Рубрики

Реквизиция это принудительное изъятие имущества

Реквизиция - это крайняя административная мера, которая заключается в принудительном изъятии имущества у частных лиц или организаций в пользу государства. Применяется она лишь в чрезвычайных ситуациях, таких как военные действия, стихийные бедствия, эпидемии. Но даже в таких случаях реквизиция должна проводиться строго в рамках закона, с соблюдением прав собственников.

Определение реквизиции

Реквизиция это - принудительное изъятие имущества у частных лиц или организаций органами государственной власти. Как правило, реквизиция осуществляется на возмездной основе, то есть собственнику выплачивается компенсация.

Согласно ст. 242 ГК РФ, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций имущество может быть изъято в интересах общества по решению госорганов.

Основаниями для реквизиции могут быть:

  • военные действия,
  • чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера (наводнения, пожары, аварии),
  • эпидемии и эпизоотии,
  • иные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан.

Реквизиция отличается от национализации и конфискации тем, что:

  1. Носит временный характер. Изъятое имущество может быть возвращено собственнику после прекращения чрезвычайной ситуации.
  2. Предполагает выплату компенсации собственнику. При национализации и конфискации имущество изымается безвозмездно.

История возникновения реквизиции

Термин "реквизиция" произошел от латинского слова requisitio , что означает "требование". Изначально реквизицией называли требование военных властей об обязательной поставке ресурсов местным населением оккупированных территорий.

Первые упоминания о реквизиции встречаются в Средние века. Например, во время Столетней войны английские войска при завоевании французских земель активно пользовались правом реквизиции для снабжения армии продовольствием и фуражом.

Позднее нормы о реквизиции были закреплены в международных договорах, регулирующих поведение воюющих сторон. В частности, в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов.

Правовые основы реквизиции в России

В России правовую основу регулирования реквизиции составляют:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон о чрезвычайном положении;
  • Закон об обороне;
  • и другие нормативные акты.

Согласно этим документам, реквизиция может проводиться только на основании решения госорганов (Правительства РФ, губернаторов) в условиях чрезвычайного или военного положения.

Порядок проведения реквизиции, условия возмещения стоимости имущества и возврата его собственнику после ликвидации ЧС устанавливаются законом.

На практике правовые гарантии защиты частной собственности при реквизиции часто нарушаются. Это связано с расплывчатостью формулировок закона и широкими дискреционными полномочиями госорганов.

Пожилая женщина перед зданием при реквизиции

Порядок проведения реквизиции

Реквизиция проводится только на основании решения уполномоченных государственных органов. В России это:

  • Правительство РФ;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ (например, губернаторы);
  • Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы).

Решение оформляется в виде постановления или распоряжения. В нем должны быть указаны:

  1. Основание для реквизиции (какое ЧС);
  2. Какое именно имущество подлежит изъятию;
  3. У кого изымается:
  4. На какой срок;
  5. Размер компенсации;
  6. Ответственные за исполнение.

Возмещение стоимости реквизированного имущества

Согласно российскому законодательству, реквизиция всегда носит возмездный характер. Это означает, что государство обязано выплатить собственнику компенсацию за изъятое в порядке реквизиции имущество.

Размер компенсации определяется исходя из рыночной стоимости имущества на момент реквизиции. Если собственник не согласен с оценкой, он может ее оспорить в суде.

Военные реквизируют урожай у крестьян

Виды возмещения

Возмещение может выплачиваться:

  • Деньгами;
  • Имуществом того же рода и качества;
  • Иным имуществом по соглашению с собственником.

Возврат имущества после прекращения ЧС

Реквизиция носит вынужденный и временный характер. После ликвидации чрезвычайной ситуации изъятое имущество должно быть возвращено законному владельцу.

Для этого собственник через суд требует возврата сохранившегося имущества. Если имущество утрачено или повреждено, то ему полагается дополнительная компенсация.

Критика института реквизиции в России

Несмотря на наличие правовых норм, регулирующих порядок проведения реквизиции, на практике права собственников часто нарушаются.

Критика института реквизиции в России

Несмотря на наличие правовых норм, регулирующих порядок проведения реквизиции, на практике права собственников часто нарушаются.

Недостатки правового регулирования

В российском законодательстве есть ряд недостатков, которые позволяют проводить реквизицию с нарушением прав собственников:

  • Расплывчатый перечень оснований для реквизиции;
  • Широкие дискреционные полномочия госорганов;
  • Отсутствие четких гарантий возврата имущества и выплаты компенсаций.

Злоупотребления на практике

На практике при проведении реквизиций часто встречаются следующие нарушения:

  1. Изъятие имущества без реальной необходимости и законных оснований;
  2. Навязывание невыгодных форм компенсации;
  3. Занижение стоимости изымаемого имущества;
  4. Уклонение от возврата имущества после ликвидации ЧС.

Негативные последствия

Такие нарушения ведут к ряду негативных последствий:

  • Подрыв доверия граждан к государству и закону;
  • Снижение инвестиционной привлекательности экономики;
  • Риски злоупотребления властью и коррупции.

Чтобы снизить риски злоупотреблений при реквизиции, необходим комплекс мер по совершенствованию этого института.

Альтернативные меры в чрезвычайных ситуациях

Вместо реквизиции государство может применять такие меры:

  • Аренда необходимого имущества у собственников по рыночным ставкам;
  • Приобретение имущества по справедливой цене у согласных продать собственников;
  • Привлечение добровольных пожертвований граждан и организаций.

Изменения в законодательстве о реквизиции

Необходимо:

  1. Уточнить исчерпывающий перечень оснований для реквизиции;
  2. Ограничить полномочия госорганов по принятию решений о реквизиции;
  3. Детализировать порядок определения размера компенсаций;
  4. Усилить контроль и надзор за процедурой реквизиции.

Необходимо расширить возможности собственников по судебной защите своих прав при неправомерной реквизиции.