Рубрики

Концессия — это вид договора в предпринимательской деятельности

Концессия — это договор государства с частной национальной или иностранной компанией или монополией. Предмет соглашения — передача в эксплуатацию от государства предприятий или участков земли для строительства, добычи минералов и других действий.

Цель концессии — освоение природных богатств, развитие или восстановление экономики в стране.

Виды и стороны концессионных соглашений

Выделяют такие основные объекты концессии:

  1. Проект, строительство, эксплуатация. Предмет соглашения — возведение объекта, его эксплуатация и использование постройки концессионером.
  2. Эксплуатация, проект, строительство. Предмет договора — функционирующий объект. Происходит расширение, реконструкция или переоборудование.

концессия этоПервый вариант концессии реализуется для крупных инвестиционных проектов: строительство тоннелей, мостов, дорог. Вторая схема применяется в энергетике, коммунальной и социальной сферах.

Стороны договора коммерческой концессии:

  • Концендент — государство. От его имени выступает правительство или уполномоченный орган исполнительной власти, субъект страны или муниципальное образование.
  • Концессионер — национальная или иностранная компания, индивидуальный предприниматель, сторона с договором товарищества.

Объекты договора концессии

Объекты соглашения — имущество в составе собственности:

  • транспортная инфраструктура — дороги, тоннели, стоянки, пункты пропуска автотранспорта;
  • железнодорожные пути сообщения;
  • речные, морские порты, сооружения гидротехники, суда разного типа назначения;
  • аэродромы, производственная и инженерная инфраструктура аэропортов;
  • тепловые электростанции;
  • коммунальное хозяйство;
  • объекты здравоохранения.

объекты концессии

Соглашение концессии

Договор концессии регулируется главой 54 ГК РФ. С 1 января 2008 года форма применяется в новой редакции: по соглашению правообладатель передает пользователю использовать в своей деятельности сочетание исключительных прав. Предмет договора предоставляется за вознаграждение на определенный срок или без даты действия.

Соглашению концессии присущи характерные признаки:

  • стороны договора — лица с правом вести предпринимательскую деятельность: ИП или коммерческие компании;
  • обязательный элемент предмета соглашения — предоставление в пользование исключительных прав без их уступки;
  • правообладатель оказывает пользователю консультативное и техническое содействие, концессионер соблюдает инструкции концендента;
  • юридическая самостоятельность пользователя сохраняется, предприниматель действует от своего имени, но информирует потребителя о том, что используются права концендента.

Договор — консенсуальное, двусторонне обязывающее возмездное соглашение.

Концессия — аналог института франчайзинга. В ГК РФ не используется понятие «коммерческая концессия». Законодательство и юристы оперируют термином «договор концессии».

Элементы соглашения

Концессия — это подписание договора такими сторонами: правообладатель и пользователь. Статья 1027, пункт 3 ГК РФ регламентирует, что в качестве участников выступают коммерческие предприятия и ИП.

Предмет договора. Исключительные права, включающие в себя знак обслуживания и товарный бренд, коммерческие обозначения и секреты производственной деятельности (ноу-хау).

Исключительные права подразделяются на две группы — обязательно переданные по соглашению и те, которые могут как перейти в пользование, так и остаться у правообладателя.

стороны договора коммерческой концессии

Цена и срок договора. Вознаграждение конценденту выплачивается пользователем фиксированными, периодическими платежами или другой формой, прописанной в соглашении. Отчисляется процент от выручки, наценки на опт товаров (статья 1030 ГК РФ).

Вопрос цены решается сторонами. В статье ГК РФ не оговорены и не предусмотрены последствия от случаев, когда стоимость соглашения не определена.

Дата действия договора устанавливается или не применяется участниками (статья 1027, пункт 1 ГК РФ).

Концессия — это соглашение, включающее права и ответственность сторон. Правообладатель обязан:

  • передавать пользователю документацию по технической и коммерческой частям;
  • провести инструктаж концессионера и его сотрудников по вопросам, касающимся использования прав;
  • провести госрегистрацию договора, если это прописано в соглашении;
  • оказывать пользователю содействие;
  • контролировать качество услуг, товаров, производимых пользователем.

Правообладатель вправе устанавливать цену реализации продукции или назначать верхний и нижний переделы.

Обязанности пользователя:

  • использовать исключительные права указанным в соглашении образом;
  • следовать указаниям, инструкциям правообладателя, направленным на обеспечение методов и условий пользования товарным брендом, знаком обслуживания;
  • не разглашать производственные секреты концендента;
  • доносить информацию до потребителя, что концессионер использует бренд, знак обслуживания правообладателя;
  • оказывать потребителю услуги, на которые покупатель мог бы рассчитывать, заказывая товар непосредственно у концендента.

Пользователь вправе предоставлять исключительные права по договору субконцесии, на условиях, согласованных с правообладателем.

Прекращение действия соглашения

Каждый из участников вправе отказаться от договора, предупредив другую сторону за полгода. Действие контракта прекращается в случае одностороннего отказа концессионера, если изменился знак качества или товарный бренд правообладателя.

Банкротство одного из участников, смерть концендента, если в права наследования не вступило юридическое лицо или ИП, — основания для прекращения договора.

договор концессииКонцессия — это одна из форм соглашения государственно-частного партнерства с обязательной регистрацией договора. Контракт — многофакторный инструмент, ориентированный решать текущие проблемы в определенных сферах экономики.