При продаже собственного бизнеса многие предприниматели совершают серьезные ошибки, теряя при этом существенные деньги. Часто этих проколов легко избежать, но есть несколько важных вещей, которые нужно помнить. Вот несколько практических советов от экспертов. Описанных ниже ошибок важно избегать, чтобы не было разочарования и потери денег при продаже своего бизнеса.
Ошибка 1: не планировать продажу заранее
Отсутствие предварительного планирования часто приводит к тому, что владельцы бизнеса упускают свои лучшие возможности. Продажа компании занимает в среднем два-четыре года. Поэтому долгосрочное планирование является ключом к успеху.
Имея под рукой подробную историю бизнеса и портфель продаж, ваше планирование окупится. Никогда не знаешь, когда появится идеальный покупатель и сделает вам предложение, от которого вы просто не сможете отказаться.
Ошибка 2: не нанять подходящего человека, который будет представлять компанию
Поиск подходящего брокера или консультанта имеет решающее значение, если вы хотите продать свой бизнес выгодно. Часто владельцы компаний выбирают первого попавшегося человека только для того, чтобы начать процесс. Но это может стоить гораздо больше времени и денег.
В течение нескольких месяцев зачастую становится ясно, что результатов нет и тогда приходится продолжать поиск заново. Поэтому гораздо лучше уделить достаточно времени поиску хорошего брокера, который правильно представит компанию. Усилия определенно того стоят. Хороший брокер может оказать большую помощь при продаже бизнеса.
Ошибка 3: думать, что агент должен выполнить всю работу
Полагать, что всю работу по продаже бизнеса сделает агент, может быть очень большой ошибкой. Самый хороший промоутер для компании, который знает ее лучше всего, мотивирован, увлечен ею и прекрасно информирован о ней, — это вы сами! Вы должны работать в тандеме с брокером, чтобы получить максимальный результат.
Брокер может значительно облегчить этот процесс, но важно проявить инициативу самостоятельно. Ведь каждый хочет добиться наилучшего результата, а несколько умов думают лучше, чем один.
Ошибка 4: просить за компанию слишком много или слишком мало денег
Установление очень низкой или нереально высокой цены за компанию – еще одна ошибка, которую допускают многие предприниматели. При определении цены продажи бизнеса необходимо учитывать отрасль, аналогичные компании, экономику и рынок. Слишком низкая оценка также не является хорошей идеей.
Часто владельцы бизнеса устанавливают слишком низкую цену, потому что они устали, заболели или просто хотят скорее избавиться от компании. Вот совет от экспертов: дайте себе достаточно времени и наберитесь терпения. Слушайте брокеров и опытных советников. Прежде чем начинать процесс, изучите продажи других предприятий.
Ошибка 5: продать бизнес не тому человеку
Принятие первого попавшегося предложения может оказаться неразумным выбором. Это не обязательно должно быть лучшее предложение, и во многих случаях это именно так. Бизнес часто идет прахом, как только к власти приходит новый владелец. Причины этого разные, в том числе отсутствие опыта, плохое руководство и т. д.
Никто не хочет, чтобы их компания потерпела крах после многих лет успеха из-за отсутствия опыта нового владельца. Оцените свои возможности и сделайте лучший выбор в долгосрочной перспективе. Спросите себя, лучший ли это человек для покупки и управления бизнесом? Если продажа хорошо спланирована и пройдет гладко, она представляет собой огромную возможность для новых владельцев бизнеса. Успех гарантирован!
Ошибка 6: дать рассрочку без гарантий
Схема продажи компаний в рассрочку сегодня довольно распространена. В этом случае покупатель предлагает отдать сразу 10% или 20% стоимости, а потом частями выплачивать остальное. Способ рабочий, но только при условии порядочности покупателя. И риски здесь довольно велики.
По закону, как только покупатель внес первую сумму, он сразу же получает возможность работать с поставщиками, доступ к хранению товара, к базе клиентов. И если он решить больше не платить вам, вернуть всю стоимость бизнеса будет очень непросто. На суде покупатель может оказаться неплатежеспособным, тогда остаток денег вы не получите.
Ошибка 7: доступ к ценным данным в тестовом периоде
Некоторые покупатели хотят перед окончательной покупкой протестировать компанию, поработав в ней какое-то время. Это довольно безопасный механизм, но только при его грамотной организации. Покупатель может посмотреть бизнес "изнутри", оценить потенциал, продумать свои идеи. Главное – не давать покупателю на первых порах доступ к ценной информации.
Заранее обсудите, к чему доступ будет открыт, а что останется недоступным до полной оплаты бизнеса. Причем, лучше прописать это в договоре о купле-продаже. Никогда не передавайте никому базу основных поставщиков, клиентов, не выкладывайте все тонкости ваших рабочих сделок.
Ошибка 8: продать бизнес конкуренту
Конкурент, с одной стороны, может казаться отличным покупателем. Он лучше всех разбирается в вашем бизнесе, но в этом и главная опасность. Показывая заинтересованность в покупке, он может просто собирать информацию о работе вашей компании, чтобы улучшить собственный бизнес.
Всегда осторожно общайтесь с конкурентами. Продавать компанию имеет смысл только тогда, когда в бизнесе есть активы, скопировать которые быстро не получится. Это может быть оптимизированный под поисковики сайт или страница в соцсетях, пользующаяся спросом. В остальных случаях продажа фирмы конкуренту – плохая идея.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание