Рубрики

Обратное наставничество: чему миллениалы могут научить своих опытных коллег и как это поможет развитию бизнеса

Что такое обратное наставничество в бизнесе? Это привычная концепция, когда мудрый пожилой человек берет неопытного молодого под свое крыло, но перевернутая с ног на голову.

Некоторые компании ввели практику обратного наставничества. Ее суть заключалась в том, что миллениалы помогли коллегам понять проблемы, связанные с новыми технологиями и способами мышления.

Чего можно достичь благодаря данному методу наставничества?

Олу Одубаджо - цифровой аналитик в KPMG, наставник управляющего партнера Филиппа Дэвидсона через схему обратного наставничества компании. Да, в этом случае "ученик" выше "учителя" даже в должности. Но Олу уверен, что программа может привести к реальным культурным преобразованиям в компании.

«Благодаря открытым дискуссиям с Филиппом я смог найти много общего, а также сгладить различия во взглядах на некоторые проблемы. Это вселило в меня уверенность, что я смогу подняться до его уровня в организации. При этом я помог ему понять и принять некоторые моменты, с которыми трудно свыкнуться людям его поколения, - говорит Олу. - Наставники не должны недооценивать свое влияние. У них есть уникальный опыт, они могут поделиться ценной информацией и побудить других сломать барьеры стереотипов».

Какие имеются подводные камни у такого подхода?

Чепмен-Харрис говорит, что любые отношения наставничества являются сложными, но есть определенные проблемы именно с обратной его формой. Люди могут чувствовать опеку или то, что они зависят от мнений своих учеников - людей, которые младше и часто ниже по должности. Это вызывает неприятие. Схема обратного наставничества должна быть добровольной, наставник и ученик учатся комфортно взаимодействовать. «Мы ясно дали понять, что это не корректирующее вмешательство - это позитивная схема действий. Обратный наставник не должен игнорировать мнение старшего лидера», - говорит Чепмен-Харрис.

О чем следует подумать, прежде чем начинать обратное наставничество?

"Начните с малого, - советует Чепмен-Харрис. - И посмотрите, как идут дела". Он предлагает начать с вопросов, которые, по вашему мнению, должна решить ваша компания, а затем развиваться по мере продвижения. «Разговоры об этнической принадлежности, равноправии женщин в труде и интеграции инвалидов требуют определенного уровня знаний, - отмечает он. - Если вы не уверены, что молодой наставник справится с этой задачей, лучше начинать с проблем, связанных с современными технологиями. У старших поколений часто не хватает знаний в этой области. В проработке вопросов этики нужна особая чувствительность. Не каждый молодой сотрудник может стать тактичным и авторитетным наставником в этой сфере».

Обратное наставничество в компании General Electric

Джек Уэлч, грозный бывший генеральный директор General Electric (GE), популяризировал концепцию обратного наставничества в 1999 году. В своем пилотном проекте он объединил 500 старших и младших сотрудников в надежде, что последние научат первых технологическим достижениям и инструментам.

За годы, прошедшие после новаторских усилий Уэлча, многие компании, в том числе такие лидеры отрасли, как Target, Cisco, UnitedHealthcare и Fidelity, разработали свои собственные программы обратного наставничества. Хотя они различаются по масштабу и охвату, но у всех один общий подход. В рамках проекта вводится координация общего обучения между коллегами из разных слоев общества, разрабатывается симбиотическая корпоративная программа.

В то время как обратное наставничество имеет очевидные преимущества для наставника и ученика, этот подход также может привести к значительным результатам для организации в целом. Помимо изменения иерархии и мобилизации нетрадиционных команд, эта практика помогает в достижении стратегических целей. Компания может задействовать ресурсы, которые ранее считались "неправильными", а потому игнорировались. Кроме того, она получает конкурентное преимущество за счет популяризации высоких технолоногий.

Миллениалы уходят с работы. Как это предотвратить?

Проблема сохранения миллениалов остается серьезной для современных работодателей. Они в настоящее время являются крупнейшим поколением рабочей силы. Но согласно опросу Deloitte Millennial Survey, проведенному в 2018 году, 43% демографической группы планируют уйти с текущей работы в течение следующих двух лет.

Ученые выяснили причины, по которым молодые люди ищут новые места работы. Это поколение требует непрерывного обучения и развития передаваемых навыков, личного удовлетворения и ясных возможностей для карьерного роста. Им трудно взаимодействовать с классической системой управления компанией - она слишком авторитарна и неотзывчива к предложениям.

Практика обратного наставничества позволяет старшим работникам, в том числе и руководителям, взглянуть на мир по-новому. Это частично решает проблему.

Инвертирование иерархии и предоставление возможности миллениалам выступать в качестве наставников приводит к одинаково выгодным результатам. В структуре компании они чувствуют себя ценными, к тому же получают беспрецедентный доступ к общению со старшими руководителями и выгоду от альтернативных карьерных возможностей. Когда работодатели предоставляют такие удовлетворительные возможности, миллениалы чувствуют уверенность в том, что их инвестиции в компанию будут соответствовать инвестициям компании в их будущее.

Не стоит игнорировать основные концепции

Даже если по бюджетным или стратегическим причинам программа обратного наставничества не соответствует видению компании, ее основные концепции нельзя игнорировать. Предприятия, которым требуется конкурентное преимущество, должны искать идеи, предоставляющие новые возможности для достижения успеха.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание