Рубрики

Сложнее и убыточнее дефицита микрочипов: автопром всей планеты на пороге нового кризиса?

Автомобильная отрасль потребляет немалое количество ресурсов. За возможность владеть личной машиной миру приходится много платить. Проблема дефицита ресурсов стоит все острее, ведь мировое население, мягко говоря, не уменьшается, а перейти от личного авто к пользованию общественным транспортом пока хотят немногие. Одним из самых нужных элементов оказался палладий. Санкции против России способны усугубить ситуацию, но и до них уже назревал ресурсный дефицит. Об этом еще 1 декабря поведал изданию «Форбс» вице президент компании «Норникель» Антон Берлин.

Платина или палладий?

Оба металла очень дороги, редко встречаются в земной коре и могут использоваться в качестве катализаторов для обезвреживания выхлопов автомобильных газов. Из них лучшим является палладий, который выдерживает температуры свыше 1000 градусов, а потому может применяться в высокотемпературных бензиновых двигателях, которые распространены, например, в Европе и Японии.

Платина же использовалась в дизельных двигателях. Однако машины с такими агрегатами быстро уходят с рынка по экологическим соображениям. Особенно это касается стран ЕС. В то же время за пределами Европы дизель вообще не популярен.

Из-за роста доли бензиновых машин потребление палладия резко выросло, что привело к взлету цен на этот металл. И хотя платина ценнее палладия, подобное развитие ситуации создало ценовой перекос, и последний стал тоже очень дорогим.

Как будет развиваться ситуация дальше

Хотя последние события могут привести к более драматичному сценарию, в целом спрос на металлы платиновой группы будет расти, поэтому Россия планирует наращивать их добычу. Если палладия будет сильно не хватать, то увеличится потребление платины, однако полностью его заместить, по словам эксперта, будет невозможно. Потребление палладия можно таким образом немного снизить, улучшив соотношение цен между ним и платиной, которая в последние несколько лет была в профиците. Использовать же платину в высокотемпеоратурных двигателях невозможно. Но в случае возникновения резкой нехватки металла (теперь это весьма вероятный сценарий) придется менять конструкцию двигателя, что достаточно сложно.

Обычно для таких изменений требуется начать выпуск новой модели, однако в большинстве случаев на это уйдут годы. Одна лишь сертификация занимает от 6 до 12 месяцев. А еще требуются инженерные работы и испытания, так что сразу отказаться от палладия мировой автопром вряд ли сможет.

Почему нехватка палладия может стать критическим фактором

Введенные многими странами санкции против России могут нарушить планы отечественных компаний по наращиванию производства металлов. А российские поставки палладия оказывают большое влияние на мировой рынок данного металла, поскольку в мире его не так много, а Россия располагает значительными запасами.

Кризис, связанный с нехваткой микрочипов, может оказаться не первым и не самым большим испытанием для автомобильной отрасли. Дефицит палладия может оказать более серьезное влияние, если экспорт этого металла из России будет остановлен или резко сокращен. Вполне вероятно, что западным странам придется смягчать санкции против России, ведь если все наши ресурсы пойдут в азиатские страны, то это может сделать европейских автопроизводителей неконкурентоспособными. В любом случае, Китай вряд ли откажется от нашего сырья, а потому катастрофы в мировом автопроме может и не произойти. В отличие от газа, перенаправить экспорт металлов на азиатские рынки России будет куда проще.

Может ли данный дефицит ускорить внедрение автомобилей, работающих от электричества?

Электромобили, вероятно, все еще дороже бензиновых машин, однако в ЕС этот сектор быстро развивается, и нехватка палладия может ускорить данный процесс. Впрочем, Россия поставляет и другие металлы, часть из которых требуется для производства электромобилей. И хотя их добывают и в других странах, снижение российского экспорта взвинтит цены, так что бума электромобилизации может и не произойти.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание