Рубрики

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: понятие, причины, типовые ситуации и предотвращение

Конфликт интересов в системе государственной службы - это явление, с которым может встретиться каждый чиновник. Оно отрицательно влияет на качество выполнения служебных обязанностей, а также подрывает доверие граждан к институтам государства. Отсутствие адекватного разрешения конфликта интересов на государственной службе может быть причиной завершения чиновничьей карьеры.

И такие явления объективно существуют, потому что каждый, включая чиновников, имеет семью, близких, родственников, знакомых, друзей и так далее. Проблемой, как правило, не является конфликт как таковой, а именно действия должностного лица в его условиях.

Личная заинтересованность

Что это такое?

О конфликте интересов и предвзятости в деятельности государственной власти идет речь в ситуации, когда должностное лицо, принимающие решения или участвующее в принятии решения, обладает особой заинтересованностью в способах рассмотрения этого дела, разрешении ситуации особых образом. Предвзятость означает, что он действует в собственных интересах, интересах близкого или третьего лица, которые, как правило, находятся в оппозиции по отношению к общественным интересам. Конфликт интересов имеет место, когда в игру вступает хотя бы теоретическая возможность того, что забота о личных интересах преобладает над заботой об общественных (потенциальный конфликт интересов на государственной и муниципальной службе).

Конфликт данного рода может принимать различные формы. В тяжелой форме это взяточничество, то есть коррупция. Изменения, которые происходят в современных демократических государствах, проявляются в том, что чаще встречается уже не взяточничество, а скорее конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.

Формы

Выделяют две основные формы конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Первая - это принятие решения, связанного с собственным делом чиновника, вторая - это взяточничество. В первом случае в деле участвует одно должностное лицо, которое, помимо вытекающих из исполняемой функции действий в общественных интересах, реализовывает также свой частный интерес (как правило, финансовый). Подобные действия могут состоять, например, в предоставлении себе товаров, скидок, льгот, премий, наград и т. д.

Схема коррупции

Вторая из основных форм конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе - это взяточничество, которое является преступлением (например, получение материальной выгоды, например, в виде денег). Эти формы достаточно хорошо известны и признаются в российском публичном пространстве. Однако кроме этих основных форм существуют также переходные формы, которые выделяют некоторые исследователи.

Первая промежуточная форма заключается в незаконном влиянии на разрешение дела. Незаконное влияние вовлекает двух людей – государственных служащих. Первый имеет возможность действовать, пользуясь правовой легитимностью для принятия мер, но не имеет своей личной заинтересованности. Второй, в свою очередь, имеет личный интерес в решении по определенному делу, однако не имеет прав для его урегулирования. Незаконное влияние имеет место в том случае, когда государственный чиновник с личной заинтересованностью, но без полномочий для ее реализации привлекает другое лицо к решению дела в свою пользу. Примером такого действия является ускорение рассмотрения официального дела или влияние на окончательное решение, принятое определенным образом по просьбе коллеги.

Еще одна форма конфликта – злоупотребление полномочиями. В то время как незаконное влияние относится к ситуации с двумя должностными лицами, данный случай затрагивает одного чиновника и двух частных лиц.

В этом случае должностное лицо имеет право принимать решения, касающиеся чьего-то личного интереса, но при этом не затрагивающие его собственного. В свою очередь, частное лицо не имеет достаточной легитимности для принятия решения. Нарушение появляется в тот момент, когда эти две стороны договариваются о разрешении дела определенным образом.

Поимка преступников

Предотвращение

Желание добиться урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе требует как от конкретных должностных лиц, так и от политической элиты усилий, особенно в случаях принятия решений в сферах, которые считаются уязвимыми для коррупционных схем. Также это требует от законодателя создания условий, которые послужат профилактикой для подобных явлений. А в случае выявления нарушений это требует формирования законодательной базы для наказания виновных.

Правовые нормы

Фактически все правовые нормы, касающиеся конфликта интересов, прямо или косвенно (как, например, в случае противодействия коррупции) создают своего рода свод принципов и правил, а также советов, касающихся „борьбы" с конфликтом интересов, то есть, другими словами, урегулирования подобных ситуаций. Однако есть правила внутреннего характера, например, этические кодексы, которые устанавливают, что лучшей формой их устранения является профилактика типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе.

Такой подход провозглашает ошибочным мнение о том, что можно избежать практически любые подобные ситуации. Заблуждением является заключение о том, что любой конфликт интересов - это зло. Неэтичным считается сравнение в духе «участвовать в конфликте интересов - это то же самое, что быть вором». Конфликт данного рода связан, скорее, с проблемами этического и морального характера, потому что то, что именно будет считаться хорошим или плохим, зависит от реакции на проблему, а не от самой проблемы.

Решение ситуации

Чтобы обеспечить предотвращение конфликта интересов, а также связанную с ним коррупцию, государство создает такую правовую структуру, которая позволяет на ранних этапах раскрыть это явление. Средства разрешения данных ситуаций также необходимы для того, чтобы усилить прозрачность и эффективность управления. Правовая система должна включать в себя положения, касающиеся декларирования имущества, использования своих должностных привилегий муниципальными служащими, государственными чиновниками, нужно грамотное оформление требований к обоснованию принимаемых решений. Важно помнить, что такого рода законы эффективны только тогда, когда действуют содержащиеся в них нормы, штрафы, и все становится бессмысленным, когда законы не исполняются. Пока эти условия не обеспечиваются, проблемы конфликта интересов на государственной службе будут оставаться нерешенными.

Цели

Цели законов, касающихся данной сферы, включают:

  1. Обеспечение прозрачности и этичного поведения должностных лиц путем исключения коррупционных соблазнов и возможности втягивания в незаконные схемы.
  2. Создание для чиновников условий для прозрачных процедур, касающихся процессов принятия решений.
  3. Содействие раскрытию частных, личных и политических интересов чиновников.
  4. Защита муниципальных служащих от необоснованных подозрений и развитие доверия к публичной администрации.
  5. Создание норм, благодаря которым чиновники подчинятся определенным этическим стандартам.
  6. Создание механизмов санкций для нарушителей и оказание поддержки лицам, нарушающим законы.

На основании вышесказанного можно предположить, что закон о конфликте интересов должен содержать, в частности, такие элементы, как обучение и воспитание чиновников, позволяющие улучшить их понимание законов, касающихся конфликта интересов, правила и рекомендации, связанные с раскрытием информации, четкие указания касательно запрещенного поведения, и, конечно, внушительные штрафы для лиц, нарушающих закон.

Способом профилактики является обязательство чиновников указывать самим возможные личные интересы, которые могут возникнуть в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей. Это должностные лица могут сделать еще до прихода к власти.

Подписывать документ

Риск возникновения

Сам факт возникновения потенциального конфликта интересов – это естественное явление. Ведь каждый чиновник остается членом различных социальных групп, имеющих собственные цели и интересы. Первостепенной важностью обладает то, что превратится ли потенциальный конфликт интересов в реальный, и как ситуация будет решена. Для выбора должностным лицом этического поведения решающим значением обладают характеристики элементов, которые составляют целостную систему противодействия коррупции:

  • качество и эффективное исполнение антикоррупционного законодательства,
  • профессиональная этика;
  • эффективность местных стратегий противодействия коррупции – то есть набор процедур, которые устанавливает система в законах, то, что она называет социально желательным и то, какие законные способы решения ситуации реального конфликта интересов предлагаются.

Об ответственности

Причины конфликта интересов на государственной службе могут быть различными. Перечень типовых ситуаций демонстрирует это многообразие: их очень много. Чаще всего встречается применение служебных полномочий в разрешении вопросов, касающихся семьи чиновника. Нередко государственные служащие принимают подарки, взаимодействуют с бывшими работодателями уже после увольнения из органов.

Это преступление

Примечательно, что наряду с понятием конфликта интересов на государственной, гражданской службе в российском законодательстве содержатся сведения об обязанности чиновников в письменной форме заявлять о потенциальном конфликте интересов. Заявление подобного рода должно писаться на имя непосредственного начальника. И если это не совершается, речь идет о правонарушении. Последствия заключаются в увольнении такого чиновника.

Меры по предотвращению конфликта могут приниматься непосредственно государственным служащим. Они могут никак не быть связанными с его законными обязательствами.

Кадры

Одним из часто встречаемых на практике конфликтов интересов является выполнение чиновником своих функций, связанных с кадрами. Как правило, они взаимодействуют при этом со своими родственниками. Так, чиновники в числе первых кандидатов на вакантные должности выбирают лиц из числа своих близких. Нередко государственные служащие выступают в роли членов комиссии, которая проверяет непосредственно их родственников. Но не каждая ситуация подобного рода влечет за собой конфликт интересов. Если, к примеру, предоставление государственных услуг родственному лицу не предполагает предпочтения, не отстраняет от их получения других лиц, о конфликте интересов речь в таком случае не идет.

Это чиновник

Выполнение услуг

Следующая типовая ситуация – чиновник собирается выполнить какие-либо оплачиваемые действия в учреждении, в котором непосредственно осуществляет государственное управление. Он обладает правом на это лишь в случае, если это не вызывает конфликта интересов. Если же последний имеет место быть, чиновник обязан проинформировать об этом нанимателя и начальника. Заявление составляется в письменной форме. Это влечет за собой юридические последствия. И если выясняется, что конфликт действительно имеет место быть, чиновник должен отказаться от выполнения оплачиваемых действий в своем учреждении.

Если же такие действия уже выполняются, ему также нужно уведомить об этом начальство – это его прямая обязанность по закону. После он должен отказаться от продолжения такой работы. Если же родственные лица государственного служащего выполняют оплачиваемую работу в организации, в которой он трудится, он также должен уведомить об этом свое начальство. Если мер по профилактике конфликта интересов принято не было, чиновника отстраняют от должности.

Наличие личной заинтересованности у чиновника оказывает негативное влияние на то, как он исполняет свои служебные обязанности. Это вызывает сомнения в беспристрастности его действий, объективности. Закон не содержит запрета на трудоустройство родственных лиц в государственные структуры. Однако это провоцирует конфликты интересов.

Запрет на труд

В законодательстве содержатся запреты сотрудникам органов внутренних дел заниматься трудовой деятельностью в фирмах, которые не являются частью системы МВД по тем же самым основаниям. Единственное, что для них допустимо – научная, творческая, преподавательская деятельность. И она никогда не может финансироваться из зарубежных источников.

Закупка

Конфликт интересов возникает и в случае когда чиновник выполняет задачу, заказчик на которую – непосредственно государственное учреждение, в котором он выполняет функции, связанные с государственным управлением. Если он не предпримет мер по предотвращению подобной ситуации, не откажется от личной заинтересованности, его могут отстранить от должности. Это правонарушение, которое влечет за собой юридические последствия.

Конфликт интересов возникает и при закупке товаров государственным органом, когда его чиновник является непосредственно владельцем этих продуктов.