В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.
Понятие собственности государственного типа
Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.
В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.
Право собственности
Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.
Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.
Что необходимо относить к государственной собственности?
Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:
- Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
- Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
- Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).
Конкретные объекты
Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:
- Объекты всемирного природного наследия.
- Ресурсы шельфа континентального значения.
- Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
- Художественные ценности общегосударственного типа.
- Исторические ценности общегосударственного типа.
- Государственные банки.
- Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
- Валютный фонд.
- Золотой запас.
- Государственное недвижимое имущество.
- Алмазный фонд и так далее.
Виды государственной собственности
Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:
- Объекты производства оборонного плана.
- Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
- Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
- Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
- Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).
Значения государственной собственности
Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:
- Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
- Федеральная собственность.
Субъекты взаимоотношений
Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:
- Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
- Руководство страны.
- Отдельные муниципальные структуры.
Распределение имущества
Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.
Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:
- Право владения.
- Право пользования.
- Право распоряжения.
Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.
Функции собственности
Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:
- Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
- Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
- Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
- Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
- Наделение гарантиями национальной сохранности.
- Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
- Национализация собственности разорившихся структур.
- Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
- Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
- Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.
Управление собственностью
Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.
Функции управления
Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:
- В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
- Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.
Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:
- Управление пакетом акций муниципальной природы.
- Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
- Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
- Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
- Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
- Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).
Приватизация и разгосударствление
В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.
Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.
Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:
- Формирование разных типов хозяйств (структур).
- Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
- Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.