Государственное предпринимательство является крайне важной составляющей всех сфер бизнеса, в основу которых заложена рыночно-ориентированная экономика.
Государственные функции в управлении рынком
Субъекты предпринимательства, имеющего отношение к государству, всегда выполняли наиболее важную роль на рынках услуг и товаров. Сегодня предпринимательская деятельность от лица государства включает в себя непосредственное управление такими важными стратегически-значимыми объектами как почты, железные дороги и так далее.
Объемы конкуренции между государственными и частными монополиями не так уж и велики, так как частные бизнесмены в моменты, когда их детища перерастают в крупные масштабы, сами оказываются заинтересованными в соответствующем контроле, что дает им все гарантии по защите от агрессии всевозможных конкурентов. Государство осуществляет и обеспечивает правовую поддержку самым разным видам частной деятельности предпринимателей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На данном современном этапе развития экономика рынка не сможет нормально существовать без государственного вмешательства.
Аспекты надзирающей деятельности
Данную надзирающую деятельность принято рассматривать в двух аспектах:
- государство в роли субъекта рыночных отношений;
- механизм по регулированию и общему контролю.
Сам по себе механизм функционирования и деятельности рынка включает в себя регулирующие инструменты, такие как политика ценообразования относительно товаров массового потребления и прямое соотношение заработной платы населения. Это и дает возможность поддерживать должный уровень в сфере трудовой занятости населения, а, кроме того, полностью обеспечивает его способность выступать потребителями различных товаров.
Постоянно проводится государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Частные особенности и определение предпринимательской деятельности, которая проводится государством
Для того чтобы каждая составляющая структуры в своей системе, функционировала удовлетворительно и качественно, необходимо прямое вмешательство государственных инструментов. На протяжении всей истории государство, кроме оборонительных, судебных функций и законодательных, также выполняло важную роль в экономической области. Контроль столь глобального органа над экономикой страны появился в период становления самых первых государственных образований и получил значительное развитие в европейских странах еще в начале периода средневековой эпохи. Абсолютно любая экономическая отрасль в той или иной степени подвергается государственному регулированию и контролю. На этом основано государственное предпринимательство.
Функции регулирования и контроля
Нет сомнений в том, что именно руководство стран должно обладать определенными функциями регулирования и контроля деятельности для того, чтобы быть в состоянии обеспечить достойные условия для функционирования бизнеса различных масштабов. Но среди предпринимателей, видимо, если исходить из их интересов, бытуют различные мнения по поводу того, в какой мере та или иная сфера производства может быть подвержена глобальному регулированию. Одни представители бизнеса настаивают на правильности фактического наличия и развития инструментов монополизма государства, а другие стараются придерживаться всевозможных либеральных взглядов. Параллельно с этим на исторических примерах, если взять в рассмотрение кейнсианскую революцию, уже было доказано, что экономическая сфера страны сама по себе не способна исцелять себя в ситуациях, связанных с финансовым упадком.
На ком лежит ответственность?
Вся ответственность за уровень функционирования субъектов государственного предпринимательства, и развитие экономики страны, лежит непосредственно на законодательном аппарате управления. Общеизвестно, что удовлетворение общества и нации в финансовом плане, прямо пропорционально объемам развития экономики страны. А для того, чтобы такой уровень считался качественным и высоким, правящие круги применяют целые группы методов регулирования и управления. Один из них – это, прежде всего, выстраивание грамотной системы по налогообложениям, законодательству, кредитной и денежной системе и так далее.
Задачи, преследуемые гос. предпринимательством в Российской Федерации
Среди основного перечня функций, возложенных на плечи государства, можно назвать следующие направления:
- развитие топливной, энергетической и металлургической промышленности;
- деятельность по прогнозированию научно – технических совершенствований;
- сохранение среды жизнедеятельности и ее защита;
- установление и создание социальной инфраструктуры, например, связь, медицинское обслуживание, транспорт, образование и так далее;
- наличие гарантий в области социальной защиты для недееспособных и малоимущих групп населения;
- развитие финансовой системы.
Все вышеперечисленные задачи должны быть решены лишь посредством задействования инструментов государственного управления.
Организационные и правовые функции, а также типы деятельности гос. предпринимательства
На территории Российской Федерации, как и во всех прочих странах, государственное предпринимательство считается неотъемлемой частью любой экономики. Но в данных рамках оно обладает своей спецификой, которая диктуется следующими факторами:
- Экономический элемент, который контролирует государственное предпринимательство в России, сохранил признаки прежних форм Советского Союза, которые характеризовались глобальным регулированием во всех областях жизнедеятельности.
- Необходимость наличия государственного предпринимательства в целях становления экономики страны.
- Вмешательство инструментов руководящего аппарата во все области экономики, а также стереотипы о единственно верном понимании чиновников о проведении экономических отношений.
- Закаленный традиционный менталитет, предполагающий значительный кредит доверия по отношению к государственным органам, но никак не к коммерческим.
Важна государственная поддержка среднего предпринимательства.
Сразу после исчезновения Советского Союза на всей территории бывшего пространства, в том числе и в России, поднялась массовая волна в сфере приватизации экономических предприятий, а также регистрация новоиспеченных юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В результате таких перемен численность организаций в России выросла в десять раз, что привело к появлению новых форм государственного предпринимательства.
Ведущие области предпринимательства в России
Среди главных и ведущих областей российского предпринимательства следует выделить такие, как:
- сельское хозяйство;
- промышленность;
- торговые механизмы;
- строительство.
После вышеупомянутой волны приватизации область государственного регулирования предпринимательства лишилась значительного числа предприятий.
Образ государственного предпринимательства
К формам предпринимательской деятельности государственных структур относят следующие варианты:
- Объекты федеральной собственности, то есть речь идет о ядерной деятельности, связи, транспорте, банках и информации.
- Объекты регионального характера, то есть субъекты Российской Федерации, а также различное муниципальное и федеральное имущество.
Признаки государственной деятельности
Как происходит государственное развитие предпринимательства?
К признакам предпринимательской деятельности государства относят:
- собственность на недвижимость учреждений;
- подчинение руководящих субъектов собственникам организаций;
- на учреждение не возложена ответственность перед лицом закона за обязательства держателя существующего имущества.
Государственные организации являются одним из типов соответствующего предпринимательства. Абсолютно любые вопросы в отношении материальной, ценовой и производственной политики подобных учреждений контролируются исключительно государством. Если оно выступает в роли заказчика продукции, которая производится казенными организациями, то в рамках этого непременно заключается соглашение государственного заказа. После заключения такого документа данные учреждения не могут отказываться от возложенных на них обязательств, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Государственное предпринимательство в России
Специфика управления нашей страны обоснована на своего рода командной системе по регулированию и надзору. Такая структура сама по себе является неким пережитком прошлой системы управления, существовавшей еще в Советском Союзе. Преодолеть данное неудобство можно с помощью стремления к общей коллегиальности в принятии абсолютно всех решений, а также использования мнений независимых экспертов и внедрения конкурсной основы для непосредственного утверждения новых руководящих кадров. Так осуществляется государственная поддержка предпринимательства.
Единственным общим признаком, который объединяет процедуру государственного управления в различных странах, выступает наличие специальных для этого министерств, которые формируются в целях контролирования деятельности той или иной сферы жизнедеятельности общества.