки удалось перевербовать Махмуд-бека. За деньги он готов был служить любой стране и правительству. Насколько прав автор, судить сложно. Однако со временем советская разведка сумела нейтрализовать деятельность германских агентов в Афганистане.
А афганское правительство после победы советских войск сознательно ликвидировало на своей территории агентуру Абвера. Вероятно, это было связано с нежеланием вступать в конфликт с очевидным победителем войны. Ссориться с более сильным соседом никто не хотел, когда исход борьбы был понятен.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание