Рубрики

Ст. 39 УПК РФ с последними изменениями

В соответствии со ст. 39 УПК РФ от 03.06.2015 г. под руководством следственного органа нужно понимать должностное лицо, которое возглавляет то или иное следственное подразделение. Важно отметить, что сюда относится и его заместитель. Какие функции выполняет руководство следственного органа? Какими правами он наделен? Насколько серьезные несет обязанности? В данной статье подробным образом рассматривается ст. 39 УПК РФ с комментариями (2016 г.).

Полномочия руководства следственного органа

ст. 39 УПК

Для начала целесообразным будет рассмотреть полномочия руководства следственного органа. Итак, строго по действующей ст. 39 УПК РФ в новой редакции он уполномочен:

  • Давать поручения по производству предварительного следствия нескольким либо одному следователю. Кроме того, он вправе изымать у одного и передавать то или иное дело другому следователю. В данном случае весьма важно, чтобы существовали определенные условия передачи, носящие обязательный характер. Необходимо знать, что руководство следственного органа наделено абсолютным правом на формирование следственной группировки, изменение ее состава либо принятие уголовного дела к собственному производству.
  • Осуществлять проверку материалов уголовного дела либо данных проверки извещения по поводу преступления. В соответствии со ст. 39 УПК руководство следственного органа наделено правом отмены необоснованных или незаконных постановлений следователя.
  • Наделять следователя указаниями по поводу направления расследования, производства отдельных следственных операций, привлечения определенного лица как обвиняемого, избрания в отношении обвиняемого или подозреваемого меры пресечения, объема обвинения, а также квалификации преступления. Необходимо знать, что руководство следственного органа может лично изучать сообщения, касающиеся преступления, а также принимать участие в их проверке.

Дополнительные полномочия

ст. 39 УПК РФ

Помимо перечисленных выше полномочий руководства следственного органа, целесообразным будет представить следующие пункты, сформированные строго по ст. 38, 39 УПК РФ:

  • Руководство следственного органа вправе давать согласие по поводу возбуждения перед рассмотрением дела в судебных органах ходатайства о продлении, об избрании, некотором изменении или абсолютной отмене меры пресечения или о производстве другой процессуальной операции, которая является допустимой в соответствии с решением суда. Помимо этого, оно наделено полным правом осуществления личного допроса в отношении обвиняемого или подозреваемого за исключением принятия дела к собственному производству в процессе рассмотрения вопроса, связанного с дачей согласия следователю по поводу возбуждения перед раскрытием дела в суде указанного ходатайства.
  • В соответствии со ст. 39 УПК РФ с последними изменениями руководство следственного органа наделено правом давать разрешение на отводы, которые считаются заявленными следователю, а также на его самоотводы.
  • Оно может полностью отстранять следователя в плане продолжения им производства расследования тогда, когда вторым допущено нарушение правил и требований действующего Кодекса.
  • Руководитель вправе отменять необоснованные или вовсе незаконные постановления нижестоящего лица в порядке, который установлен действующий Кодексом.
  • В соответствии со ст. 39 УПК он может продлевать период предварительного расследования в отношении того или иного преступления.
  • Руководство следственного органа наделено правом утверждения постановления следователя по поводу прекращения производства, связанного с определенным уголовным делом, а также в плане осуществления защиты со стороны государства.

Какие же еще полномочия имеет руководитель?

В соответствии со ст. 39 УПК РФ руководство следственного органа наделено следующими полномочиями:

  • Утверждение собственного согласия следователю, который производил предварительное следствие в отношении конкретного уголовного дела, на обжалование прокурорского решения, вынесенного по пункту второму части первой статьи 221 действующего Кодекса, в порядке, который установлен четвертой частью 221 статьи действующего Кодекса.
  • Возвращение того или иного дела следователю с собственными указаниями по поводу производства расследования, носящего дополнительный характер.
  • По ст. 39 УПК руководство следственного органа должно реализовывать другие полномочия, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Пункты 2 и 3 статьи 39 УПК РФ

ст. 39 УПК РФ с комментариями

На современной стадии развития права руководство следственного органа наделено абсолютным правом возбуждения нового дела в установленном действующим Кодексом порядке, принятия уголовного дела к собственному производству, а также проведения предварительного следствия в полноценном объеме. При этом он обладает полномочиями руководителя следственной группировки или следователя, что предусмотрено ст. 39 УПК РФ.

Стоит отметить, что указания рассматриваемого должностного лица, относящиеся к уголовному делу, даются в письменной форме. Они являются обязательными для исполнения со стороны следователя. Интересно знать, что данные указания могут быть обжалованы непосредственно руководителю вышестоящей следственной структуры. Однако это обжалование не приостанавливает реализации указаний. Исключение здесь составляют случаи, когда они относятся к изъятию и дальнейшей передачи уголовного дела иному следователю, привлечению лица как обвиняемого, объему обвинения, квалификации преступления, избранию меры по пресечению, производству следственных операций (допускаются исключительно по решению судебных органов), а также направлению дела в судебные органы или его прекращению. При этом следователь наделяется абсолютным правом представления материалов уголовного дела и письменного возражения на указания своего непосредственного руководителя руководству вышестоящего органа по ведению следствия в соответствии со ст. 39 УПК.

Рассмотрение прокурорских требований

Необходимо знать, что руководство следственного органа может рассматривать требования прокурора, связанные с отменой необоснованного или незаконного постановления следователя, а также с устранением других нарушений федеральных законодательных актов, допущенных в процессе судебного производства, сроком не более пяти суток. Кстати, таким же образом производится рассмотрение письменных возражений следователя на определенные требования.

Необходимо знать, что в соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК РФ полномочия руководства следственного органа реализует Председатель комитета РФ, руководство следственных органов Следственного комитета РФ по районам, субъектам страны, городам, а также их заместители и руководство следственных органов определенных федеральных органов власти исполнительного значения и так далее.

Актуальные комментарии

ст. 39 УПК РФ от 03.06.2015 г.

В данной главе целесообразным будет рассмотреть ст. 39 УПК РФ с комментариями. В соответствии с определением руководящим лицом следственного органа сегодня является должностное лицо, которое возглавляет то или иное следственное подразделение. Кроме того, в части пятой актуальной в текущей теме статьи содержится базовый список должностных лиц, которые обладают процессуальными полномочиями приведенного участника досудебного процесса, связанного с уголовными делами. Так, в завершающей ее части содержится формулировка, которая имеет в виду руководителей трех систем, сформированных в соответствии с вертикальным принципом. Среди них следующие пункты:

  • Федеральные органы безопасности.
  • Органы внутренних дел.
  • Органы, осуществляющие контроль за оборотом психотропных веществ и наркотических средств.

Изъян в формулировке

ст. 39 УПК РФ с комментариями 2016

Если опираться на формулировку, приведенную в ч. 1 ст. 39 УПК РФ, можно заметить существенный логический изъян. Состоит он в том, что в определении понятия «подразделение» и «орган» полностью отождествляются. Но ведь орган – не что иное, как самостоятельный элемент системы следственного ведомства. Важно отметить, что под юрисдикцией последнего пребывает строго выявленная территория, участок водного, воздушного или железнодорожного пути или же объект, находящийся под особой охраной. Под подразделением следует понимать структурную часть подобного элемента, относительно обособленную внутри органа в соответствии с функциональным или каким-либо иным признаком.

Представленный изъян и стал предопределением такому положению, при котором контроль в следственных органах, носящий процессуальный характер, реализуется руководством, члены которого состоят друг с другом в отношениях подчинения и власти. Именно вследствие данного положения контроль уподобляется управлению большой мотострелковой бригадой. А это совершенной чуждо действительным особенностям юстиции, где терминам «управление» и «начальник» в вовсе нет места.

Ст. 39 УПК РФ с комментариями

Целесообразным будет заметить то, что норма, закрепленная посредством пункта 2.1 части первой рассматриваемой статьи, которой Уголовно-процессуальный кодекс был дополнен только в конце 2010 года, в плане теоретического смысла конституционных уголовно-процессуальных отношений в сфере права выглядит лишенной юридического смысла. При принятии на основании законодательства уголовного дела к собственному производству следователь абсолютно любого ведомства, как правило, берет на себя все процессуальные обязанности, ответственности, а также права. Сюда относится и та часть, которая предопределена посредством решений его следователей-предшественников в соответствии с ч. 1 ст. 39 УПК РФ. Находя какое-нибудь решение процессуального характера, действующее на необоснованных и незаконных основаниях по данному делу до сих пор, следователь имеет право и даже обязуется принять решение по поводу его отмены лично. При этом у него нет необходимости считаться с ведомственной принадлежностью «не своего» следователя (он же – автор соответствующего решения, носящего процессуальный характер) или с рангом. Как правило, в данном случае следователь включает соответствующую ранее определенную процедуру Уголовно-процессуального кодекса, к примеру, отмену меры процессуального принуждения, изменение обвинения, предъявление нового обвинения (и тем самым отмена прежнего), абсолютное прекращение уголовного преследования (даже при условии полной реабилитации), удовлетворение ходатайства стороны защиты по поводу назначения экспертизы или производства иных следственных операций и так далее.

В соответствии со ст. 39 УПК РФ (2016), когда у данного следователя по законодательству нет столь мощной собственной власти, ему необходимо поставить вопрос, связанный с отменой постановления предшественника властью текущего начальства следственного органа, прокурора или суда, с подсудностью которого так или иначе связаны данные правоотношения.

Противоречие!

ст. 38-39 УПК РФ

Положение, которое содержится в части пятой рассматриваемой статьи, предполагает, что председатель Следственного комитета, а также высшее руководство следственных ведомственных аппаратов определяет «объем полномочий процессуальной природы» руководства следственных органов, подчиненных ему. Данное положение так или иначе состоит в очевидном противоречии с основополагающим принципом уголовного права (часть 1 статьи 1 УПК), в соответствии с которым «порядок уголовного процесса в РФ определяется действующий Кодексом, который основан на Конституции РФ».

Важно знать, что объем полномочий, участвующих в уголовной деятельности, носящих процессуальный характер (другими словами, процессуальное положение) – не что иное, как важнейший компонент подобного порядка. Данный объем может устанавливаться исключительно Уголовно-процессуальным кодексом. Так, отдельные руководители органов следствия (а их положение однозначно в соответствии с настоящим Кодексом), наделены некоторыми различиями лишь в плане законной подследственности (по статье 151 УПК РФ). Кстати, участников уголовного процесса, которые однозначным образом поименованы в законе (следователь, прокурор, эксперт, дознаватель, свидетель и так далее) и наделены разным процессуальным положением, по определению не было, и быть не может.

Комментарии по пунктам 5 и 6 актуальной статьи

ч. 2 ст. 39 УПК РФ

В соответствии с содержанием комментируемой статьи Уголовно-процессуального кодекса процессуальные полномочия руководства следственного органа всеобъемлющи и огромны. Важно отметить, что в столь невообразимом объеме они были сформированы по причине реформы прокуратуры Российской Федерации, которая проходила на основании приведенного выше Федерального закона, связанного с внесением дополнений и изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, в данные реформы были включены весьма широкие возможности участия руководства следственного органа в предварительном следствии; управлении, связанном с уголовными делами, которые пребывают в производстве следователей, являющимися подчиненными; надзоре за надлежащим исполнением федеральных законодательных актов в досудебном производстве.

Важно знать, что фигура отдельного руководителя следственного ведомственного подразделения, в уголовно-процессуальном смысле определяемая как подвластная, относится к чисто российским явлениям. Так, в классическую теорию, относящуюся к уголовно процессуальным отношениям, в правовом демократическом государстве вписывается она весьма неудачно. Это означает то, что надзор за уголовным процессом (иными словами, юстиционной в соответствии со своей генетической природой деятельностью) реализует должностное лицо, которое принадлежит государственной исполнительной власти, или чиновник, состоящий на аналогичной государственной военизированной внесудебной службе, что и поднадзорный; одетый в тот же мундир; связанный отношениями офицерского подчинения и власти непосредственно с поднадзорным; получающий соответствующее денежное содержание (здесь имеет место одна и та же касса). Необходимо дополнить, что их личные дела находятся в одном и том же кадровом отделе.

Одним из таких руководителей является чиновник ведомства полувоенной полиции, носящего самостоятельный характер. Вторым же руководителем выступает контрразведчик. Роль третьего начальника играет должностное лицо, носящее звание офицера юстиции, однако исключительно в случае сыскного ведомства (МВД). Четвертым является «наркополицейский». Необходимо отметить, что оценку представленному явлению предстоит дать практической деятельности, уместной в различные периоды существования рассматриваемой категории, а также историческому процессу, при котором время исчисляется не только десятилетиями, но и столетиями, что играет на сегодняшний день немаловажную роль.