«Восточное партнерство» – программа сотрудничества Европейского Союза с некоторыми странами, входившими в СССР. В данной статье мы постараемся подробнее осветить некоторые вопросы, связанные с ним: цель создания организации, какие страны бывшего Союза входят в него, что сделано в рамках сотрудничества и др.
«Восточное партнерство»: страны-участницы
7 мая 2009 года – официальная дата запуска программы сотрудничества стран ЕС с некоторыми восточноевропейскими и южнокавказскими государствами. Создателями программы были Швеция и Польша. Перечислим страны "Восточного партнерства":
- Армения;
- Азербайджан;
- Беларусь;
- Грузия;
- Молдова;
- Украина.
Цели
«Восточное партнерство» на саммите Европейского союза в Праге определило основные цели и задачи:
- Создание углубленных зон свободной торговли.
- Начало работы по созданию безвизового режима «страны "Восточного партнерства" – ЕС».
- Содействие изменению в экономике с целью приблизить ее к стандартам ЕС.
- Создание эффективного государственного управления и контроля.
- Помощь в развитии сфер, связанных с неправительственными секторами экономики и с экологией.
«Восточное партнерство» ставит перед собой главную задачу – вступление бывших социалистических стран в Европейский Союз.
Какова истинная цель?
Многие политологи и экономисты скептически относятся к планам вышеперечисленных стран вступить в ЕС. Слабые в экономическом плане государства не нужны в единой европейской экономике. Истинная цель ЕС, по их мнению, обеспечить себе новые рынки сбыта. Только Азербайджан среди всех участников партнерства на момент создания мог «дотянуться» до высоких европейских стандартов. Отказ от наших рынков, разрыв отношений с Москвой не просто не принесли пользы этим странам, но и, наоборот, сильно ухудшили их экономическое положение. Причина в том, что после распада СССР эти государства не потеряли хозяйственные связи с Москвой. Некоторые, например Беларусь, и вовсе «привязались» к России еще сильнее, чем это было во времена единой страны.
Только Азербайджан имеет наименьшие связи с нашей страной. Это подтверждается крупнейшими социально-экономическими кризисами, которые произошли в этих государствах после подписания Торговой Ассоциации.
Россия считает, что проект «Восточное партнерство» создан для того, чтобы вывести бывшие страны СССР из-под влияния нашей страны. Наше руководство и политологи считают его более политическим, нежели экономическим. Аргументами служит то, что многие страны, вошедшие в проект, имеют разный уровень социально-экономического развития. И если Азербайджан еще можно было «подтянуть» до европейского уровня, то Армении и Беларуси надо полностью изменить всю макроэкономическую и политическую системы в государстве. Фактически в этих странах должна произойти революция, чтобы произошла смена элит. Подобные процессы и произошли в Грузии, Молдове и Украине. Результат показал, что переориентация на Европу в современных условиях невыгодна этим странам. Украина терпит колоссальные убытки от потери российского рынка, Грузия и Молдова совершили, можно сказать, «контрреволюции». В них снова победили политические элиты, призывающие сблизиться с Москвой.
Также аргументом в пользу того, что партнерство преследует политические цели, можно считать «ускоренный режим» его создания после российско-грузинского вооруженного конфликта в 2008 году.
Инициаторы создания
Программа «Восточное партнерство» была создана Польшей и Швецией. Сначала ее одобрили все страны Вышеградской группы ЕС: Словакия, Венгрия, Чехия, Польша - а также страны Прибалтики. "Восточное партнерство" активно поддержала и Германия.
Перейдем к вопросу о том, что же предлагает «свободная, демократическая, процветающая» Европа «отсталым и неразвитым» странам бывшего СССР.
Соглашения об ассоциации
Многие экономисты и политологи уверены, что истинная цель ЕС при создании проекта – протолкнуть соглашения об ассоциации. Оно предполагает сотрудничество во внешней и внутренней политике, экономическое сближение. Соглашение крайне невыгодно для бывших советских стран: оно открывает их рынки для свободного доступа европейских товаров, в то время как товары этих стран не могут свободно уходить в Европу по причине отсутствия европейских стандартов на предприятиях. Фактически соглашение создает неоколониальные образования: из Европы идут товары в бывшие страны СССР, а оттуда идет дешевое сырье в ЕС. Никто открыто не будет это заявлять, поэтому европейцы предлагают странам «Восточного партнерства» переходить на европейские стандарты производства. Для подобного перехода необходимо полностью уничтожить все существующие фабрики и заводы, а на их месте построить новые. Естественно, что такой переход займет десятилетия, а окупится и вовсе через века. К тому же у шести стран-партнеров нет огромных денег, ресурсов, технологий, необходимых для переустройства, поэтому и новые модернизированные заводы с европейскими стандартами качества могут создать только сами европейские страны.
«Украина цэ Европа?»
В обмен на подписание соглашения об ассоциации этим странам обещают будущую «райскую европейскую жизнь» и отмену виз. Все украинцы, белорусы, грузины в будущем смогут свободно передвигаться без ограничений по ЕС. По крайней мере так пообещали многим украинцам во время так называемого «Евромайдана», после которого свергли действующего президента В. Януковича. Напомним: украинское правительство в самый последний момент отказалось от подписания соглашения, так как поняло, что ассоциация нанесет огромный вред экономике страны. Квоты, которые предусмотрены соглашением на поставку товаров украинских производителей в Европу, даже меньше тех, что Украина отправляет туда без ассоциации. Фактически был навязан неоколониальный договор, по которому на ее территорию свободно хлынули европейские товары. Сама же Украина была лишена огромного рынка сбыта в странах России и СНГ, так как нам пришлось закрыть границу для того, чтобы европейские товары не хлынули на российские прилавки в ущерб нашим производителям.
Справедливости ради скажем, что подобное мы все-таки стали наблюдать после введения продуктовых контрсанкций в ответ на европейские решения. На прилавках российских магазинов появились белорусские морепродукты, сыр «Пармезан» и прочие экзотические товары, которые братское государство никогда не производило до ограничительных мер. Переклейка товарных знаков с европейских на белорусские в большинстве случаев незаконна. Однако с этим еще можно бороться, но поток европейских товаров с Украины в Россию был бы полностью в рамках действующих соглашений. Поэтому и пришлось исключить Украину из беспошлинной торговли в рамках СНГ.
Отказ от визового режима
Граждан шести стран-участниц «Восточного партнерства» подкупила будущая либерализация визового режима. Мол, все они скоро смогут свободно передвигаться по ЕС с целью получения образования, поиска работы, отдыха. Большинство граждан шести стран-партнеров бедные по классификации ЕС. Следовательно, ни о каком отдыхе и образовании не идет речь. Для примера, украинской пенсии хватит на то, чтобы пару раз выпить чашку кофе в Испании, в то время как испанская позволяет спокойно путешествовать по миру. Европейское образование также недоступно многим гражданам по причине дороговизны.
Тогда почему граждане Украины так активно поддерживали либерализацию визового режима? Все дело в трудовых визах: многие хотят уехать на заработки на низкооплачиваемые, по меркам европейцев, профессии дворников, грузчиков, продавцов. Для многих молдаван, армян, грузин и украинцев «копейки», которые можно заработать в ЕС, позволят безбедно проживать их семьям дома. Ситуация напоминает наплыв гастарбайтеров из Средней Азии в Москву: сами москвичи не идут на низкооплачиваемые работы, а узбекам и таджикам такие зарплаты даже не снились у себя на родине. Некоторые из них готовы жить в любых условиях несколько месяцев в российской столице, чтобы потом безбедно жить целый год у себя дома.
Проблема либерализации визового режима
Либерализация визового режима шести стран «Восточного партнерства» – ЕС имеет одну проблему: отсутствуют четкие шаги по его отмене. Сами европейские страны заявляют, что отказ от виз – долгосрочная цель политики ЕС. Под понятием «долгосрочной цели» понимается полное отсутствие временных рамок. Другими словами, наши внуки могут не дожить до этого дня. Страны "Восточного партнерства" еще с марта 2007 года ведут переговоры о либерализации, а Украине обещали еще в 2010 некоторые послабления. Киевская оппозиция в период активных революционных событий на Майдане обещала отмену виз сразу же, как только «кровавый и воровской режим» Януковича будет свергнут. И только совсем недавно, 26 апреля 2017 года, Европарламент все же проголосовал за отмену виз для украинцев. 11 июня европейские границы откроются для них. Для этого, конечно, еще необходимо получить одобрение Совета Евросоюза, который пройдет 11 мая. Однако не стоит забывать, что речь идет про безвизовый режим для путешествий. Про свободный въезд рабочей силы речи не идет. В Европе и так хватает мигрантов из Ближнего Востока и Африки. Страны «Восточного партнерства» как источники рабочей силы ЕС явно не нужны.
Что даст отмена виз для Украины
ЕС не собирается открывать дверь нараспашку для трудовых мигрантов. Нововведения коснутся только тех граждан, которые собираются в ЕС с целью путешествия на срок до 90 дней в течение 180-дневного периода. Это еще не все: на пограничном контроле потребуют представить большой пакет документов. И это помимо дорогостоящего для обычных жителей получения биометрического паспорта. Отсутствие любой справки даст право пограничникам не пустить туриста на территорию ЕС, несмотря на все затраты, понесенные при организации поездки.
Молдаване уже имеют горький опыт отмены виз с ЕС: за три года европейские «друзья» не пустили почти 5 тысяч человек на свою территорию. Речь не идет про гастарбайтеров, которые пытаются пробраться в ЕС нелегально на заработки. Возвращают вполне состоятельных туристов, которые отправлялись на отдых в Европу.
Россия – "Восточное партнерство"
Европейские партнеры все время утверждают, что соглашение не направлено против России. Однако наши дипломаты уже давно научились расшифровывать действия Запада. Министр иностранных дел Сергей Лавров охарактеризовал образование соглашения как «попытку создания союзной сферы влияния на Востоке». Также партнерство не предполагает участие в ней Российской Федерации.
В 2008 году президентом Польши был лидер антироссийской партии «Право и справедливость» Лех Качиньский. Именно ему и принадлежит заслуга по скорейшему созданию «Восточного партнерства» с целью рассорить шесть бывших союзных республик с Россией. Во время российско-грузинского конфликта Качиньский открыто встал на сторону Грузии.
Что дальше?
Последние саммиты «Восточного партнерства» показали, что ЕС «наигрался» в обучение демократии бывших стран СССР. Так, 19 сентября 2016 года Брюссель заявил о помощи только Азербайджану и Беларуси в рамках партнерства.
По мнению многих политологов, ЕС намерен свернуть восточно-европейское партнерство. Это связано с выходом Великобритании из Евросоюза и с миграционным кризисом. Происходит переориентация интересов: все усилия брошены на сохранение единой Европы. Теперь ЕС не может себе позволить тратить ресурсы и время на интеграцию с экономически слабыми бывшими советскими республиками. Скорее всего, «Восточное партнерство» будет трансформироваться в политическую организацию с целью не допустить влияния России на эти страны. Однако последние президентские выборы в Молдове в октябре 2016 года переориентировали одну из шести стран-партнеров в сторону нашего государства.