Субъекты и объекты административного права всегда служили объектами нормативного регулирования. Так или иначе, это обусловливается их природой. Какие средства их регулирования известны на сегодняшний день? Что является объектом административного права? Почему? На эти и иные не менее важные вопросы можно получить ответы в процессе ознакомления с материалами статьи.
Понятие административного права, субъекты и объекты
Современное административное право – одна из наиболее сложных, масштабных отраслей права Российской Федерации, которая является базовой. Почему? Дело в том, что деятельностью структур государственного управления в данном случае затрагиваются практически все субъекты и объекты административного права, а также их интересы. Рассматриваемая правовая отрасль объективным образом связана с процессами управления в качестве социального явления. Именно поэтому термин, наделенный латинским происхождением (администрация – это в первую очередь управление), сегодня считается универсальным инструментом для формирования соответствующей характеристики того или иного вида деятельности. Что является объектом административного права? Правовая отрасль как раз этим и занимается, что регулирует отношения, возникающие в процессе данной деятельности и считающиеся непосредственно объектом.
Создание правовых государственных основ в Российской Федерации говорит о формировании такой системы права, которая удосужилась бы опровергать собственное «я», несмотря на актуальные внутренние противоречия. Так, государственное управление как объект административного права является отличным примером применения принципа системности права в общем аспекте. Подобный подход непосредственно к правовой структуре соотносится с четким определением функционала в отношении различных правовых отраслей.
Взаимосвязь понятия и функций
Под административным правом можно понимать одну из отраслей российской системы права, которая регулирует объект административного права, а именно отношения в обществе, возникающие по причине организации и последующего функционирования системы исполнительной государственной власти в плане абсолютно всех государственно-национальных и территориальных уровней Российской Федерации.
Кроме того, административное право может трактоваться как значимая отрасль системы права Российской Федерации, которая представляет собой совокупность норм. Так или иначе, они предназначены для того, чтобы регулировать отношения, возникающие в обществе. Кстати говоря, они же – объект административного права. Как правило, такого рода отношения возникают по причине осуществления исполнительной власти в практическом аспекте. Другими словами, они имеют место непосредственно в процессе регулирования государственного управления.
Понятия "администрация" и "администрировать" наделены, как отмечалось выше, латинским происхождением. Таким образом, их русский перевод говорит о "руководстве" и "управлении". Администратора можно трактовать как управляющего. Кстати, в последнее время современный деловой лексикон предполагает использование неплохой альтернативы – такого понятия, как «менеджер».
Структура непосредственно науки
Понятие и предмет, объект административного права зависят в первую очередь от того, в какой роли оно выступает по отношению к общественной жизни. Так, административное право служит отраслью права, отраслью правовой науки и одной из учебных дисциплин.
Его принято понимать как организованную совокупность норм юридической природы, которые занимаются определением субъективного поведения в сфере полицейских операций или управления государством. Важно дополнить, что субъектами считаются граждане, органы исполнительной власти, общественные объединения и так далее. Так, объекты административно-правовой защиты прав граждан регулируются также через административное право. Если же рассматриваемая правовая отрасль в качестве совокупности норм юридической природы предписывает поведение, которое так или иначе соответствует ситуации, то административно-правовая наука занимается исследованием юридических норм, классификацией и систематизацией их, объединением в институты права и, конечно же, представлением в конкретной системе.
Объект, предмет административного права
Как отмечалось выше, под административным правом следует понимать самостоятельную отрасль системы права Российской Федерации, отличающуюся от иных. Данные расхождения в первую очередь заключаются в предмете и методике регулирования. Объект административного права - это общественные отношения, основным отличием которых служит то, что они формируются, развиваются и обрываются непосредственно в области управления государственными процессами. Другими словами, данный тип отношений существует по причине организации и последующего функционирования исполнительной власти как организованной системы.
Следует дополнить, что административное право – далеко не единственная правовая отрасль, охватывающая отношения общественного характера в области развития исполнительной власти как особой системы. Тем не менее именно ее нормативы пользуются в данном случае безусловным авторитетом. Какие же виды объектов административного права на сегодняшний день известны? Какого рода отношения не прекращают собственное существование? Ответ на столь интересный вопрос можно узнать в следующей главе.
Видовое разнообразие объектов административного права
На сегодняшний день известны следующие объекты управления в административном праве:
- Отношения, возникновение которых связано непосредственно с формированием и функционированием управленческих процессов, производимых в государстве. Так, административное право в полной мере обслуживает область муниципального и государственного управления.
- Организованная совокупность отношений в обществе (как объект административного права), которые возникают, изменяются и прекращаются в ходе реализации управления государством. Кроме того, речь идет о практическом аспекте. Важно дополнить, что такого рода взаимодействие в обязательном порядке должно быть урегулировано посредством соответствующих норм.
Общественные отношения как общий объект административного права наделены сложной, комплексной природой. Так, для них характерны некоторые особенности, подробно рассмотренные в следующем разделе.
Особенности объектов административного права
Как выяснилось, объект административного права могут составлять различного рода отношения, имеющие ряд особенностей. А именно:
- Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни. Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.
- Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти. Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.
Дополнительные характеристики
Помимо представленных выше особенностей общественных отношений, регулируемых административным правом, важно вспомнить следующие характеристики:
- Посредством административного права осуществляется регулирование отношений, носящих управленческий характер. Как правило, их возникновение напрямую связано с деятельностью исполнительных органов власти, тем не менее наделены данные отношения исполнительно-распорядительными характеристиками. Ярким примером тому может послужить определенная деятельность со стороны Председателя Государственной думы, которая касается в первую очередь организации рабочего процесса ее комиссий и комитетов. Или же судебная деятельность, где имеет место объект правонарушения в административном праве. Тогда актуально распределение дел, которые подлежат рассмотрению, непосредственно между судьями. Кстати, такого рода отношения в традиционном аспекте именуются внутриорганизационными.
- В большинстве своем административное право занимается регулированием отношений, где на первоначальных этапах исключается равенство участников в юридическом плане. Так, данные взаимодействия носят властный характер. Один участник правоотношений – это, так или иначе, обязательный субъект, имеющий некоторые полномочия государственно-властной природы. Исключением является лишь взаимодействие административно-договорного характера, однако удельный вес таковых в общей совокупности отношений, связанных с управлением, очень мал.
- Административное право регулирующим образом воздействует на отношения общественной направленности вместе с нормативами иных отраслей права Российской Федерации. Ярким примером тому может послужить определенного ранга взаимодействие с нормами трудового права в процессе регулирования вопросов относительно государственной службы.
Что же в итоге?
Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.
Кстати, данная методика выражается посредством установления прав субъективной природы, а также соответствующих юридических обязанностей; в степени их определенности и конкретизации; в инструментах и способах организации прав субъективного характера и соответствующих обязанностей юридической направленности в области государственного управления. Кроме того, она позволяет определить конкретный механизм действия норм административно-правовой природы непосредственно на отношения управленческого типа.
Единство административного права
Как выяснилось, все охарактеризованные выше элементы тесным образом взаимосвязаны между собой. Именно поэтому организованная система знаний, которые накапливаются правовой административной наукой, отличается в первую очередь предельным уровнем единства. В процессе обозначения частей - элементов объекта этой науки - необходимо выделить первичность категорий административно-правового регулирования, носящую познавательный характер, и, конечно же, вторичность в отношении актуального административного права.
Нормативы административно-правовой направленности составляют актуальную на сегодняшний день основу административной науки, но все же настоящий смысл данные нормы обретают благодаря непосредственно собственному росту относительно общих категорий, на которых они сначала держатся, а после исчезают. Невозможно полноценным образом понять и тем более нельзя пытаться истолковать нормативы административно-правовой природы, не прибегая к помощи ключевых категорий управления. Именно поэтому административно-правовая наука так или иначе должна обеспечить разработку аппарата категорий административно-правового типа для того, чтобы на основе данного научного капитала, имеющего постоянный характер, изучать актуальные в этот момент нормы права.
Соотношение объекта и предмета науки
Важнейшим вопросом относительно теории административного права является также соотношение предмета и объекта соответствующей науки. Важно отметить, что в литературе философского и юридического характера авторами используются оба термина при условии одного и того же содержания, что весьма интересно. Таким образом, Габриэ́ль Фе́ликсович Шершене́вич, известный российский юрист, и Юрий Петрович Козлов, профессор, в 1912 и 1967 годах соответственно определяли объект и предмет науки в качестве синонимичных значений. Естественно, даже с этой точкой зрения несложно согласиться в том случае, если закрыть глаза на некоторые нюансы.
Объектом административно-правовой науки служит абсолютно вся сфера соответствующей деятельности. Так, изучение объекта науки говорит об обращении к великому множеству источников, среди которых - административно-правовые памятники, глубокие знания в отношении соответствующих категорий и актуальных нормативов, знания об управленческих процессах в государстве, деятельности органов полиции, государственного контроля и так далее. Иными словами, абсолютно любые знания, пусть даже библиографические, которые связаны непосредственно с изучением административного права иностранных государств и изображают данную отрасль права посредством произведений художественной литературы (Писемский А. Ф., «Тысяча душ»), формируют объект административно-правовой науки.
В отличие от объекта административно-правового знания, предмет ни в коем случае не может в полной мере воспроизвести перечисленные выше аспекты или даже часть из них. Почему же? Дело только в том, что многочисленные стороны и характеристики, свойственные объекту, не наделяются существенностью и актуальностью в современности (необходимо дополнить, что некоторые из них просто-напросто неизвестны). Предмет административно-правовой науки, кстати, показывается не в прямой проекции на наблюдаемую действительность, но в ходе ее деятельности познавательного характера, раскрытия внутренней сути, расчлененности на самые весомые аргументы в структурном плане. Так, обобщенные и осмысленные сведения фиксируются посредством определенных категорий (понятий) административно-правовой природы. Именно через них первоначально обеспечивает определение предмета рассматриваемой науки. Таким образом, по сравнению с объектом предмет административного права как научного знания является предельно отчетливым, строгим и принципиальным понятием.
Важно дополнить, что административное право определяется множеством источников, общее количество которых неизвестно. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема кодификации и систематизации. Современное административное право считается одной из несистематизированных областей российской правовой системы в общем аспекте. А значит, данный вопрос необходимо как можно скорее решить всеми возможными на сегодняшний день методами (а их существует немало).
Таким образом, мы выяснили, что объект административного права составляют различного рода отношения, имеющие публично-правовой характер и связанные с практическим осуществлением полномочий исполнительными государственными органами. Эти отношения могут затрагивать разные сферы жизни: административно-политическую, экономическую, социальную, культурную и так далее.