Рубрики
...

Тарифные преференции: сущность, виды, характеристики и назначение

Согласно ст. 74 Таможенного кодекса ТС, тарифная преференция страны считается одной из разновидностей льгот, связанных с уплатой таможенных платежей. В нашей статье речь пойдет о понятии, характеристиках категории. Помимо этого, рассмотрим ее классификацию и вопрос назначения преференций.

История становления

предоставление тарифных преференций

Целесообразно начать именно с истории становления системы тарифных преференций Таможенного союза. Стоит отметить, что данное понятие с латинского переводится как «предпочитающий». Первое упоминание о нем приходится на конец прошлого века. Это более благоприятный, чем в традиционном ключе, таможенный режим. Он предоставляется той или иной страной товарной продукции, поступающей из некоторых стран или их групп.

История появления тарифных преференций в развивающихся странах непосредственно относится к истории формирования и последующего развития колониальных мировых систем. Стоит уточнить: именно политика тарифов преференциального типа стала базой, на которой получила свое развитие экономика стран, являющихся монополиями. Все это было реализовано за счет ограничений в плане внешней торговли тех стран, которые считались сателлитами. Максимально широкой системой тарифных преференций, которая охватила порядка 100 зависимых территорий, обладали следующие страны: Голландия, Англия, Бельгия, Франция. Необходимо дополнить, что для них колонии считались одним из ключевых источников обогащения.

Преимущества для метрополий

тарифные преференции страны

Так как колонии обычно занимались экспортом сырья, свободно поступающего на многие рынки, а метрополии, в свою очередь, экспортировали готовую товарную продукцию, то политика таможенно-тарифных преференций обладала большими преимуществами для метрополий, нежели для колоний.

Так, на первоначальных этапах рассматриваемый термин включался в особый тип взаимоотношений тарифного плана, возникающих между метрополией и колонией, в соответствии с которым каждая из указанных сторон сохраняла так называемую тарифную индивидуальность, однако оговаривала для иной льготы, которые не предоставлялись другим странам, как правило, в форме полного или частичного освобождения от экспортных, импортных пошлин.

Понятие категории

Под тарифной преференцией страны необходимо понимать освобождение (полное или частичное) от уплаты таможенных пошлин ввозного типа в отношении товарной продукции, происходящей из стран, которые вместе с Российской Федерацией образуют зону свободной торговли, или из тех, которые подписали соглашения, несущие своей целью формирование такой зоны либо понижение ставок таможенных пошлин ввозного характера в отношении товарной продукции, происходящей из развивающихся или менее развитых стран, пользующейся единой системой преференций ТТС. Данное определение прописано в п. 1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе».

Классификация

система тарифных преференций таможенного союза

Как выяснилось, под тарифными преференциями следует понимать определенные преимущества, которые предусмотрены в сфере уплаты таможенной пошлины, причем в прямой зависимости от страны, где был выпущен товар. Рассмотрим классификацию категории.

В ТС применяется таможенный тариф дифференцированного типа, то есть с такими ставками, которые зависят от стран. На сегодняшний день актуальной является Единая система тарифных преференций ТС. Стоит заметить, что применяется она для содействия развитию как развивающихся, так и менее развитых стран в экономическом плане:

  • В отношении товарной продукции, происходящей из развивающихся стран, используются ставки в размере 75 процентов от ставок таможенных пошлин, относящихся к Единому таможенному тарифу, ввозного типа.
  • В отношении товарного продукта, происходящего из менее развитых стран, имеют место нулевые ставки таможенных пошлин ввозного характера.
  • Если странам предоставлен РНБ, то речь пойдет о 100 процентах.
  • Остальные — 200 %.

Утвержденные списки

тарифные преференции развивающиеся

Стоит знать, что решением комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни стран и товаров:

  • Список стран развивающегося типа, которые являются пользователями Единой системы тарифных преференций (ЕАЭС) Таможенного союза.
  • Список менее развитых стран, которые считаются пользователей системы.
  • Перечень товарных продуктов, которые происходят и ввозятся из развивающихся и менее развитых стран. Следует дополнить, что при их ввозе так или иначе актуальным является предоставление тарифных преференций.

Использование преференций

Далее целесообразно рассмотреть вопрос применения тарифных преференций. По п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе», льготы могут быть предоставлены только по решению Правительства РФ в форме освобождения от того, чтобы уплачивать таможенную пошлину, или в виде понижения ее ставки относительно следующих категорий товарной продукции:

  • Вывозимой из России в составе поставок комплектного плана для сооружения объектов, относящихся к инвестиционному сотрудничеству, за рубежом согласно международным договорам РФ.
  • Вывозимой из России в границах объемов поставок именно на экспорт для государственных нужд федерального значения. Стоит заметить, что определяется она согласно законодательству РФ касательно размещения заказов на поставки товарной продукции, исполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных и государственных нужд.

Помимо этого, Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвердили «Перечень товаров, которые происходят и ввозятся из развивающихся и менее развитых территорий, при ввозе которых имеют место тарифные преференции».

Условия предоставления

таможенно тарифные преференции

Согласно разделу VI соглашения «О правилах определения происхождения товарной продукции из развивающихся и менее развитых территорий» (далее — Соглашение), таможенные преференции касательно товарной продукции, происходящей из этих стран, в отношении которой актуальным считается тарифный режим в плане преференций, предоставляются исключительно при условии прямой закупки такого продукта в данных странах и непосредственной поставки его на ЕАЭС государств, которые являются сторонами договора.

Товарная продукция рассматривается как закупленная напрямую в случае, если импортер приобрел ее у лица, которое прошло регистрацию в определенном порядке как субъект хозяйственной деятельности в развивающейся или менее развитой стране. Обязательным условием считается то, что из нее должен происходить данный товар. Кроме того, на эту страну должен распространяться преференциальный режим в плане тарифов.

Документальное оформление

Рассмотрим бумаги, необходимые для использования тарифной преференции. Согласно разделу VII Соглашения, в удостоверение, связанное с происхождением товарной продукции из развивающейся или менее развитой территории, на которую распространен преференциальный режим в плане тарифов, лицо, которое перемещает товары, должно представить декларацию-сертификат касательно их происхождения (далее — сертификат). Стоит заметить, что его форма принята в рамках общей системы преференций, заполняемой по требованиям к оформлению деклараций-сертификатов касательно происхождения товаров.

Срок использования сертификата для наделения тарифными преференциями является ограниченным, как правило, 12 месяцами непосредственно со дня его выдачи. Необходимо знать, что данный документ представляется таможенным структурам на бумажном носителе, иными словами, в напечатанной форме на английском или русском языке. В случае надобности таможенные структуры имеют право требовать перевода бумаги на государственный язык.

Важно иметь в виду, что количество поставленной товарной продукции по факту не должно превышать того, которое указано в сертификате (больше чем на 5 %). При утрате документа принято принимать его копию (дубликат). Однако она должна быть официально заверена.

Если партия товара небольшая?

тарифные преференции развивающиеся

Стоит заметить, что в плане небольших партий товарной продукции (таможенная стоимость которых эквивалентна не больше чем 5000 долларов США) представлять сертификат не нужно. В данной ситуации экспортер имеет право декларировать страну, где произошел товар, в коммерческой или иной товаросопроводительной документации.

При возникновении обоснованных сомнений в отношении достоверности заявленной информации о происхождении товарной продукции таможенная структура вправе потребовать предоставить сертификат о ее происхождении.

Спорные вопросы использования преференций

В практической деятельности зачастую появляются вопросы, которые связаны с отказом таможенных структур в предоставлении преференций декларантам, как правило, по причине того, что у них возникают сомнения в подлинности сертификата. Обычно это происходит из-за несоответствия, по мнению таможенной структуры, печати или подписи в сертификате тем, которые имеются в таможне, образцам. В данном случае результатом выступает принятие решения, содержащего отказ в предоставлении преференции.

Тем не менее по п.5 ст. 61 ТК ТС, если у таможенной структуры возникли те или иные сомнения касательно подлинности представленных документов, то она при реализации таможенного контроля имеет право обратиться либо к уполномоченным структурам, либо к организациям территории, где был выдан сертификат о происхождении товарной продукции, с просьбой о предоставлении дополнительных документов или уточняющей информации. Стоит заметить, что подобное обращение не может стать препятствием выпуску товарной продукции на основании данных о стране происхождения, которые заявлены при ее помещении под таможенную процедуру.

Нужна проверка!

В случаях, описанных выше, для декларанта имеет смысл самостоятельным образом во время осуществления таможенной структурой проверки послать запрос непосредственно в уполномоченный орган того места, где был выдан сертификат. Просьба в данном случае должна содержать необходимость в подтверждении подлинности сертификата. Когда официальный ответ получен, его необходимо предоставить в таможенную структуру.

При отказе в предоставлении преференции декларант вправе обжаловать действия таможенной структуры в арбитражный суд. Кроме того, в силу части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность, связанная с доказыванием законности осуществления оспариваемого бездействия (действий), возлагается на лицо или орган, которые реализовали действия или отличились бездействием.

Характеристики и ограничения

Мы рассмотрели тарифные преференции развивающихся стран. Далее целесообразно разобрать ограничения и особенности, которые относятся к товарной продукции, ввозимой из менее развитых территорий. Здесь важно отметить следующие нюансы:

  • Согласно исполнению правительства РФ от 26.07.96 и по ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в ФЗ «Об акцизах» от 10.01.97, таможенные преференции не предоставляются в отношении подакцизной товарной продукции, если страной ее происхождения считаются менее развитые страны.
  • Не предоставлять режимов преференциального плана, которые предусмотрены для товарной продукции, происходящей из менее развитых стран, являющихся пользователями, непосредственно схемой преференций РФ, относительно тех товаров, которые указаны в приложении 5 к приказу ГТК № 258.

Заключительная часть

системы тарифных преференций

В заключение целесообразно отметить, что на сегодняшний день НСП России считается более широким термином, чем пару лет назад. Важнейшее значение уделяется проблеме выявления страны происхождения товарной продукции (как основополагающей составляющей НСП России). Это отражается, прежде всего, в существенном недоборе платежей таможенного плана и в большой мере влияет на доходную долю федерального бюджета.

Процесс включения РФ во Всемирную торговую организацию (сокращенно — ВТО) тоже предполагает пересмотр НСП в сторону ее гармонизации и унификации с Общей системой преференций, а также практической работой в плане торгово-политических отношений международного уровня. По-видимому, к настоящему времени назрела необходимость в выделении вопросов НСП в качестве одной из ключевых задач деятельности комиссии правительства РФ по тарифным и таможенным нюансам, а также по мерам защиты внешней торговли, которые были утверждены в апреле 1995 года.