Если вы видите, что коллега делает что-то лучше, чем вы, и вас это беспокоит, то у вас есть ровно два варианта. Первый: вы начинаете работать более усердно. Второй: вы хотите себя и других убедить в том, что коллега не так уж и хорош, подсиживая его. И вторую стратегию мужчины используют гораздо чаще, чем женщины, особенно в построении карьеры.
Ослабить противника вместо того, чтобы стать лучше
Был проведен очень показательный эксперимент. Мужчины и женщины должны переводить слова в определенную последовательность чисел. За каждое правильное кодирование они получали очки, а те, кто набрал наибольшее количество очков, получал бонус.
Решающий фактор: у испытуемых была возможность заплатить деньги, чтобы забрать очки у соперника – таким образом ослабить оппонента, вместо того, чтобы самому сделать лучше. «Мужчины использовали этот вариант гораздо чаще, чем женщины», - говорит Петра Никен, возглавляющий кафедру управления человеческими ресурсами в KIT, Технологическом институте Карлсруэ.
В своем эксперименте конкуренты скупали друг у друга фиктивные очки; вредительство на работе немного отличается. «Классика - это отрицание важной информации, - говорит Петра Никен. - Ой, я забыл переслать вам это письмо». Преимущество знания, которым они могут воспользоваться. Другие виды вредительства: спонтанно устраивать собрания по вечерам, чтобы коллега X не смог прийти, так как не может так быстро поменять свои планы; принимать важные решения в дни, когда коллега Y находится вне офиса, чтобы он не мог наложить вето; удалить жесткий диск коллеги Z. «Часто это тонкие вещи, которые мешают работодателю определить, является ли это вредительством или уголовным преступлением», - говорит Петра Никен.
Являются ли мужчины более безнравственными, чем женщины?
Что заставляет людей вредить своим конкурентам? Есть ли у мужчин менее выраженное понимание правильного и неправильного? Они более аморальны, чем женщины? Нет, Никен нашла, в чем причина тенденции к подсиживанию: «Мужчины оценивают свое окружение с более конкурентоспособной точки зрения, чем женщины». Другими словами, мужчины думают, что мир полон соперников, которые якобы действуют против них и которым они должны заявить о себе.
Это стало ясно из эксперимента Петры Никен, когда она и ее команда спросили мужчин, считают ли они, что их коллеги подсиживают их, и если да, то в какой степени. «Мужчины постоянно переоценивают это», - говорит она. Женщины, с другой стороны, очень реалистично оценивали окружающих их людей и их страсть к вредительству.
Конкуренция везде. «Мы постоянно конкурируем в компаниях. За ресурсы, бонусы, промо-акции, титулы или стол в углу, - говорит Петра Никен. - Однако было доказано, что системы ранжирования могут быть проблематичными, - говорит Никен. - Сотрудники часто слишком большое значение придают своему месту в рейтинге. Это создает большое давление и делает сотрудников непродуктивными в долгосрочной перспективе».
Но как сохранить здоровую конкуренцию, избегая при этом вредного давления? Через прозрачность. «Босс должен четко заявить: «Я не терплю диверсий», - говорит Петра Никен. Будет лучше, если у компании есть кодекс поведения, регламент. Если боссы игнорируют нарушения правил, они усугубляют проблему. «Непрозрачные корпоративные культуры вызывают сподсиживание», - говорит Петра Никен.
Не плохие мужчины, а бедные женщины
«Это не плохие мужчины, а бедные женщины», - говорит ученый. В конце концов, именно мужчины страдают от собственной склонности к вредительству. «Они вкладывают большие средства в борьбу против предполагаемых противников. Они постоянно находятся в состоянии стресса».
Кстати, в итоге мужчины почти всегда побеждали в эксперименте Петры Никен. У них были самые высокие оценки, они получали призовые места. Несмотря на выплату бонусов, в итоге у них на счете было столько же денег, сколько и у женщин. Почему? Потому что они все время подсиживали своих противников.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание