Рубрики

Меры административного пресечения: цель, виды

Меры пресечения в административном праве – это один из ключевых инструментов, позволяющих на государственном уровне принуждать в рамках закона. Применение подобных мер – это самый эффективный метод прекращения противоправных поступков со стороны некоторых лиц. Суть идеи в том, что поведение, нарушающее права окружающих, принудительно останавливается усилиями лиц, по должности имеющих на это права и привилегии. Таким образом можно остановить не только отдельно взятых лиц, но и наложить ограничения на предприятия, организации, которые пытаются идти поперек закона.

меры административного пресечения

Общая информация

Меры административного предупреждения, пресечения имеют ряд признаков, допускающих подразделение этой группы правоохранительной деятельности на несколько классов. Также нужно помнить, что имеются ограничения, оговоренные в законах страны.

Меры административно-процессуального пресечения реализовываются только в том случае, когда имеется нарушающая права, законы, правила ситуация, опасная для окружающих. Когда установленный законами порядок, отношения в обществе, оберегаемые действующими правовыми нормативами, находятся под угрозой, появляется смысл в мерах пресечения.

Что, как и когда

Проще говоря, к мерам административного пресечения относится такое поведение должностных лиц, которое позволяет прекратить деяния, совершаемые в настоящий момент времени, тем самым устраняя опасность для сторонних лиц. Эти меры могут регулировать положение в настоящий момент, а значит, они применяются участниками ситуации самостоятельно.

Меры административно-правового пресечения необходимы, чтобы при возникшем конфликте вернуть ситуацию в нормальное русло в предельно короткий временной промежуток. Считается, что это реакция мгновенная, этакая правоохранительная «первая помощь». В общем смысле понятие мер административного пресечения за сим исчерпано.

применение мер административного пресечения

Цели и ситуация

Цель мер административного пресечения официально заключается в том, чтобы предельно быстро устранить имеющееся нарушение законов и общественного порядка. Если возникла ситуация, нарушающая чьи-либо права, посредством применения таких мер она разрешается с минимальным ущербом для всех участников (насколько это оказалось возможным в стрессовых условиях). При возникновении ситуации, несущей в себе угрозу для общества, именно специальные меры административного пресечения позволяют восстановить равновесие и устранить причину, тем самым делая функционирование общества снова нормальным.

Многое в каждом отдельно взятом варианте зависит от индивидуальных особенностей ситуации. В ряде случаев меры административного наказания и меры административного пресечения имеют дополнительные цели. Сотрудники правоохранительных органов могут принимать меры, направленные на предотвращение опасной ситуации или таковой, которая вызовет нарушение прав граждан. Выделяют и такие меры, которые направлены на устранение последствий уже случившегося. В некоторых случаях речь идет о привлечении к ответственности.

Упрощенный пример

Физическая сила – это один из видов мер административного пресечения. Применение ее допустимо только в тех ситуациях, которые прямо указаны в действующих на территории страны законах. Это может быть требование досмотра личных вещей некоторого гражданина. Физическую силу можно использовать, если некоторое лицо требуется доставить куда-либо. Прибегать к такой мере можно только в ситуации, когда возникающие между участниками ситуации отношения провоцируют на это и делают невозможными более дипломатичные способы.

Когда можно?

Допускается применение мер административного пресечения только в таком случае, когда есть некоторый гражданин, действующий вразрез с законами страны. Прибегать к мерам можно без предварительного изучения того, какова вина человека. Более того, сам факт наличия вины не проверяется перед применением мер административного пресечения, это не считается обязательным. Так гласит закон.

меры административного наказания и меры административного пресечения

Нужно помнить, что меры используются, если поведение очевидно нарушает закон. Не играет роли, по какой причине человек совершает подобные поступки. Выявление причин, побудивших на подобное поведение, возьмет на себя следствие в ходе привлечения к ответственности. А вот меры административного пресечения нужны, чтобы здесь и сейчас остановить преступника. Они принудительны, и объектом мер будет не личность, но поведение.

Что и кто?

По закону меры административного пресечения доступны сотрудникам органов правоохраны. Как правило, это оперативная работа, напрямую пресекающая деятельность того, кто нарушает законы.

Воздействие не всегда бывает грубой физической силой. Практикуется также психическое влияние на нарушающего права окружающих. В результате применения мер административного пресечения человек по факту уже просто не может действовать как раньше, вразрез с законами. Вместо этого ему устанавливают обязанности, которые и приходится исполнять.

Все по закону

Применяются меры административного пресечения только как элемент отношений, свойственных управленческой государственной сфере. В качестве основной цели они преследуют прекращение нарушения прав. А для этого сперва нужно точно выявить, что в конкретной ситуации это самое нарушение имеет место.

меры административного предупреждения пресечения

С точки зрения признанных экспертов, специфика описываемых правоохранительных мероприятий такова, что требует быстрой реакции лиц в соответствующей должности. Необходимо, чтобы эти люди умели принимать решения самостоятельно. Только в этом случае можно оперативно применять полученную информацию и данные властями страны полномочия. При этом меры административного пресечения применяются без специального документирования ситуации. Не нужно заранее делать протокол, акты, постановления. Если возникла надобность, меры административного пресечения просто используют в рамках происходящего конфликта.

Как сильно влияем?

По жёсткости меры административного пресечения отличаются довольно-таки сильно. То, насколько серьезный подход следует практиковать в складывающейся ситуации, решают, исходя из характера преступных действий. Как известно, нарушитель может противодействовать защитникам закона. Ориентируясь на то, насколько активно он это делает, сотрудники охраны порядка выбирают меры административного пресечения.

Лицо, совершающее противоправный поступок, может в ходе конфликтной ситуации получить урон. Восстановить его в будущем не всегда представляется возможным. В частности, можно получить огнестрельную травму. Конечно, определенное восстановление зачастую допустимо, но не в полной мере.

Нормативы: кто подчиняется?

Отличительная особенность нормативов, которым подчинены меры административного пресечения, в том, что применяются они вовсе не к лицам, нарушающим общественный правопорядок. В законе прописаны такие нормативы, которым обязаны подчиняться охранники порядка и спокойствия общества. Распространяются некоторые позиции только на должностных лиц, другие – на органы.

специальные меры административного пресечения

Подобный подход позволил ограничить возможность «подмять под себя» простой народ. Обладая силой, властные структуры призваны охранять и защищать простых граждан, а не властвовать над ними и творить то, что им пожелается. Именно для охраны такого порядка и были разработаны нормативы, вписанные в действующие законы страны.

Определение: общее представление

Меры административного пресечения должны основываться на нормативах права: процессуального, административного. Это методика воздействия на психику, физически на лицо, совершающее противоправный проступок. Доступны меры только тем, кто по должности уполномочен охранять порядок в обществе. Применяются меры напрямую, прекращая неправомерную деятельность.

В зависимости от того, каким образом влияют на правонарушителя, меры делят на:

  • специальные;
  • обычные.

Подразделение производится по следующей логике: все меры относятся по умолчанию к категории обычных и не декларируются, а специальные вынесены в отдельный список.

к мерам административного пресечения относится

Специальные меры

К таковым следует относить такие меры административного пресечения, которые предполагают применение к участникам конфликтной ситуации физической силы. В качестве инструментов участники могут использовать палки из резины, а также заключать особенно агрессивных лиц в наручники. Можно использовать некоторые другие методики, средства, позволяющие принудить прекратить противоправную деятельность. Может дойти и до использования огнестрельного оружия.

Специальные меры от обычных в первую очередь отличны тем, что применение допускается лишь при невозможности прибегнуть к более мягким методикам разрешения конфликтной ситуации. Допускаются специальные меры тогда, когда нарушающие порядок в обществе граждане ведут себя особенно опасно, а прочие методики сохранения ситуации под контролем не показывают эффективности и результативности.

Полиция: стражи закона имеют права

Наиболее часто в ситуациях, когда нужно прибегать к обычным и специальным мерам, оказываются сотрудники полиции. Такие должностные лица в силу опасного и трудного характера работы часто сталкиваются с необходимостью очень быстро проанализировать ситуацию и понять, можно ли обойтись мягкими средствами или нужно прибегать к самым агрессивным.

меры административно процессуального пресечения

Из законов нашей страны следует, что сотрудники полиции могут потребовать от лиц, совершающих противоправные действия, прекратить такое поведение. Кроме того, в их правах потребовать остановиться у тех, кто мешает работать муниципальным, государственным органам. Сотрудники полиции могут запретить водителям управлять транспортом, эксплуатировать машины и агрегаты, которыми те дополнены (прицепы и прочее), если это создает опасность на дороге. Если машина заявлена в розыск, сотрудник полиции вправе задержать ее.

Что еще вправе сделать полицейский?

По закону представитель органов охраны правопорядка может задержать пьяного человека и направить его в медицинскую организацию. Аналогичную меру можно применить к тому, кто в токсическом, наркотическом дурмане и не может своими силами ориентироваться на местности, двигаться.

В некоторых случаях полицейский вправе изъять оружие и боевые припасы. Все такие ситуации описаны в законе под номером 150 от 1996 года. Также он может ограничить работу того или иного объекта, принять меры, позволяющие добиться безопасности. Полномочия и возможности, а также ограничения мер административного пресечения в этой ситуации прописаны в федеральных законах нашей страны.

Это важно!

Специальные меры имеют некоторые важные особенности. Благодаря им правоведы группируют методики воздействия на правонарушителей. Учитывают, что к таким вариантам развития ситуации прибегают лишь тогда, когда есть очевидная необходимость в «жёстком» подходе, то есть преодолении противодействия. Таковое бывает не только физическим. Задача лица, исполняющего обязанности охранника правового порядка, в том, чтобы пресечь деятельность и устранить посягательства на безопасность как общества, так и личности.

цель мер административного пресечения

Как правило, меры административного пресечения вызывают противодействие со стороны инициатора конфликта. Кроме того, сами по себе меры – это ответное действие на ситуацию, спровоцированную правонарушителем. Необходимость прибегать к такому варианту развития ситуации обычно обусловлена не характером правонарушения, а нежеланием нарушителя прекратить свою деятельность и подчиниться закону, олицетворяет которого представитель правоохранительных органов (обычно полицейский). Так как правонарушитель не просто посягает на установленные законодательством права личности, но и на саму власть и порядок правления, это делает его поведение еще более агрессивным.

Применяем правильно

Специальные меры обычно применяются, когда есть посягательство на преступление. В юридической науке обычно говорят о действительном, наличном посягновении. При этом нарушитель установленного правопорядка противодействует представителям власти и охраны законов.

По своему характеру специальные меры – это принуждение физическое, из-за которого правонарушитель прекращает противоправную деятельность. Как правило, прибегают к мускульной силе полицейских, а также используют различные специальные и неспециальные методики и средства, включая оружие и технику, которой располагают органы охраны правопорядка.

виды мер административного пресечения

Законы и специальные меры

В законодательстве нашей страны дано довольно полное освещение всех возможных специальных мер административного пресечения, доступных для органов охраны правопорядка. Изучая нормативные акты, можно выделить использование:

  • физического воздействия;
  • средств принуждения;
  • оружия.

К специальным средствам можно отнести разнообразные виды оружия в виде палок, устройств, воздействующих на разные органы чувств человека, включая электрошок. Средства бывают газовыми и порошковыми. Наконец, полиция вправе использовать дополнительные средства, помогающие обездвижить участников конфликтной ситуации.

Прибегая к физическому воздействию, оружию или спецсредствам, следует помнить об обязанностях охранителей порядка, прописанных в законах государства:

  • соблюдать нормативы порядка использования средств;
  • при совершении поступков, приводящих к нанесению вреда окружающим (особенно в ситуации, когда нужно предотвратить преступление), важно следовать уголовным законам страны.

Последнее предполагает учет норм об обороне, необходимости предотвращения по возможности вреда при задержании. В некоторых условиях нанесение вреда возможно, но только если ситуация это провоцирует.

Полиции – особенное внимание

Некоторое время назад был принят федеральный закон, именно ему должны подчиняться все действия полицейских в нашей стране. Из нормативного акта следует, что деятельность сотрудников правоохранительной структуры должна прекратиться, если цели достигнуты либо стало ясным, что достигнуть цель не представляется в текущих условиях возможным. Нельзя добиваться своего, ограничивая свободы, права обычных граждан.

понятие мер административного пресечения

Полицейские могут применять меры принуждения, если в конкретной ситуации это кажется необходимым исходя из обязанностей, возложенных на них, а также реализуя свои права. Но все это возможно лишь в ситуациях, прямо описанных в пятой части шестой статьи федерального закона, посвященного работе полиции в России.