В настоящее время отечественное образование находится на этапе серьезной модернизации. Законы, указы, постановления, программы, которые были приняты в РФ, стали импульсом для инноваций. Ступени высшего профессионального образования также подверглись изменениям.
Если ранее обучением занимались только государственные учреждения, то в настоящее время существует и «частный сектор». Около 10 миллионов студентов обучаются именно в 400 негосударственных высших учебных заведениях.
Устройство системы
Что представляют собой ступени высшего профессионального образования? Остановимся на данном вопросе подробнее. Целью профессионального обучения является организация подготовки квалифицированных кадров в различных отраслях производства и экономики. Вузовское образование должно способствовать развитию у молодого поколения нравственных, интеллектуальных, культурных качеств.
В нашей стране система профессионального высшего образования функционировала в качестве отдельной структуры до 2013 года. После принятия ФЗ «Об образовании» были выделены ступени высшего профессионального образования, включена ассистентура-стажировка, ординатура, которые ранее считались составными частями послевузовских программ.
Предназначение
Что собой представляют ступени высшего профессионального образования? Характеристика их неразрывно связана с их функциональными параметрами:
-
подготовка высококлассных специалистов для науки и техники;
-
развитие искусства и науки;
-
воспитание социально активных граждан;
-
саморазвитие и самосовершенствование.
Особенности программ
Ступени высшего профессионального образования характеризуются определенными особенностями:
1. На первом этапе студент получает азы (1-2 года) профессионального курса, включающего естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. К концу первой ступени у студента должна сформироваться база ЗУН, достаточных ему для последующего углубления в конкретную область знаний.
2. На второй ступени высшего профессионального образования, сроки которой составляют 4 года, студент изучает науки, необходимые ему для получения степени специалиста или бакалавра. Помимо общих гуманитарных дисциплин в профильное образование сегодня включаются фундаментальные знания по естественнонаучному циклу, а также профессиональная подготовка.
3. На третьей ступени высшего профессионального образования, сроки и формы которой также прописаны в ФЗ «Об образовании», в программу добавляют дисциплины, необходимые для подготовки специалиста/магистра, имеющего углубленные и широкие ЗУН.
Помимо фундаментальных предметов, студенты получают серьезную общую профессиональную базу, гуманитарное образование, а также изучают специализированные дисциплины, которые ориентированы на начальную научно-педагогическую либо научно-исследовательскую деятельность.
Вручение диплома происходит именно на этой ступени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения определяются спецификой программы, по которой работает высшее учебное заведение. В основном обучение продолжается шесть лет, выпускник получает звание магистра.
О чем важно знать
Чем отличаются ступени высшего профессионального образования? Сроки и формы их получения — это далеко не все различия, о которых важно знать. К примеру, специалитет подразумевает не только получение теоретических знаний по общепрофессиональным, естественным, научным дисциплинам, но и подтверждение приобретенных умений и навыков на практике.
Образцы дипломов, которые выдают высшие учебные заведения своим выпускникам, разрабатываются и утверждаются Госкомитетом РФ по высшему образованию.
После получения такого документа у молодого специалиста есть право трудоустраиваться по профилю, указанному в дипломе.
Современные реалии
За десять последних лет были существенно изменены ступени высшего профессионального образования. Общая характеристика таких инноваций указывается в ФЗ «Об образовании». Причиной произошедших изменений стало подписание в 2013 году нашей страной Болонской декларации в 2003 году.
Дадим более подробную характеристику каждой ступени высшего профессионального образования в РФ.
Особенности бакалавриата
Это первая ступень отечественного высшего образования. Право на получение данной степени имеют выпускники средних школ, профессиональных училищ, лицеев, колледжей. Длительность обучения на бакалавриате составляет четыре года. На протяжении всего процесса обучения студенты приобретают основные научные знания.
Для получения диплома бакалавра они должны защитить дипломный проект (сдать государственные экзамены). Получаемый документ может быть как академического, так и прикладного характера. Его обладатель имеет право продолжить обучение в магистратуре или начинать по специальности свою трудовую деятельность.
Специалитет и магистратура
Это вторая ступень профессионального высшего российского образования. Если до реформирования высшей школы все выпускники вузов становились обладателями дипломов специалиста, то в настоящее время ситуация несколько иная. Обучение на специалитете составляет 5-6 лет. Программа от бакалавриата отличается тем, что слушатель получает не только теоретические (общие) знания, но и уделяет пристальное внимание практической ориентации в конкретном направлении деятельности.
После завершения обучения выпускники сдают экзамены, пишут и защищают дипломную работу, получая (в случае успешной сдачи) диплом, в котором указана квалификация «Экономист», «Журналист», «Юрист».
Владея дипломом специалиста, можно поступать в магистратуру либо приступать к непосредственной трудовой деятельности. Каковы основные отличия магистратуры от специалитета? Здесь длительность обучения составляет 1-2 года. Программы, по которым обучаются магистранты, предполагают углубление знаний, приобретенных на предыдущей ступени обучения. После защиты диссертации магистра, получив соответствующий диплом, молодые специалисты имеют право переходить на третью ступень или трудоустраиваться по специальности.
Третий уровень
К следующей ступени профессионального высшего образования относятся: ординатура, адъюнктура, стажировка, аспирантура. Предназначение этой ступени — подготовка кадров высокой квалификации.
Программы, по которым осуществляется обучение на третьей ступени, зависят от отрасли. В частности, в аспирантуре осуществляется подготовка научно-педагогических кадров. Поступать сюда могут студенты, которые имеют дипломы магистра или специалиста. Они расширяют знания, которые были приобретены ранее, применяют их на практике, ведут педагогическую или научно-исследовательскую деятельность.
Продолжительность обучения при очной форме составляет три года, а при заочном варианте - четыре. После завершения курса будущие аспиранты защищают кандидатские диссертации, получают (при успешной защите) первую ученую степень — кандидат наук. У новоиспеченных научных кадров есть право на повышение своей квалификации.
В учебных заведениях Минобороны и МВД РФ осуществляется адъюнктура, а в фармацевтических и медицинских учебных заведениях — ординатура.
Будущие фармацевты и медики приобретают углубленные знания по узкой специализации, применяют их на практике. Для получения диплома, квалификации, а также права на работу в медицинских учреждениях, им необходимо успешно сдать специальный трехступенчатый экзамен.
Подведем итоги
В настоящее время в Российской Федерации используется многоступенчатая система профессионального высшего образования.
Она в полной мере соответствует Болонской системе, позволяет российским студентам получать качественное образование, быть востребованными специалистами на рынке труда, повышать свой профессиональный уровень на протяжении всей трудовой деятельности.