Новый закон об образовании вносит существенные изменения в систему российского образования. Давайте разберемся, какие новые уровни образования он вводит и что это значит для учащихся, студентов и их родителей.
1. Общая характеристика изменений в системе образования
С принятием нового закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года вводятся принципиально новые уровни образования
как для общего, так и для профессионального образования.
Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
Теперь общее и профессиональное образование четко разделены на уровни. Цель данных изменений - повысить доступность образования, упорядочить существующую систему, а также обеспечить право граждан на образование в течение всей жизни.
2. Новые уровни общего образования
Рассмотрим более подробно, какие конкретно уровни общего образования
теперь закреплены законодательно:
- Дошкольное образование
- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
Ключевым отличием от предыдущей системы является то, что теперь каждый из этих уровней общего образования имеет свои цели и особенности.
Например, дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие ребенка, а не на обучение в традиционном смысле этого слова. А вот среднее общее образование уже нацелено на подготовку выпускников школ к сдаче ЕГЭ для поступления в вузы.
3. Уровни профессионального образования
Уровни высшего профессионального образования
претерпели еще более радикальные изменения.
Теперь согласно закону существует всего 5 уровней профессионального образования:
- Среднее профессиональное образование
- Высшее образование – бакалавриат
- Высшее образование – специалитет, магистратура
- Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
То есть теперь законодательно закреплена многоуровневая система высшего образования, куда входят бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Это соответствует общеевропейским образовательным стандартам. Например, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры, 3-4 года аспирантуры.
4. Условия и порядок поступления
С введением новых уровней образования по новому закону об образовании
также изменились и требования к абитуриентам при поступлении в различные учебные заведения.
Так, для поступления на программы бакалавриата теперь достаточно иметь среднее общее образование и успешно сдать ЕГЭ. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. А для поступления в аспирантуру уже нужен диплом магистра или специалиста.
5. Переходные положения
Для тех, кто начал свое обучение до вступления в силу нового закона об образовании в Российской Федерации
, предусмотрены переходные положения.
Например, студенты, обучающиеся по программам специалитета, смогут завершить свое обучение и получить дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании.
6. Преимущества новой системы
Новая система уровней образования по закону
имеет ряд несомненных достоинств.
Во-первых, теперь российское образование становится более понятным для зарубежных партнеров и работодателей. А дипломы российских вузов - более конкурентоспособны на мировом рынке труда.
Во-вторых, выделение отдельных уровней позволяет более гибко выстраивать свою образовательную траекторию на протяжении всей жизни.
7. Риски и сложности переходного периода
Несмотря на очевидные достоинства, новая система образования несет и определенные риски, особенно на переходном этапе.
Во-первых, не все вузы смогут быстро перестроить свои образовательные программы под новые требования. А значит, в ближайшие годы возможно снижение качества образования.
Во-вторых, у выпускников школ и их родителей могут возникнуть сложности с правильным выбором дальнейшей образовательной траектории.
8. Рекомендации абитуриентам
Чтобы минимизировать возможные риски, абитуриентам стоит:
- Внимательно изучить новые правила и требования при поступлении
- Обращать внимание не только на рейтинг вуза, но и на качество конкретных образовательных программ
- Проконсультироваться с экспертами об оптимальном образовательном маршруте в новых условиях
9. Родителям на заметку
Родителям школьников и абитуриентов также стоит проявить внимательность.
- Вникнуть в суть образовательной реформы, чтобы помочь ребенку с выбором дальнейшего пути
- Не торопиться с выводами о том, какой уровень образования "лучший" или "хуже"
- Учитывать интересы, способности и желания самого ребенка
10. Вызовы для системы образования
Помимо сложностей для обучающихся и их родителей, новая система уровней образования создает немало вызовов и для самих учебных заведений.
Им придется оперативно перестраивать учебные планы, программы и методики обучения. А также искать новые подходы к оценке знаний учащихся в соответствии с обновленными целями и задачами каждого образовательного уровня.
11. Новые возможности для вузов
Вместе с тем, изменения в системе образования открывают перед вузами и новые перспективы.
Теперь у них появляется возможность выстраивать более гибкие траектории обучения, внедрять современные методики, а также привлекать талантливых иностранных студентов и преподавателей.
12. Новая система - новые подходы
Подводя итог, можно сказать, что обновленная система уровней образования задает совершенно новую парадигму для всей российской образовательной сферы.
Чтобы ее преимущества раскрылись в полной мере, всем участникам этого процесса - от школьников до органов управления образованием - потребуется определенное время и серьезная внутренняя трансформация.