Национализация и приватизация - два противоположных экономических процесса, которые вызывают острые дискуссии в обществе. Давайте разберемся в этих важных понятиях.
Определение терминов
Национализацией называется процесс перехода частной собственности в государственную. Целями национализации могут быть:
- Обеспечение общественных интересов
- Решение долгосрочных задач развития отрасли
- Повышение обороноспособности страны
Методы национализации:
- Принудительный выкуп государством активов у частных лиц
- Национализация предприятий-банкротов
- Переход в госсобственность иностранных активов
Приватизацией называют обратный процесс - переход государственной собственности в частные руки. Цели приватизации:
- Повышение эффективности управления
- Приток инвестиций в отрасль
- Развитие конкуренции на рынке
Основные способы приватизации:
- Проведение аукционов и конкурсов
- Продажа акций на бирже
- Безвозмездная передача в собственность граждан
Ключевые события в истории вопроса
После Второй мировой войны в странах Европы активно проводилась национализация ключевых отраслей экономики. К примеру, во Франции были национализированы железные дороги, электроэнергетика, угольная промышленность, авиастроение.
В России же в 90-х годах прошлого века началась масштабная приватизация. За первые пять лет было приватизировано около 100 тысяч малых предприятий и 15 тысяч крупных компаний. К итогам этого процесса можно отнести:
- Формирование класса крупных собственников
- Снятие бремени дотаций неэффективных госпредприятий
- Недостаточный госконтроль и неравное распределение собственности
Сегодня в мире также наблюдаются встречные тенденции. С 2013 по 2018 год в мире произошло более 1600 случаев национализации активов на сумму 1,6 трлн долларов. В то же время активная приватизация ведется, к примеру, в Саудовской Аравии.
Аргументы сторонников национализации
Основные доводы тех, кто поддерживает национализацию и приватизацию
как экономический инструмент:
- Государственные компании эффективнее решают задачи общенационального масштаба
- Частный бизнес не способен на стратегическое планирование и значительные инвестиции в инфраструктуру
- Только при госконтроле возможно обеспечить безопасность граждан
После Второй мировой войны государство осознало необходимость национализации важнейших отраслей ради всеобщего блага.
К наиболее известным сторонникам национализации и приватизации собственности
как метода госрегулирования экономики можно отнести:
- Мориса Алле, министра экономики Франции в 1945-1947 годах
- Луиса Бланка, идеолога утопического социализма
- Михаила Суслова, советского партийного и государственного деятеля
Аргументы противников национализации
У национализации есть и противники, которые выдвигают следующие контраргументы:
- Госкомпании менее эффективны из-за отсутствия конкуренции
- Принятие решений затягивается из-за бюрократии
- Растет риск монополизации отраслей госкомпаниями
Национализация ведет к сковыванию бизнес-инициативы и снижению качества услуг для потребителей.
Среди известных критиков национализации
:
- Фридрих Август фон Хайек, экономист австрийской школы
- Борис Немцов, российский политик и общественный деятель
- Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах
Защитники приватизации
Сторонники приватизации выделяют такие ее плюсы:
- Рост производительности труда после смены собственника
- Снижение себестоимости продукции за счет оптимизации
- Повышение качества обслуживания потребителей
Известные сторонники приватизации
:
- Рональд Рейган, 40-й президент США
- Нурсултан Назарбаев, первый президент Казахстана
- Егор Гайдар, российский экономист и государственный деятель
Критики приватизации
Однако у приватизации также есть и противники. Они указывают на такие ее минусы:
- Рост безработицы после оптимизации штатов
- Снижение уровня социальных гарантий работникам
- Риск монополизации рынка частными ТНК
Громкие критики приватизации 2 национализации 3 монополизации 4 стандартизации:
- Берни Сандерс, сенатор от штата Вермонт в США
- Иосиф Сталин, советский государственный деятель
- Нестор Киршнер, президент Аргентины в 2003-2007 годах
Сравнение эффективности государственных и частных компаний
Одним из главных аргументов в спорах о национализации и приватизации является вопрос об эффективности государственных и частных компаний.
Сторонники приватизации часто приводят данные о том, что частные компании в среднем на 30-40% эффективнее государственных в таких показателях как:
- Производительность труда
- Рентабельность бизнеса
- Качество продукции и услуг
Однако противники приватизации утверждают, что госкомпании показывают лучшие результаты по таким критериям общественной пользы, как:
- Уровень занятости и социальные гарантии для работников
- Доступность товаров и услуг для населения
- Экологичность производства
Историческая ретроспектива в России
Если обратиться к истории нашей страны, то можно привести как позитивные, так и негативные примеры реализации политики национализации и приватизации.
В советский период масштабная национализация позволила в короткие сроки создать мощный военно-промышленный комплекс. Однако со временем госмонополии привели к снижению эффективности, дефициту товаров народного потребления.
Ну а в 90-е годы хаотичная приватизация обогатила узкий круг лиц, но не решила системных проблем экономики, а лишь создала новые вызовы.
Зарубежный опыт реформ
Интересные уроки дают реформы последних десятилетий в разных странах мира. К примеру:
- Китай сочетает либерализацию частного сектора с сохранением госконтроля в стратегических отраслях
- Саудовская Аравия идет по пути активной приватизации госактивов
- Венесуэла возвращает под госконтроль ключевые ресурсодобывающие компании
Успех реформ во многом зависит от грамотного сочетания государственного регулирования с предпринимательской инициативой.
Перспективы развития процессов в России
Для дальнейшего устойчивого развития российской экономики необходимо:
- Сохранять стратегический контроль в сырьевом секторе
- Стимулировать частные инвестиции в высокотехнологичные отрасли
- Развивать государственно-частное партнерство
Такой сбалансированный подход позволит использовать преимущества как государственного, так и частного секторов экономики.