Административное судопроизводство, будучи важнейшим административно-правовым инструментом для обеспечения и защиты общественных интересов, все еще не имеет нормативного определения. Так или иначе это является причиной постоянных споров и двусмысленности в теории. В данной статье рассмотрим понятие и стадии административного судопроизводства, а также иные немаловажные аспекты темы.
Понятие административного судопроизводства
Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.
Особенности административного судопроизводства
Из актуального понятия и стадий административного судопроизводства вытекает целый ряд нюансов и особенностей, которые и служат предметом непрерывных юридических споров. Именно поэтому в 2015 году соответствующая законодательная структура приняла решение касательно введения отдельного норматива об административном судопроизводстве. Он называется Кодексом Административного Судопроизводства РФ (сокращенно – КАС).
Так, данный Кодекс начал свое действие с 15.09.2015. Он был весьма долгожданным, ведь документ способен существенно облегчить труд юристов. КАС – это единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок реализации административного судопроизводства судебными органами разной юрисдикции административных разбирательств. Стоит отметить, что отдельные судьи и судебная власть нашей страны в целом является формально независимой от исполнительного звена власти. Так, обращение в судебные органы против произвола чиновников – это традиционная процедура защиты прав. Необходимо знать, что именно в результате разбирательства в суде может быть исправлен или вовсе отменен неправомерный административный акт.
Регулирование административного судопроизводства
Далее целесообразно разобрать нормативные акты, которые регулируют административное судопроизводство как стадию административного процесса. Как выяснилось, ключевым нормативом в делах административного характера является КАС. Споры, которые не определены в Кодексе, рассматриваются судьями в помощью учета норм Гражданско-процессуального кодекса. Помимо этого, в зависимости от конкретных характеристик дела могут использоваться особые законы федерального уровня. В частности, обжалование действий структуры власти регламентировано соответствующим законодательным актом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Необходимо дополнить, что обращения в судебные органы конституционного разряда разбираются в порядке, который предусматривается законом «О Конституционном Суде РФ».
Специфика судопроизводства
Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.
Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.
Стадии административного судопроизводства
КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:
- Возбуждение дела административной природы.
- Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
- Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
- Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
- Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.
Возбуждение дела как этап административного судопроизводства
Как выяснилось, первой стадией административного судопроизводства является возбуждение дела касательно правонарушения административной природы. Она наделена специфическим процессуальным оформлением посредством протокола о соответствующем правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ. Стоит отметить, что возбуждение дела согласно юридическому значению выступает и действием процессуального характера, и фактом юридической природы в отношении появления административно-процессуальных отношений. Названная стадия административного судопроизводства может протекать как по инициативе уполномоченного должностного лица или органа, так и по желанию гражданина, к примеру, в результате его жалобы.
Особенности этапа возбуждения дела
Следует знать, что этап возбуждения дела административной природы в некоторых случаях предполагает осуществление административного расследования после определения правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области налоговых выплат и сборов, о защите потребительских прав, в сфере охраны природы, производства и последующего оборота спирта, а также алкоголя и спиртосодержащего продукта, пожарной безопасности, движения на дорогах. Так, актуальной становится экспертиза и другие действия процессуального характера.
Стоит уточнить, что названная стадия административного судопроизводства предполагает реализацию в процессе расследования таких процессуальных действий, как сбор и последующая фиксация доказательств, решение вопроса касательно прекращения или приостановления производства, оформление протокола в отношении возбуждения дела. Веское основание для возбуждения рассматриваемого типа дел – это реализация административного проступка, а также наличие норматива, предусматривающего ответственность, в соответствии с которым и формируется протокол.
Меры обеспечения административного судопроизводства
В настоящее время утверждены определенные меры обеспечения судопроизводства по делам. Среди них важно отметить следующие:
- Задержание в административном порядке.
- Личный досмотр, а также досмотр вещей подозреваемого.
- Изъятие личных вещей и документации.
- Отстранение от управления транспортом.
- Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Этап рассмотрения дела
Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа. Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.
Особенности постановления
Обычно постановление, относящееся к делу о правонарушении, может быть обжаловано физическим (юридическим) лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в судебном порядке или же в вышестоящую структуру исполнительной власти. Необходимо знать, что обратиться с обжалованием можно в прокуратуру. Как правило, подача жалобы и последующее принесение протеста со стороны прокурора на некоторое время приостанавливает реализацию постановления до протеста или рассмотрения жалобы.
В тридцатой главе представлен порядок пересмотра постановлений и, соответственно, решений в отношении дел о правонарушениях административного характера. Следует заметить, что жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти суток и рассмотрена в течение десяти дней. Однако жалоба касательно административного ареста обычно рассматривается в течение одних суток после ее подачи.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.
В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.