Рубрики

Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.

органы попечительства и опеки

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ - это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство - это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) - это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ - это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

органы опеки

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Структура

Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.

Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.

Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

отдел опеки и попечительства

Задачи

Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:

  1. Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
  2. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
  3. Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.

Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.

По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.

Полномочия

Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:

  • определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
  • подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
  • установление попечительства и опеки;
  • предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
  • заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
  • предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
  • проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
  • защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.

В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:

  • контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
  • освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
  • оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.

А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.

Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив - нескольким опекунам одного и того же подопечного.

Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.

работа органов опеки и попечительства

Обязанности ООП при смене места жительства подопечного

В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.

Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры - не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

органы опеки и попечительства москва

ООП и имущество подопечных

Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.

ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.

При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.

Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.

Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.

Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.

Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.

Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.

органы опеки и попечительства москва

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране - это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

права органов опеки и попечительства

Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.