Расчетная лесосека - загадочный термин, который часто мелькает в новостях и отчетах лесной отрасли. Но что же это такое на самом деле и зачем она нужна? Давайте разберемся!
История возникновения термина
Термин "расчетная лесосека" впервые появился в лесном законодательстве России в 1993 году после распада Советского Союза. До этого использовались другие понятия для обозначения нормы заготовки древесины.
В советской лесной отрасли применялся термин "плановая лесосека", который обозначал размер ежегодной рубки леса, устанавливаемый госпланом. Этот показатель жестко регулировался централизованной плановой экономикой без учета реальной лесовосстановительной способности лесов.
Плановая лесосека, таким образом, отражала в первую очередь потребность промышленности в сырье, а не реальное состояние лесных ресурсов.
После перехода России к рыночной экономике понадобилось более гибкое и научно обоснованное понятие. Так в 1993 году появилась расчетная лесосека как норматив рубок леса, исчисляемый с учетом возрастов, пород деревьев и продуктивности конкретных лесных участков.
Определение и сущность расчетной лесосеки
Итак, давайте разберемся, что же такое расчетная лесосека это на самом деле с научной точки зрения.
В определении расчетной лесосеки, приведенном в Лесном кодексе РФ, говорится, что это "научно обоснованная норма изъятия древесины", которая устанавливается раздельно для каждого лесничества с учетом возраста, типов и продуктивности лесов на длительный срок (до 10 лет).
Расчетная лесосека выражается в кубометрах и определяется по специальным формулам на основе таких параметров как:
- Площадь лесных земель
- Запас древесины на 1 га
- Возраст спелости древостоя
- Период повторяемости рубок
На практике же величина утвержденной расчетной лесосеки часто существенно отличается от объемов фактической заготовки и имеет в большей степени административное значение.
Зачем нужна расчетная лесосека
Расчетная лесосека необходима для планирования объемов лесозаготовок и распределения лесных ресурсов между арендаторами. На основании утвержденной расчетной лесосеки происходит распределение древесины по лесничествам и выдача лесорубочных билетов.
Исчисление расчетной лесосеки
Процесс исчисления расчетной лесосеки производится в рамках проведения лесоустройства для каждого лесного участка. Специалисты оценивают текущее состояние лесов и на основе этих данных рассчитывают допустимый объем заготовки древесины на предстоящий период.
Установление лимитов на основе расчетной лесосеки
На основании утвержденного значения расчетной лесосеки для каждого лесничества устанавливается лимит использования лесов - максимально допустимый объем заготовки древесины в течение года с учетом вида рубок.
Расчетная лесосека в приказе о распределении лесов
Ежегодно издается приказ Федерального агентства лесного хозяйства о распределении расчетной лесосеки по субъектам РФ. В нем на основе утвержденных ранее значений происходит закрепление определенных объемов заготовки леса за регионами страны.
Освоение расчетной лесосеки
На практике не всегда удается в полной мере освоить установленную расчетную лесосеку из-за недостатка мощностей, слабого развития инфраструктуры и других причин. Поэтому показатель фактического освоения нормативов рубок леса является важной характеристикой эффективности работы лесопромышленного комплекса.
Проблемы определения расчетной лесосеки
Несмотря на кажущуюся обоснованность, процесс определения расчетной лесосеки имеет ряд существенных недостатков:
- Устаревшие нормативы расчета, не учитывающие реальное состояние лесов
- Недостоверность данных лесоустройства из-за нехватки финансирования
- Слабая связь между лесоустройством и практикой лесопользования
Последствия необоснованной расчетной лесосеки
Завышенные показатели приводят к перерубам и истощению лесов, не позволяя им восстанавливаться. А заниженные нормативы ведут к недоиспользованию лесосырьевых ресурсов.
Пути реформирования системы
Для повышения обоснованности расчетной лесосеки необходим пересмотр подходов к лесоустройству и широкое применение современных цифровых технологий при инвентаризации лесов.
Общественный контроль за определением нормативов
Бóльшая открытость данных и усиление общественного контроля со стороны экологов, ученых и представителей коренных народов также способствовали бы объективности оценки состояния лесов.
Опыт регионов по расчету лесосеки
В ряде субъектов РФ предпринимаются попытки совершенствования подходов к определению нормативов рубок леса с учетом местной специфики. Однако единой методики пока не выработано.
Опыт Красноярского края в расчете лесосеки
Красноярский край является одним из лидеров в России по объемам заготовки древесины, поэтому вопрос рационального лесопользования здесь стоит особенно остро. В регионе предпринимаются попытки усовершенствования подходов к расчету лесосеки.
Так, с 2010 года внедряется методика определения нормативов с учетом биологической продуктивности конкретных лесных участков. Это позволило в некоторой степени приблизить расчетную лесосеку к реальному состоянию лесов.
Недостатки существующей методики в крае
Однако ряд системных проблем остается нерешенным. В частности, это касается устаревших подходов к лесоинвентаризации, нехватки кадров лесоустроителей, а также недостаточной открытости данных для экспертов и общественности.
Перспективы внедрения цифровых технологий
Переход к высокоточным цифровым методам учета лесов на основе данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий мог бы кардинально повысить достоверность оценки лесных ресурсов в Красноярском крае.
Необходимость открытости данных
Также важно обеспечить бóльшую прозрачность процесса лесоустройства и доступ независимых экспертов к материалам оценки для осуществления общественного контроля.
Опыт Республики Карелия по расчету лесосеки
Республика Карелия является одним из самых лесистых регионов Европейской части России, поэтому вопросы устойчивого лесопользования здесь особенно актуальны. В республике предпринимаются интересные попытки в сфере совершенствования расчета лесосеки.
Внедрение ландшафтно-адаптивной системы
С 2010 года в Карелии реализуется концепция ландшафтно-адаптивной системы лесопользования. Она предполагает дифференцированный подход к назначению лесосеки с учетом природных, социальных и экономических факторов.
Участие коренных народов
В расчете нормативов рубок активное участие принимают представители коренных малочисленных народов Карелии, что позволяет учитывать интересы и традиционный образ жизни этих этносов.
Недостатки действующей методики
При всех достоинствах нового подхода имеется ряд недостатков в части механизмов контроля, отсутствия комплексной оценки воздействия на окружающую среду, а также слабого стимулирования рационального лесопользования.
Перспективы развития системы
Требуется доработка нормативно-правовой базы, совершенствование экономических механизмов для поощрения щадящих способов заготовки древесины, а также расширение полномочий органов лесного хозяйства по контролю.