Рубрики

Уровни образования по новому закону об образовании: как регламентируется

Новый закон об образовании вносит существенные изменения в систему российского образования. Давайте разберемся, какие новые уровни образования он вводит и что это значит для учащихся, студентов и их родителей.

1. Общая характеристика изменений в системе образования

С принятием нового закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года вводятся принципиально новые уровни образования как для общего, так и для профессионального образования.

Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

Теперь общее и профессиональное образование четко разделены на уровни. Цель данных изменений - повысить доступность образования, упорядочить существующую систему, а также обеспечить право граждан на образование в течение всей жизни.

2. Новые уровни общего образования

Рассмотрим более подробно, какие конкретно уровни общего образования теперь закреплены законодательно:

  1. Дошкольное образование
  2. Начальное общее образование
  3. Основное общее образование
  4. Среднее общее образование

Ключевым отличием от предыдущей системы является то, что теперь каждый из этих уровней общего образования имеет свои цели и особенности.

Например, дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие ребенка, а не на обучение в традиционном смысле этого слова. А вот среднее общее образование уже нацелено на подготовку выпускников школ к сдаче ЕГЭ для поступления в вузы.

Выпускник школы на ступенях университета

3. Уровни профессионального образования

Уровни высшего профессионального образования претерпели еще более радикальные изменения.

Теперь согласно закону существует всего 5 уровней профессионального образования:

  • Среднее профессиональное образование
  • Высшее образование – бакалавриат
  • Высшее образование – специалитет, магистратура
  • Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

То есть теперь законодательно закреплена многоуровневая система высшего образования, куда входят бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Это соответствует общеевропейским образовательным стандартам. Например, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры, 3-4 года аспирантуры.

4. Условия и порядок поступления

С введением новых уровней образования по новому закону об образовании также изменились и требования к абитуриентам при поступлении в различные учебные заведения.

Так, для поступления на программы бакалавриата теперь достаточно иметь среднее общее образование и успешно сдать ЕГЭ. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. А для поступления в аспирантуру уже нужен диплом магистра или специалиста.

5. Переходные положения

Для тех, кто начал свое обучение до вступления в силу нового закона об образовании в Российской Федерации, предусмотрены переходные положения.

Например, студенты, обучающиеся по программам специалитета, смогут завершить свое обучение и получить дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании.

6. Преимущества новой системы

Новая система уровней образования по закону имеет ряд несомненных достоинств.

Во-первых, теперь российское образование становится более понятным для зарубежных партнеров и работодателей. А дипломы российских вузов - более конкурентоспособны на мировом рынке труда.

Во-вторых, выделение отдельных уровней позволяет более гибко выстраивать свою образовательную траекторию на протяжении всей жизни.

7. Риски и сложности переходного периода

Несмотря на очевидные достоинства, новая система образования несет и определенные риски, особенно на переходном этапе.

Во-первых, не все вузы смогут быстро перестроить свои образовательные программы под новые требования. А значит, в ближайшие годы возможно снижение качества образования.

Во-вторых, у выпускников школ и их родителей могут возникнуть сложности с правильным выбором дальнейшей образовательной траектории.

8. Рекомендации абитуриентам

Чтобы минимизировать возможные риски, абитуриентам стоит:

  • Внимательно изучить новые правила и требования при поступлении
  • Обращать внимание не только на рейтинг вуза, но и на качество конкретных образовательных программ
  • Проконсультироваться с экспертами об оптимальном образовательном маршруте в новых условиях

9. Родителям на заметку

Родителям школьников и абитуриентов также стоит проявить внимательность.

  1. Вникнуть в суть образовательной реформы, чтобы помочь ребенку с выбором дальнейшего пути
  2. Не торопиться с выводами о том, какой уровень образования "лучший" или "хуже"
  3. Учитывать интересы, способности и желания самого ребенка
Студенты в современном классе

10. Вызовы для системы образования

Помимо сложностей для обучающихся и их родителей, новая система уровней образования создает немало вызовов и для самих учебных заведений.

Им придется оперативно перестраивать учебные планы, программы и методики обучения. А также искать новые подходы к оценке знаний учащихся в соответствии с обновленными целями и задачами каждого образовательного уровня.

11. Новые возможности для вузов

Вместе с тем, изменения в системе образования открывают перед вузами и новые перспективы.

Теперь у них появляется возможность выстраивать более гибкие траектории обучения, внедрять современные методики, а также привлекать талантливых иностранных студентов и преподавателей.

12. Новая система - новые подходы

Подводя итог, можно сказать, что обновленная система уровней образования задает совершенно новую парадигму для всей российской образовательной сферы.

Чтобы ее преимущества раскрылись в полной мере, всем участникам этого процесса - от школьников до органов управления образованием - потребуется определенное время и серьезная внутренняя трансформация.