Жители больших городов редко задумываются над тем, откуда в магазинах берутся самые простые продукты. Конечно, все понимают, что хлеб кто-то выпекает, а картошку кто-то должен вырастить, но вряд ли люди при этом задумываются, какие именно этапы предстоит преодолеть, прежде чем на прилавок попадут качественные товары. Теоретически существует несколько способов: полный цикл, начиная с выращивания и заканчивая доставкой конечному потребителю, или же цепочка взаимосвязанных процессов, которыми занимаются разные организации. Например, закупка картофеля у населения для последующей оптовой продажи – это всего лишь один из этапов, который является вполне самостоятельным бизнес-процессом.
Как определить границы бизнес-идеи
Привлекательность полного цикла заключается в возможности получить самый большой процент прибыли, и при этом должным образом проконтролировать процесс, заработав отличную коммерческую репутацию. Минусом, пожалуй, можно назвать огромную сумму капиталовложений, которая потребуется для такого масштабного проекта.
Чтобы вырастить обычную картошку, потребуется земля, техника и горюче-смазочные материалы, удобрения, здоровый семенной материал, оросительные системы, складские помещения и огромное количество грузового транспорта. При этом не стоит забывать и о человеческих ресурсах — даже несмотря на современную сельскохозяйственную технику, без рабочих рук не обойтись.
Именно поэтому более доступной по исполнению становится, например, закупка картофеля у населения в Беларуси, чтобы доставить партию оптовому покупателю или продать в розницу самостоятельно. Суженные границы ответственности позволяют существенно снизить стартовые расходы и держать под контролем рентабельность.
Агрохолдинги против частников
По первому пути обычно идут крупные агропромышленные предприятия. Масштабы позволяют сократить расходы на условный обрабатываемый гектар: крупный опт ГСМ по выгодным ценам, полная загрузка техники. В результате появляется возможность снизить конечную стоимость продукции, и частники не в восторге от такой конкуренции.
Тем не менее закупка картофеля у населения продолжает пользоваться спросом. Считается, что фермеры не злоупотребляют минеральными удобрениями и ядохимикатами, поэтому их продукция имеет другие конкурентные преимущества.
Тендерные поставки
Небольшие организации и компании могут самостоятельно наладить покупку необходимых партий любых овощей у посредника или даже производителя, создавая тендеры на поставки на специальных биржах. В интернете есть сайты, специализирующиеся на публикации объявлений о купле-продаже сельхозпродукции. На этом могут заработать и посредники.
Предположим, после заключения договора на регулярные поставки производится закупка картофеля у населения в Орле, если удаётся найти качественный продукт по приемлемой цене. Работа посредника не так уж и проста, но при этом полезна: производителю не приходится заниматься организацией перевозок, искать транспорт и оплачивать топливо, и он может полностью посвятить себя выращиванию качественного продукта.
Как оформить купленную у населения партию?
Чтобы к бухгалтерии не было претензий, необходимо оформить закупочный акт о приобретении сельхозпродукции у физического лица. Компания может разработать собственный бланк, в который обязательно должны быть включены сведения о сторонах соглашения, название компании и данные продавца, содержание сделки — наименование товара, количество и категория, если это необходимо. Также в акт включается дата сделки, сумма и способ оплаты. Документальное оформление закупки картофеля у населения - это сделка с физическим лицом, при заключении которой покупатель не является налоговым агентом, следовательно, НДФЛ не вычитается, а продавец самостоятельно занимается декларированием доходов, с которых требуется уплатить налог.
В зависимости от того, для каких конкретно целей закупается сельхозпродукция, вносятся соответствующие поправки в бланк закупочного акта. При этом продавец не обязан платить НДС, поскольку не является индивидуальным предпринимателем. А вот закупщик при перепродаже высчитывает НДС согласно действующим нормативам.
Преимущества закупки картофеля у населения
Небольшие партии сельхозпродукции у проверенных частников могут оказаться более высокого качества, чем крупный опт, поскольку есть возможность тщательной проверки на стадии совершения сделки. Сами крестьяне часто отмечают, что скупщики выставляют определённые требования, и они достаточно высоки. Для бизнесмена, занимающегося переработкой или снабжающего продуктами рестораны и кафе, разовые закупки картофеля у населения в Курской области подчас выгоднее, чем длительный договор. Нужно помнить о том, что с каждой неделей хранения качество ухудшается, стоимость тоже меняется, и для бизнеса требуется более подвижная схема, чем жёсткие условия длительного контракта.
Проблемы
Сельское хозяйство всегда связано с определёнными рисками, которые бывает сложно предусмотреть и оперативно среагировать. Засуха, наводнение, нашествие проволочника, который способен испортить весь урожай. Это не просто снижает качество, а может вообще свести на нет все усилия. Страдает при этом не только производитель, ведь невозможно провести закупку картофеля у населения, если просто нечего закупать.
При условии резкого снижения качества в среднем по области аграрии оперативно реагируют, поднимая цены на продукцию, которая вписывается в требуемые стандарты. Это и есть рыночная экономика в приложении к сельскому хозяйству, специфические риски существуют, и с ними нужно считаться.