Рубрики

Плательщики страховых взносов ожидают облегчения налогового бремени

Плательщики страховых взносов в России с нетерпением ждут изменений в налоговом законодательстве, которые позволили бы им снизить налоговую нагрузку. В настоящее время страховые взносы составляют значительную долю в структуре налоговых отчислений для многих организаций и индивидуальных предпринимателей. Поэтому любые шаги по оптимизации этой статьи расходов крайне актуальны.

Рассмотрим подробнее текущую ситуацию с уплатой страховых взносов в России и возможные пути ее улучшения. И разберемся, кто платит страховые взносы.

Обеспокоенный бизнесмен

Кто является плательщиками страховых взносов в России

В соответствии с Федеральным законом No212-ФЗ, плательщиками страховых взносов признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и производящие выплаты физическим лицам.

Таким образом, практически любой работодатель, выплачивающий зарплату или вознаграждение физическим лицам, автоматически попадает в категорию плательщиков страховых взносов.

Действующие ставки страховых взносов

В настоящее время для плательщиков страховых взносов установлены следующие ставки:

  • Пенсионный фонд РФ - 22%
  • Фонд социального страхования РФ - 2,9%
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%

Таким образом, общая ставка страховых взносов составляет 30%. Это довольно высокий показатель, сопоставимый со стандартной ставкой налога на прибыль.

Недовольство действующей системой страховых взносов

Многие плательщики страховых взносов выражают недовольство сложившейся системой. Основные претензии сводятся к следующему:

  1. Высокая ставка 30% существенно увеличивает расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, снижая их конкурентоспособность.
  2. Сложность администрирования - расчет страховых взносов требует тщательного учета всех нюансов.
  3. Отсутствие гибкости - единая ставка установлена для всех плательщиков вне зависимости от специфики их деятельности.

Поэтому многие плательщики надеются на постепенное реформирование системы страховых взносов в сторону ее упрощения и снижения ставки.

Подсчет страховых взносов дома

Возможные направления оптимизации страховых взносов

Среди основных направлений совершенствования системы страховых взносов в России можно выделить:

  • Снижение общей ставки страховых взносов до 25-27%.
  • Введение пониженных ставок для отдельных категорий плательщиков (малый бизнес, IT-компании и др.).
  • Упрощение порядка уплаты взносов, переход к единому платежу.
  • Расширение возможностей для получения налоговых вычетов по уплаченным страховым взносам.

Реализация подобных мер могла бы существенно разгрузить плательщиков страховых взносов и стимулировать развитие бизнеса в России. Однако пока государство не торопится идти на радикальные шаги в этом направлении.

Перспективы изменения системы страховых взносов

Несмотря на имеющиеся предложения, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать кардинальной либерализации системы страховых взносов. Скорее всего, возможны точечные изменения:

  1. Небольшое (на 1-2%) снижение общей ставки страховых взносов.
  2. Расширение льгот для отдельных категорий плательщиков.
  3. Упрощение отчетности по страховым взносам.

Такой консервативный подход обусловлен нежеланием государства терять существенную часть доходов бюджета. Но в перспективе постепенная либерализация системы страховых взносов в России кажется неизбежной.

Региональные особенности страховых взносов в России

Несмотря на единую федеральную систему страховых взносов, в разных регионах России существуют определенные особенности их администрирования и уплаты.

В частности, в регионах с повышенной долей теневого сектора экономики зачастую наблюдается большой разрыв между потенциальным и фактическим объемом собираемых страховых взносов. Местные налоговые органы вынуждены проводить усиленную работу по выявлению недобросовестных плательщиков, уклоняющихся от уплаты взносов.

В промышленно развитых регионах с высокой долей крупного бизнеса, наоборот, система страховых взносов работает более стабильно. Здесь основная проблема заключается в том, что высокие страховые взносы ограничивают возможности предприятий по модернизации и инвестированию прибыли.

Статус плательщика страховых взносов

Статус плательщика страховых взносов, согласно 212-ФЗ, возникает у организации или индивидуального предпринимателя с момента производства первой выплаты физическим лицам. Такой статус сохраняется до конца календарного года, в котором прекращаются выплаты.

При этом организации и индивидуальные предприниматели обязаны в установленном порядке сообщать о приобретении или прекращении статуса плательщика страховых взносов в налоговый орган по месту регистрации.

Нарушение порядка или сроков уплаты страховых взносов влечет за собой финансовые санкции. Поэтому организации должны ответственно подходить к исполнению обязанностей плательщика.

Учет мнения плательщиков при реформе системы страховых взносов

При планировании реформы системы страховых взносов законодателям следует обязательно учитывать мнение и предложения самих плательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.

В частности, целесообразно проводить широкие общественные обсуждения, опросы бизнеса, сбор предложений от профильных комитетов и ассоциаций. Это позволит выработать сбалансированный компромисс между фискальными интересами государства и потребностями налогоплательщиков.

Учет позиции плательщиков - залог успешности налоговой реформы. Тогда она будет воспринята ими позитивно и принесет максимальный экономический и социальный эффект.

Анализ региональной практики администрирования страховых взносов

Для выработки эффективных решений по реформированию системы страховых взносов в России важно изучить и обобщить лучшие практики их администрирования в различных регионах.

В частности, интерес представляет опыт налоговых органов тех субъектов РФ, которым удается обеспечивать высокий уровень собираемости страховых взносов при минимальных издержках как для государства, так и для плательщиков.

Анализ регионального опыта поможет понять, какие меры и методы работы дают наилучший результат. Это может быть использовано для распространения передовых практик на всю страну.

Совершенствование информационного обеспечения уплаты страховых взносов

Еще одним перспективным направлением является внедрение современных информационных технологий для упрощения процесса исчисления и уплаты страховых взносов.

В частности, можно разработать удобные онлайн-сервисы для плательщиков по расчету суммы взносов, заполнению отчетности, мониторингу платежей. Это позволит существенно сократить временные и финансовые затраты плательщиков.

Повышение финансовой грамотности плательщиков страховых взносов

Немаловажным аспектом является повышение уровня финансовой грамотности самих плательщиков страховых взносов - как организаций, так и ИП.

Необходимо проводить обучающие мероприятия, выпускать популярные брошюры и пособия, разъясняющие порядок исчисления и уплаты страховых взносов, льготы и особенности.

Это поможет плательщикам избежать многих ошибок, правильно применять нормы 212-ФЗ, не допускать просрочек и нарушений.

Стимулирование добровольной уплаты страховых взносов

Наряду с контрольными мерами, государству следует поощрять добровольное исполнение плательщиками своих обязательств по страховым взносам.

Для этого можно предусмотреть определенные льготы для компаний, имеющих безупречную налоговую историю. Например, освобождение от пеней при незначительных просрочках платежей.

Такой подход будет стимулировать плательщиков проявлять должную осмотрительность и ответственность при расчете и уплате страховых взносов.

Развитие добровольного страхования как альтернативы обязательным взносам

Одним из потенциальных путей оптимизации системы обязательных страховых взносов является развитие добровольных форм страхования.

Например, государство могло бы поощрять граждан и организации оформлять дополнительные страховки по пенсионному обеспечению, медицинскому и социальному страхованию.

Это позволило бы частично заместить обязательные страховые взносы добровольными отчислениями граждан и работодателей. Соответственно, появился бы резерв для снижения размера взносов.

Стимулирование возврата страховых взносов в виде социальных услуг

Еще одной идеей является расширение практики возврата части уплаченных страховых взносов обратно плательщикам в виде различных социальных услуг и льгот.

К примеру, предоставление компенсаций работодателям за путевки для сотрудников на лечение или отдых, выделение средств на программы корпоративного здравоохранения, предоставление страховых полисов работникам организаций.

Такой механизм позволил бы плательщикам ощутить реальную отдачу от уплаченных ими страховых взносов.

Создание единого реестра плательщиков страховых взносов

Для повышения эффективности администрирования страховых взносов имеет смысл создать единый федеральный реестр их плательщиков.

Это позволит налоговым органам в режиме реального времени отслеживать приобретение или прекращение статуса плательщика для каждой организации и ИП.

Кроме того, такой реестр упростит обмен данными между налоговыми инспекциями разных регионов при смене места регистрации плательщика.

Переход к онлайн-отчетности по страховым взносам

Еще одним направлением совершенствования системы является максимальный перевод отчетности и документооборота по страховым взносам в электронный вид.

Это избавит как налоговые органы, так и самих плательщиков от лишних затрат времени и сил на бумажную волокиту. При этом повысится оперативность и прозрачность процесса.

Реализация онлайн-отчетности должна сопровождаться внедрением электронного юридически значимого документооборота по страховым взносам.

Повышение прозрачности расходования средств страховых взносов

Для повышения доверия плательщиков к системе страховых взносов целесообразно обеспечить максимальную прозрачность процесса расходования собранных средств.

В частности, можно регулярно публиковать подробные отчеты о направлениях использования страховых взносов в разрезе регионов и фондов. Это позволит плательщикам видеть реальную отдачу от их налоговых отчислений.

Расширение налоговых вычетов по уплаченным страховым взносам

Еще одной мерой стимулирования может стать расширение возможностей для получения налоговых вычетов по уплаченным страховым взносам.

Например, часть суммы уплаченных взносов компания могла бы вычитать из налога на прибыль. Либо предусмотреть налоговые вычеты для физлиц по аналогии с НДФЛ.

Такие меры сделали бы уплату взносов более выгодной для плательщиков, стимулировав добросовестное исполнение обязательств.

Поощрение компаний с высокой собираемостью страховых взносов

Важно также стимулировать компании, которые обеспечивают высокий уровень сбора страховых взносов с работников.

Для этого можно ввести систему государственных грантов, налоговых льгот, преференций при госзакупках для таких организаций.

Это будет мотивировать работодателей уделять первостепенное внимание своевременной уплате страховых взносов в полном объеме.

Повышение финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов

Не менее важно обеспечить долгосрочную сбалансированность и финансовую устойчивость самих государственных внебюджетных фондов, куда поступают страховые взносы.

Это позволит гарантировать устойчивое финансирование пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальной поддержки граждан вне зависимости от текущей экономической конъюнктуры.

Выводы

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время плательщики страховых взносов в России испытывают существенную налоговую нагрузку. Многие из них ожидают оптимизации системы страховых взносов в виде снижения ставок и упрощения администрирования. Однако кардинальных изменений в ближайшее время ожидать не стоит. Скорее всего, будут реализованы точечные меры по улучшению положения плательщиков.